Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы наместники, матушки игумении, представители монастырей Русской Православной Церкви! Братья и сестры!
Сердечно рад приветствовать вас в Санкт-Петербурге, в нашем Новодевичьем монастыре, на проходящем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заседании, посвященном теме послушания в современных монастырях.
Отрадно, что сейчас многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». В подготовке «Положения о монастырях и монашествующих», принятого в прошлом году на Архиерейском Соборе, участвовали все епархии. Первоначальный вариант этого документа собрал более тысячи комментариев. Это свидетельство того, что поднятые в нем проблемы актуальны для насельников более девятисот монастырей Русской Православной Церкви.
На форуме мы делимся своим видением ситуации относительно упомянутой темы, обозначаем круг вопросов, и в конце постараемся принять необходимые рекомендации по результатам обсуждений.
Не случайно наше собрание проходит в мегаполисе, где особенно остро ощущается дыхание современного мира с его идеологией эгоизма и самомнения, когда личное мнение человека о грехе и добродетели считается критерием истины.
Поскольку мы живем в эпоху широко развитых социальных коммуникаций, эта идеология не может не касаться монастырей, куда насельники приходят из мира с багажом своих представлений – когда принцип послушания воспринимается в духе светского понимания внешней свободы, а не внутренней борьбы со страстями.
Человеку, как существу греховному, свойственно выражать протест в разной форме и по разным поводам. Одни стараются с этим протестом бороться, другие его скрывают, но внутри он остается как болезнь, разрушающая духовную жизнь человека.
Послушание является одним из трех обетов постригаемого в монахи. Наряду с двумя другими обетами оно – тяжелый ежедневный труд. Ведь каждый человек – это личность, оценивающая ситуацию, как говорят, со своей колокольни. Важно, чтобы возлагаемое послушание стало личным выбором монаха, принятием воли Божией, явленной через игумена или игумению. Это идеал, к которому необходимо стремиться всем монашествующим, чтобы достичь святости, ради чего мы отрекаемся от мира.
Важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем просто начальственным. Ведь начальственное руководство не может способствовать появлению подлинного послушания, монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери. Не каждый согласится сажать саженец вверх корешками, если повеление исходит не от авторитетного в духовном плане руководителя.
Иногда насельников обителей назначают на послушания, которые не совместимы с личными способностями или здоровьем человека. Игуменам и игумениям нужно взращивать в себе дар рассуждения, о котором говорят святые отцы-подвижники, и стараться с большой мудростью и терпением подходить к подобным вопросам.
Наша дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета – послушания – применительно к жизни в современном монастыре. Как объяснить труднику или послушнику, что есть послушание? В чем разница между послушанием игумену и исполнением обязанностей на работе? На эти и другие вопросы призваны ответить участники круглого стола.
Желаю вам помощи Божией в трудах и успехов на поприще монашеского делания.
Благодарю за внимание!