Доклад игумении Софии (Силиной), настоятельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга на конференции «Священномученик Иларион (Троицкий): богословие, подвиг, почитание» (15–16 июня 2023 года, Санкт-Петербургская духовная академия)
Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы и матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Могила священномученика Илариона (Троицкого) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря – одно из немногих известных мест погребения новомучеников и исповедников Церкви Русской – стала местом паломничества всех почитателей их святого подвига.
Известно, что вскоре после погребения митрополит Алексий (Симанский) и его восприемники по кафедре заботились о поддержании должного благолепия этой скромной могилы, ставшей последним пристанищем святителя на 70 лет. Так, например, покойный протоиерей Николай Беляев, будучи еще мирянином, имел от петербургских святителей послушание заботиться о могиле на территории закрытого в советское время монастыря. Представителям интеллигенции из кружка митрополита Иоанна (Вендланда) и архиепископа Михея (Хархарова) была прекрасно известна эта могила, которую они посещали в годы гонений на Церковь. Наконец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одно из своих посещений нашей обители рассказал игумении, как в годы своей юности со своим братом и учащимися Петербургских духовных школ он посещал могилу исповедника Христова.
В 1990-е годы, после отмены цензурных ограничений, в епархиальном журнале Санкт-Петербургской епархии стали регулярно появляться публикации, посвященные жизни и трудам архиепископа Илариона. На епархиальном собрании 18 ноября 1997 года Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в годовом докладе был поставлен вопрос о необходимости канонизации архиепископа Верейского Илариона (Троицкого).
Ученым советом Санкт-Петербургских духовных школ 12 февраля 1998 года рассматривался вопрос о богословских трудах святителя Илариона в связи с негативными отзывами московского клирика протоиерея Михаила Редкина, и был сделан вывод о том, что “научно-богословское наследие архиепископа Илариона (Троицкого) строго православно по своему существу и имеет непреходящее актуальное значение”.
Следует учитывать социальный и религиозно-политический контекст времени обретения мощей священномученика Илариона. Дело в том, что в это время мэром Санкт-Петербурга Собчаком А.А. был задан вектор на создание так называемого “рынка религиозных услуг в Санкт-Петербурге” (прямая цитата из переписки с его заместителем), при котором ни в коей мере не учитывались ни категории канонического права, ни правопреемство юридических лиц, фактически на уровне городских властей поощрялся канонический хаос, частью которого было создание религиозных организаций различных юрисдикций. В частности, в Казанском храме Новодевичьего монастыря без благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна была зарегистрирована раскольническая община Зарубежной Церкви, представители которой неоднократно заявляли, что в Зарубежной Церкви архиепископ Иларион (Троицкий) уже канонизирован.
Кроме того, в Петербурге существовали и другие раскольнические общины, в том числе не имевшие государственной регистрации. Следует иметь в виду, что в Российской Федерации уже имели место прецеденты, когда мощи даже древних святых оказывались у раскольников (например, мощи святого Евфимия и святой Евфросинии у так называемой Российской православной автономной церкви в Суздале).
По состоянию на 1997–1998 годы Новодевичье кладбище носило статус закрытого, не имело надлежащего ограждения, отсутствовала охрана, а на самом кладбище регулярно совершались акты вандализма и сатанинских ритуалов.
Именно в силу выше указанных обстоятельств митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром было принято решение о перенесении честных останков архиепископа Илариона с неохраняемого кладбища в Казанский храм – усыпальницу Новодевичьего монастыря. Его Высокопреосвященство направил соответствующие обращения на имя губернатора Санкт-Петербурга (исх. № 827 от 02.12.1997 г.) и на имя Председателя Комитета по потребительскому рынку (исх. № 441 от 07.07.1998 г.), в ведении которого находилось Новодевичье кладбище. Резолюцией от 14 июля 1998 года было получено разрешение о перенесении честных останков.
Подготовкой обретения и перенесения мощей было благословлено заниматься сестрам Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Само обретение мощей состоялось 24 июля 1998 года и отражено в Протоколе, экземпляры которого находятся в Епархиальном управлении и в канцелярии Новодевичьего монастыря. Также велась фото- и видеофиксация обретения мощей.
Некоторые цитаты из Протокола: «11/24 июля 1998 года, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, в 6.00 часов утра в приделе Державной иконы Божией Матери Казанского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря была отслужена Божественная литургия с поминовением Высокопреосвященного архиепископа Илариона (Троицкого). Литургия была отслужена благочинным Троице-Сергиевой Приморской мужской пустыни иеромонахом Игнатием (Бузиным) и заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии иеродиаконом Мстиславом (Дячиной).
В 8.30 духовенство Воскресенского Новодевичьего монастыря (иерей Николай Волков, иерей Евгений Горянчик), а также служившие Литургию иеромонах Игнатий (Бузин), иеродиакон Мстислав (Дячина), настоятельница монастыря монахиня София (Силина) с сестрами и прихожанами с пением тропаря Святой Троице направились к месту захоронения архиепископа Илариона.
С 6.00 часов в присутствии эконома монастыря инокини Татианы (Судаковой) и иерея Вадима Онопченко были начаты работы по вскрытию могилы в соответствии с письмом и схемой, определявшей место нахождения могилы.
К 8.45 был сделан раскоп 3х3 метра глубиной 1 метр. На показавшуюся крышку гроба был положен сверху лист оргалита во избежание повреждения и засыпания гроба землей. И была отслужена панихида.
Непосредственно в раскопе работали: иеромонах Игнатий (Бузин), инокиня Татиана (Судакова), рабочие монастыря.
В раскопе почва песчаная, много корней деревьев, которые подрубали топором и садовыми ножницами. Восточная часть могилы ограничена камнем соседнего склепа.
К 9.20 гроб был расчищен, дно могилы выровнено. Были обнаружены ручки от гроба, канун для свечей без Распятия. Под гробом обнаружены остатки еловых веток.
В 10.00 для извлечения из могилы под гроб подложены доски и кирпичи и продолжилась расчистка гроба.
В 10.40 отделилась доска в восточной части с торца гроба, через образовавшееся отверстие высыпалась земля с костями стопы.
Затем иеромонах Игнатий извлек кости стопы из могилы и под гроб начали подкладывать листы оргалита.
К 11.00 из могилы были ещё извлечены кости стопы».
Протокол был составлен очень подробно одним из монастырских священников иереем Евгением Горянчиком. Врач по образованию, он буквально поминутно описал это важное для Церкви событие.
«Гроб с листами оргалита обвязали проводами для сохранности при извлечении и перенесении, с торцов гроб с листами оргалита был обвязан белой тканью.
Гроб был поднят из раскопа и установлен на носилки, покрыт белой тканью. Со дна могилы собрана в полиэтиленовые мешки просыпавшаяся из гроба земля.
По окончании вновь отслуженной панихиды, под пение заупокойного Трисвятого и тропаря “Общее Воскресение...”, честные останки были перенесены духовенством в монастырь.
По перенесении гроб с честными останками установлен в келейном корпусе в ризнице, где отслужена заупокойная лития».
Священниками, сестрами монастыря и специалистом антропологом было составлено описание состояния честных останков священномученика Илариона, а также в Протокол внесены сведения о состоянии облачения священномученика Илариона, в частности указано, что
«Воздух на главе из светлой парчи, расшитый нитью, предположительно медной, позеленел от времени. Сохранность 90 %.
Архиерейское облачение из светлой парчи, местами бело-серебристого цвета, предположительно из посеребренной медной нити, позеленевшей от времени. Сохранность верхней части 90 %».
Напомню присутствующим, что тело священномученика было испрошено митрополитом Серафимом (Чичаговым) из тюремной больницы имени Ф.П. Гааза и было облачено в саккос и омофор самого будущего священномученика Серафима (Чичагова), место захоронения которого точно неизвестно, поскольку он был расстрелян на Бутовском полигоне в Подмосковье. Таким образом, эта святыня – четки, панагия, облачение принадлежит и связана с памятью двух святых – не только священномученика Илариона, но и священномученика Серафима (Чичагова).
После описания с участием антрополога состояния честных останков священномученика Илариона кости по афонской традиции были омыты теплой водой с церковным вином. Остатки истлевшей плоти были собраны в матерчатые мешочки. Части облачения разложены на столах для просушки.
А позднее, 26 июля 1998 года кости были протерты розовым маслом, после чего проведено также обследование с их описанием.
«Сопоставление исторических материалов, содержащих сведения об архиепископе Иларионе и обстоятельствах его погребения с фактами, установленными при вскрытии могилы, подтверждает принадлежность обретенных останков архиепископу Илариону (Троицкому).
Во второй половине дня 26 июля честные останки были перенесены в Казанский храм, облачены в белое архиерейское облачение и положены в раку, установленную в северо-восточной части центрального придела. По положении была отслужена заупокойная лития».
Облачение для мощей священномученика Илариона (Троицкого) сшито и передано в обитель сестрами Пюхтицкого монастыря. Архиерейский двойник к дню перенесения мощей был передан насельником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры иеромонахом Мартирием.
Со дня обретения и до перенесения мощей в Москву 9 мая 1999 года мощи священномученика Илариона во временной раке находились в Казанском храме-усыпальнице. При этом продолжался сбор материалов к канонизации священномученика Илариона. Так, из Казахстана Кирьяновым Николаем Борисовичем, иподиаконом владыки Илариона, разделившим с владыкой соловецкое заточение, было передано его стихотворение 1929 года, посвященное памяти архиепископа Илариона. Было передано несколько письменных свидетельств о чудесной помощи священномученика Илариона в различных жизненных обстоятельствах, которые опубликованы монастырем в брошюре 2004 года. Это и случаи помощи в решении вопросов с жильем, и случаи исцеления от заболевания глаз, а также свидетельства помощи священномученика в неожиданных опасностях в жизни людей. Могу сказать, что и наша обитель непрестанно чувствовала и до сих пор чувствует попечение, небесное покровительство священномученика Илариона в жизни и возрождении нашего монастыря. Особенно почитая священномученика Илариона, мы дали его имя нашей сестре, на сегодняшний день настоятельнице Константино-Еленинского монастыря игумении Иларионе, которая, будучи певчей Новодевичьего монастыря, также присутствовала при обретении мощей.
На заседании Священного Синода от 25 декабря 1998 года (журнал № 115) было принято решение о перенесении останков из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря в Сретенский монастырь Москвы. При этом в Решении Синода не упоминалось о том, что мощи уже находятся в Новодевичьем монастыре, а говорилось лишь об их захоронении на кладбище в 1929 году. Перед перенесением мощей в Петербург Сретенским монастырем была доставлена рака, в которую мощи были переложены под руководством насельника Сретенского монастыря архимандрита Анастасия.
В самый день перенесения мощей 9 мая 1999 года в Казанском храме Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении московского и петербургского духовенства. При стечении всего православного Петербурга был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг храма. В тот же день мощи были доставлены в Московский Сретенский монастырь. Раку с мощами перевезли в Москву на одном из частных самолетов. Так как габариты раки были нестандартные и не проходили в дверной проем самолета, дверь была демонтирована, рака с мощами внесена в салон самолета, а затем дверь вновь поставлена обратно, в связи с чем вылет задержался примерно на час. По благословению Святейшего Патриарха Алексия 10 мая в Сретенском монастыре состоялось прославление священномученика Илариона, архиепископа Верейского как местночтимого святого до общецерковной канонизации на ближайшем Архиерейском соборе. Была написана икона священномученика Илариона, московскими резчиками-архитекторами была создана прекрасная рака с сенью, располагающаяся на амвоне у иконостаса Сретенского собора с правой стороны.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 13–16 августа 2000 года, канонизировал священномученика Илариона для общецерковного почитания в сонме новомучеников и исповедников Российских. Его память Церковь празднует в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской в первое воскресенье после 7 февраля, 28 декабря в день преставления священномученика Илариона, а также в общецерковный календарь была внесена дата обретения мощей священномученика Илариона 24 июля. Кроме того, в нашем монастыре отмечается память 10 мая, в день его прославления в лике местночтимых святых.
В Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге находятся часть мощей священномученика Илариона, переданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), а также архиерейское облачение, панагия, крест, Евангелие и четки.
На кладбище на могиле установлен памятник с мозаичной иконой священномученика Илариона, изготовленный в мастерской Оптинского подворья в городе Москве. В день обретения мощей к этому памятному месту совершается крестный ход с ковчегом с частью мощей священномученика Илариона. В Новодевичьем монастыре каждое воскресенье после ранней Литургии совершается молебен священномученику Илариону, а в день его преставления 28 декабря по традиции совершается ночная Божественная литургия. В Воскресенском соборе находится написанная преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии Валентиной Тихоновной Ждановой икона «Пасха на Соловках» оригинальной иконографии, где в центре композиции помещен образ священномученика Илариона. Эта икона отражает упоминавшееся сегодня докладчиками событие Пасхальной службы на Соловках в период заключения владыки Илариона.
Движимый сыновней любовью к Матери-Церкви, архиепископ Иларион проходил на земле свой крестный путь исповеднического служения, а ныне ходатайствует перед Престолом Всевышнего о сохранении Русской Православной Церкви, непреоборимой адовыми вратами.