Доклад заведующего библиотекой и архивом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монаха Ермолая (Чежия) на презентации 25-ти томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», состоявшейся 10 мая в Московском Музее Русской Иконы.
Выход в свет этой серии осуществляется по благословению игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священно-архимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Макария (Макиенко). Этот издательский проект позволит приоткрыть завесу неизвестности над русским святогорским наследием, несправедливо забытым на Родине в годы атеистических гонений на веру.
Общепринято считать, что афонское наследие имеет лишь греческие корни. Однако, на самом деле, Афон всегда был интернационален, и в его духовной сокровищнице славянское и в частности русское наследие всегда играло очень важную роль. Архив Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА) содержит уникальные материалы, свидетельствующие о высокой духовной культуре русских подвижников Святой Горы, соединивших лучшие греческие и славянские святогорские духовные традиции.
На протяжении многих веков это наследие играло решающую роль в формировании самобытной русской православной духовности и культуры. Однако, до настоящего времени почти все эти духовные сокровища русских афонитов оставались неизвестными и недоступным для наших соотечественников. Дабы преодолеть этот пробел, Свято-Пантелеимоновым монастырь и начал издание 25-ти томной серии под названием «Русский Афон ХIХ-ХХ веков».
До начала презентации уже изданных томов этой серии хотелось бы от имени Священноначалия монастыря и всей братии поблагодарить ктиторов и благодетелей нашего монастыря, благодаря которым удалось издать этот проект. В первую очередь Александра Дмитриевича Беглова, председателя попечительского совета нашего монастыря, а так же бывшего мера Москвы Юрия Михайловича Лужкова и действующего мера Москвы Сергея Семеновича Сабянина, которые на протяжении почто 10 лет выделяли финансовые средства из бюджета города Москвы для технического оснащения монастырской библиотеки и привлечения специалистов в помощь монахам при разборке и каталогизации архива монастыря, без этого невозможно было бы осуществление такого значительного издательского проекта.
Так же огромная благодарность всем ученым и авторам, участвовавших в этом пректе и всему вспомогающему персоналу: редакторам, корректорам, верстальщикам и издателям, которые не покладая сил трудились вместе с нами над реализацией данного проекта. Хотя серия будет иметь двадцать пять томов, но при этом некоторые тома подразделяются на отдельные книги (иногда на две, а то и больше книг). Таким образом количество самих книг в данной серии превысит число 25.
Каждый том или группа томов соответствують особой тематике, первые три тома это жизнеописания русских святогорцев:
I том. «Русский Афонский Отечник. Или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в ХIХ-ХХ веках»
Из-за известных исторических перипетий до сих пор не представлялось возможным собрать и систематизировать все материалы для составления жизнеописаний афонских подвижников последних двух столетий. Если в дореволюционный период в афонских обителях велась работа в этом направлении, то после трагических событии 1917 года русские обители Афона оказались полностью отрезанными от России, начался печальный период упадка монастырской жизни, и всякая подобная работа прекратилась.
Поэтому данный вопрос долго оставался без внимания. Ни в России, ни в среде эмигрантов не было никакой возможности заниматься описанием повседневной жизни насельников Афона. Счастливым исключением в данном вопросе является труд лишь небольшой группы эмигрантских авторов (Б. Зайцева, Вл. Маевского, А. Дарова и др.)
Кроме того, из-за изоляции русские обители Афона были в таком тяжелом материальном положении, что все силы были направлены только на выживание все уменьшающейся и стареющей братии. Обители постепенно становились малолюдными, и некому было собирать, систематизировать и ухаживать за безценным наследием умерших предшественников.
К сожалению, многое безвозвратно утрачено, погибло, сгорело в случавшихся пожарах. Только в Русском святого великомученика Пантелеимона монастыре отцы смогли, хоть не в систематизированном виде, сохранить архив монастыря, более того, туда попали и фрагменты из архивов других русских обителей, обработка которых дала нам возможность проследить жизненный путь почти 8000 афонских подвижников, насельников разных русских обителей на Афоне.
По нашим подсчетам за последние 200 лет на Афоне проживало до 10 000 выходцев из бывшей Российской империи. Это насельники монастыря святого великомученика Пантелеимона, двух скитов — Андреевского и Ильинского — и до 150 разных, больших и малых келлий, калив, а также пустынники и сиромахи.
История жизни 10 000 человек, волею судеб оторванных от Родины и почти забытых и исключенных из общероссийской исторической и духовной действительности, несомненно, представляет огромный пласт русской духовной культуры, которым могла бы гордиться Россия. Эти люди, воспламененные любовью к Богу, оставили свою горячо любимую Родину и пришли в удел Божией Матери — на Святую Афонскую Гору, чтобы тяжелыми монашескими трудами очиститься от собственной греховности, сподобиться благодати Святого Духа и молиться за спасение самого себя, любимой Родины и всего мира.
Они телом оставили свою страну, но никогда не прекращали общаться с ней духовно, а некоторые из них, по благословению старцев, возвращались на Родину и трудились на духовной ниве, передавая соотечественникам несравненный афонский опыт подвижничества и аскетики. Многие из них создали письменные памятники, посвященные афонской истории: одни вели свои дневники с подробным описанием происходившего вокруг них; другие оставили обширную переписку, в которой увековечили русскую афонскую действительность XIX–XX веков, а некоторые письменно зафиксировали свой духовный опыт.
Изучив архивные материалы, обработав все имеющиеся в нашем архиве письменные источники, мы получили возможность предложить читателю данный труд, который содержит жизнеописания выдающихся афонских подвижников — выходцев из разных регионов бывшей Российской империи. Собрав воедино эти жизнеописания, мы отчетливо отметили, насколько прослеживается четкая духовная связь между старцем и учеником. Какими-то невидимыми духовными нитями все 10 000 русских монахов были связаны с главной взаимонаследуемой духовной осью Русского Афона, олицетворяемой его великими старцами.
Данная книга состоит из четырех частей: в первую часть вошли жизнеописания выдающихся старцев и подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, всего 130 подвижников, особо отличившихся как своей высокой духовной жизнью, так и вкладом в созидание и процветание монастыря. Во вторую, третью и четвертую части вошли жизнеописания 68 выдающихся старцев и подвижников Андреевского и Ильинскаго скитов, больших и малых русских келлий, пустынников и сиромахов.
Как уже было сказано, источниками для составлеия всех жизнеописаний послужили данные, находящиеся в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне: регистрационные книги монахов, дневники и записные книжки, письма насельников, официальная документация и др. Кроме того, была использована информация из уже изданных книг насельников монастыря.
Также в книгу вошел ряд материалов из периодических изданий русских афонских обителей: Пантелеимоновской — «Душеполезный собеседник», Андреевской — «Наставление и утешение святой веры христианской», Ильинской — «Нравственно-аскетические издания». Широко использовалась уже существующая литература по Афону: очерки, исследования и литературные произведения разных авторов XIX–XX веков.
II том. «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне»
До сих пор не существовало издания, дающего представление обо всех насельниках Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, их количественном составе, различных социальных характеристиках и, что особенно важно в качестве отправной точки исследования, содержащего краткие биографические сведения о каждом из них.
Том состоит из четырех основных разделов:
1. Насельники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
2. Насельники скита Новая Фиваида.
3. Насельники Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря.
4. Современные насельники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
После основной части Монахология помещен список паломников, умерших или оставивших свои паспорта на Афоне. Издание снабжено рядом указателей, помогающих читателю в поиске необходимой информации. Это Указатель монашеских имен, Указатель фамилий и Указатель географических названий. В последнем учитывались места рождения насельников и места их жительства, гражданства или прописки до поступления в соответствующую обитель.
Как известно, Монахологием называется книга регистрации иноков в монастырях Святой Горы. Она содержит основные данные о насельниках той или иной обители, такие как время и место рождения, время поступления в монастырь, даты постригов и рукоположений, дату смерти или выхода из обители, а также примечания о послушаниях и прочих важных событиях в жизни конкретного подвижника. На основе этих документов и были составлены для данного издания биографические статьи о насельниках Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, живших в нем в 1801-2012 годах их всего 4612 человек.
Как видно из Монахология, огромное братство Русского Свято-Пантелеимонова монастыря было традиционно многонациональным: русские, украинцы, греки, молдаване, болгары, грузины, сербы, румыны и др. жили бок о бок в мире и согласии, как истинная христианская община.
В обители за указанный период подвизались: великороссы — 3384 чел.; малороссы — 880 чел.; греки — 165 чел. (кроме вышедших в 1875 году); молдаване — 64 чел.; болгары — 43 чел.; грузины — 12 чел.; сербы — 9 чел.; румыны — 5 чел. и др. По социальному происхождению братство также было пестрым, и в нем были представлены все социальные слои тогдашнего российского общества: дворяне — 37 чел.; купцы — 80 чел.; мещане — 482 чел.; военные — 85 чел.; крестьяне — 3236 чел.
В Монахологии можно проследить, что география мест, из которых происходили иноки, отличается широтой и разнообразием. В Русский Свято-Пантелеимонов монастырь поступали жители почти всех регионов империи, среди которых особенно выделяются: Курская губерния — 369 чел.; Подольская губерния — 340 чел.; Воронежская губерния — 259 чел.; Тамбовская губерния — 205 чел.; Киевская губерния — 187 чел.; Полтавская губерния — 148 чел.; Черниговская губерния — 140 чел.; Московская губерния — 104 чел.; Вятская губерния — 75 чел. и др.
Эту книгу мы сознательно назвали «Монахологием», а не биографическим справочником, так как туда вошли данные только из монахологий монастыря, а эти данные иногда записывались из уст самих насельников и не были подтверждены документальными свидетельствами, поэтому могли расходится с официальными данными. Но, не смотря на это, мы пришли к выводу о необходимости их публикации, приняв во внимание огромный интерес в России к афонским подвижникам, как со стороны их родственников и потомков, так и со стороны многочисленных паломников и почитателей Афона, и также ученого сообщества, исследующего историю Афона.
И действительно, эта книга инспирировала огромный интерес ученых и простых любителей историков из краеведческих и прихрамовых музеев и на данный момент по всей России ведутся поиски дополнительных сведений монахов указанных в Монахологии. Люди дополняют, попровляют истории отделных афонских подвижников, познакомившись с ними из этой книги.
В третьем томе, помимо иноков Андреевского и Ильинского скитов, опубликованы данные о насельниках более 90 русских келейных обителей, существовавших на Афоне в ХIХ-ХХ вв. при других святогорских монастырях. Всего в том вошли имена 3241 русских святогорских иноков (в основном выходцы из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и Грузии). Том, по сути, является продолжением второго тома, и оба тома проиллюстрирован хранящимися в афонских архивах редкими фотографиями русских монахов.
Справочник также оснащен несколькими системами поиска данных. Помимо кратких жизнеописаний монахов, в книге даны краткие сведения о большинстве из русских келейных обителей и калив, многие из которых не сохранились до наших дней, либо пребывают ныне во владении греческих монахов.
Это первое такое издание, полномасштабно раскрывающее историю русского святогорского монашества ХIХ-ХХ вв. До сих пор не существовало издания, дающего представление обо всех насельниках русских обителей на Афоне, их количественном составе, различных социальных характеристиках и, что особенно важно, содержащего краткие биографические сведения о многих из них.
Особую благодарность выражаем игумену и Собору старцев сербского Хиландарского монастыря за предоставленные материалы для этой книги о насельниках русских келлий и калив, существовавших в ХIХ-ХХ вв. при этой братской славянской обители. В то же время, «очень скудные сведения о насельниках Ильинского скита и неполнота их перечня обусловлены нежеланием сотрудничества со стороны старцев Пантократорского монастыря, которые не дали благословение изучить монахологии этого скита, хранящиеся в архиве обители».
Для составления публикуемых в книге списков ильинских насельников были использованы фотокопии монахологиев Ильинского скита, сделанные еще в конце 1980-х гг. и великодушно переданные издателям британским исследователем Н. Феннелом.
Следующие три тома — это 1000-летняя история Свято-Пантелеимонова монастыря:
IV том. «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от древнейших времен до 1735 года»
В книге, состоящей из 608 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от момента зарождения русского монашества на Святой Горе до 1735 года. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, снабжен богатым иллюстративным материалом. Над составлением тома работали сотрудники Института Русского Афона во главе Дмитрием Васильевичем Зубовым в сотрудничестве с монахами Пантелеимонова монастыря.
В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину взаимоотношений Руси и Пантелеимонова монастыря, учитывая роль других государств, наций и корпораций. Большое внимание уделялось таким вопросам, как значение взаимоотношений с Афоном для внешне-политической деятельности государств; взаимовлияние Афона и России, Афона и Восточных Патриархий.
Собранный и проанализированный в книге материал может быть полезен историкам как Афона и Русской Церкви, так и русской внешней политики, поскольку восполняет важные пробелы в отечественной историографии. Данное исследование может быть использовано для составления учебных курсов и пособий по истории русского духовного присутствия на Афоне, истории русской дипломатии в регионе, истории Русской Православной Церкви с первых шагов ее становления.
В предисловии авторский коллектив, за участие в уточнении цели и задач и методов исследования, поддержку в сборе материалов и в практической работе, выражает благодарность российским ученым — М. В. Бибикову, Г. И. Вздорнову, Г. И. Карпову, С. П. Каштанову, Н. Н. Лисовому, Б. Л. Фонкичу, Я. Н. Щапову, а также Р. Штихелю (Германия) и многим другим ученым российских и зарубежных научных учреждений и институтов.
В приложении к тому размещены перечни игуменов Пантелеимонова монастыря в обители Ксилургу, в Старом (Нагорном) Русике (Фессалоникийца) и в Новом (Прибрежном) Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Также в книге впервые опубликован полный Русский Афонский Патерик, включая афонитов-новомучеников.
V том. «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от 1725 года до 1912 года»
В этой книге, состоящей из 802 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря на протяжении XVIII — XIX вв. и начала ХХ в. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, в основном из архива Руссика и снабжен богатым и редким иллюстративным материалом.
Состоит том из восьми частей. В него вошли материалы разных авторов, специализирующихся на изучении афонского наследия и русского монашества на Святой Горе. В частности, опубликованы работы М. В. Шкаровского, О. Е. Петруниной, Л. А. Герд, А. А. Турилова, К. А. Ваха, С. Ю. Житенева, О. А. Родионова, С. В. Шумило, А. С. Слуцкого, С. Е. Большаковой, игумена Петра (Пиголя), диакона Петра Пахомова.
В книге на основе афонских, отечественных и зарубежных архивных документов впервые подробно рассматриваются малоизвестные страницы истории Пантелеимонова монастыря и русского монашества на Афоне в XVIII в., причины запустения Руссика и заселения его греками, основание Нового (Прибрежного) Руссика и возобновление в нем русского иночества. Также подробно рассматривается русское паломничество на Святую Гору Афон в XVIII веке и сохранившиеся описания Пантелеимонова монастыря и других обителей Афона глазами русских паломников.
Отдельно освещается положение русского монашества на Афоне в периоды русско-турецких войн и греческой революции, связи русской дипломатии с Пантелеймоновым монастырем, русско-греческие отношения на Афоне, а также взаимодействие Афона и Вселенской Патриархии в рассматриваемый период. Уделено внимание истории взаимоотношений Пантелеимонова монастыря с другими русскими обителями Афона и с монастырями в Российской империи. Также рассматривается благотворительная и духовно-просветительская деятельность Пантелеимонова монастыря. Подробно освещается история и судьба подворий и метохов русской святогорской обители в Константинополе, Салониках, Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Таганроге, Ростове.
В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину истории русского святогорского монашества и Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря на протяжении XVIII — XIX вв. и начала ХХ в.
В книге, состоящей из 888 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря на протяжении всего ХХ столетия. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, снабжен богатым и редким иллюстративным материалом. Состоит том из шести разделов. Большую часть глав подготовил известный историк проф. М.В. Шкаровский. Отдельные главы подготовлены О.Е. Петруниной.
В книге на основе малоизвестных афонских, отечественных и зарубежных архивных документов подробно освещены непростые и противоречивые события в истории русского монашества на Афоне ХХ века. Важное значение уделяется таким малоисследованным темам, как Балканские войны, имябожническая смута, борьба русской дипломатии за решение афонского вопроса (1912–1918), положение русского монашества на Афоне накануне и в годы Первой мировой войны, интеграция Афона в состав греческого государства.
Подробно рассматриваются отношения греческого государства и Вселенской Патриархии к русскому монашеству на Афоне, связи Пантелеимонова монастыря с русской эмиграцией, югославским правительством, Сербской Православной Церковью и РПЦЗ. Серьезное внимание уделено положению Святой Горы в годы Второй мировой войны. Отдельные главы посвящены истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в послевоенные годы и в наше время. Подробно освещается история и судьба подворий и метохов русской святогорской обители.
Также рассматривается значение Свято-Пантелеимонова монастыря как важного духовного центра на Афоне. В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину истории русского святогорского монашества и Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в ХХ веке.
VII том. «Каталоги библиотеки и архива Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне»
Этот том содержит каталоги библиотеки и архива Афонской Свято- Пантелеимоновой обители и разделен на шесть отдельных книг:
1. Каталог славяно-руссских рукописей (X — XX вв.)
2. Каталог греческих, восточных и западноевропейских рукописей (X — XX вв.)
3. Каталог редких печатных книг (1494 — 1799 гг.)
4. Каталог архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (РПМА).
5. Каталог нумизматического собрания Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.
6. Нотный каталог Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.
В 2013 году свет увидела первая часть указанного седьмого тома. Это «Каталог славяно-русских рукописей, хранящихся в библиотеке и архиве Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря». Данный каталог славяно-русских рукописей предоставляет наиболее полную на сегодняшний день информацию об этом собрании: в нем даны описания 1435 рукописных единиц. Многие из них описаны впервые. Книга иллюстрирована фотографиями всех рукописей.
VII том. Часть 2. Каталог архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
В 2014 году свет увидела четвертая часть указанного седьмого тома. Во время случавшихся в прошлом пожаров и стихийных бедствий братия была вынуждена разнести документы по всему монастырю; при этом полностью нарушилась тематическая целостность и хронологическая последовательность документов. Потому собранный воедино материал представлял собой груду бумаг, которую можно было сравнить с огромным стогом сена, в котором нам предстояло искать иголку.
Но эта работа была успешно проведена — весь архив систематизирован и каталогизирован. Архивный фонд Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является совокупностью документов, исторически сложившейся в основном в результате существования и деятельности обители за последние 300 лет. Однако среди материалов имеются и документы более ранних эпох: самый древний датирован 1030 годом. В Каталог вошли 60 описей дел и архивных материалов, хранящихся в Пантелеимоновом монастыре.
Главной описью исторического содержания является опись 10 (История Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне 1705–2005 гг.). Именно указанный период истории обители и представлен в архиве монастыря большим числом документов, и материалы именно этой описи (278 дел хранения) и стали основой для создания вышеперечисленных исторических томов и они должны стать фундаментом для последующих исторических исследований. На основе архивных документов, входящих в данную опись, заново будут полностью изучены проблемы греко-русских разногласий 1874–1875 гг. и имябожнических споров, имущественных отношений с другими монастырями и многие другие.
Изданный монастырем Каталог содержит 543 страницы. Снабжен богатым иллюстративным и справочным аппаратом. Публикация каталогов Свято-Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания обители и детального исследования всех архивных документов, что позволит определять цели и ориентиры исторических исследований, точно планировать и организовывать их проведение и т.п.
IX том. «Старцы-возобновители Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря»
Том состоить из трех отдельных книг, содержащих обширные жизнеописания и творения выдающихся старцев и подвижников Русского Афона о. Иеронима (Соломенцова), о. Макария (Сушкина) и о. Арсения (Минина): их дневниковые записи, письма, наставления и прочее. Книги богато иллюстрированы фотографиями. Первые две книги уже появились на свет:
IX том. Часть I. «Духовник Иероним. Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова)»
Книга, состоящая из 723 страниц, основана на не публиковавшихся ранее документах, снабжена богатым иллюстративным материалом. Она целиком посвящена старцу Иерониму (Соломенцову), содержит пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы, воспоминания и прочее.
Как известно, старец Иероним (Соломенцов) на протяжении последних более 150 лет является одним из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников. Память о нем бережно и благоговейно передается в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации.
Родился старец Иероним (в миру Соломенцов Иван Павлович) 28 июня 1802 г. в городе Старый Оскол Курской губернии (ныне Белгородская область). Будучи учеником великого старца Арсения Афонского, отец Иероним возобновил старчество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и воспитал несколько поколений своих духовных преемников (среди них и старец Макарий (Сушкин)).
Много трудов отец Иероним приложил для обновления русского святогорского монастыря и устроения духовной жизни в нем. Проявлял отеческую заботу старец о всех русских святогорцах, как Свято-Пантелеимонова монастыря, так и Ильинского и Андреевского скитов, а также о подвизавшихся в уединении и безмолвии в различных келлиях и пустынях Афона. Опираясь на опыт своего наставника, старца Арсения, отец Иероним возродил духовную школу русского подвижничества на Святой Горе и передал это своим ученикам.
IX том. Часть 2. «Игумен всех русских Святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина)»
Книга, состоящая из 695 страниц, основана на не публиковавшихся ранее документах, снабжен богатым иллюстративным материалом. Он целиком посвящен старцу Макарию (Сушкину): пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы, воспоминания и прочее. В частности, в томе опубликован «Дневник схиархимандрита Макария (Сушкина), написанный им с 30 июля 1850 года до 4 августа 1851 года во время путешествия из города Тулы на Святую Землю и Афон».
Также опубликованы хранящиеся в архиве монастыря речи и проповеди старца, его наставления и письма, завещание и многое другое. Среди писем старца опубликованы его наставления о необходимости усилий в духовной жизни, о тесном и прискорбном пути христианском, о регулярном причащении, как бороться против забвения попечения о душе своей, как извиниться пред усопшими, о том, что каждому по силе его посылается от Господа крест, о вреде оставления монашеского пути, о терпении скорбей и несчастий, о прельщении разными ложными видениями.
Также здесь опубликованы утешения и наставления старца боящимся умереть внезапно, священнику, гонимому за проповедь слова Божия, скорбящим о том, что добрым делам завидует другие, терпящим скорби от восстающих на них близких, друзей, чад духовных и сослуживцев, и многое другое.
В книге, состоящей из 803 страниц формата А4, впервые публикуются ранее неизвестные письма, хранящиеся в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Из этой переписки мы узнаем о важном значении Афона и Пантелеимонова монастыря в жизненном выборе и мировоззрении Константина Леонтьева, Ивана Шмелева, Бориса Зайцева, Владислава Маевского, Оптинских старцев Моисея, Исаакия и Амвросия, преподобной Анастасии (великой княгини Александры Петровны) Киевской, святителей Николая Японского, Владимира (Богоявленского) Киевского, Николая (Велимировича) Сербского, Макария (Парвицкого-Невского), Иоанна (Максимовича) Шанхайского, Арсения (Стадницкого), Серафима (Чичагова), митрополитов Антония (Храповицкого), Антония (Вадковского), Анастасия (Грибановского), Антония (Блума) Сурожского, архиепископа Аверкия (Таушева), епископов Порфирия (Успенского), Кассиана (Безобразова), архимандритов Леонида (Кавелина) и Антонина (Капустина), протоиерея Георгия Флоровского и многих других.
Настоящий сборник писем охватывает довольно обширный отрезок времени начиная с середины XIX и до середины ХХ вв. Таким образом, через ранее неизвестные письма раскрываются новые страницы истории и духовного наследия Русского Афона и Свято-Пантелеимонова монастыря в XIX — ХХ вв.
XI том. «Переписка схимонаха Матфея (Ольшанского) с учеными востоковедами России и других стран»
В том, состоящий из 892 страниц формата А4, вошли письма таких выдающихся русских ученых востоковедов и византологов, как Дмитрий Айналов, Александр Алмазов, Сергей Вилинский, Алексей Дмитриевский, Александр Доброклонский, Григорий Ильинский, Василий Истрин, Иван Карабинов, Николай Красносельцев, Петр Лавров, Хрисанф Лопарев, Николай Марр, Сергей Ольденбург, Борис Панченко, Николай Покровский, Иван Помяловский, Антонин Преображенский, Василий Регель, Егор Редин, Александр Рыстенко, Полихроний Сырку, Федор Успенский и другие.
Также в книгу вошли письма таких западноевропейских и греческих ученых, как Эмиль Легран, Юбер Перно, Луи Пети, Габриэль Милле, Карл Фридрих Кинк, Афанасий Пападопуло-Керамевс, Мануил Гедеон, Спиридон Ламброс, Митрополит Пелусийский Амфилохий и др.
Все корреспонденты сгруппированы в алфавитном порядке. Письма приводятся в соответствии с хронологией их написания. Тексты писем опубликованы по правилам современной орфографии и пунктуации. Устаревшие формы слов приведены в современном написании. Многочисленные сокращения, свойственные эпистолярным текстам, раскрыты без указания. Авторские подчеркивания сохраняются.
Трудно переоценить значение этого издания для истории Афона и вообще для науки.
XII том. «Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне»
В книге впервые, на основе ранее не публиковавшихся архивных документов, подробно отражены многогранные отношения выдающегося российского дипломата, чрезвычайного и полномочного посла Российской империи в Османской империи, члена Государственного совета империи, министра внутренних дел графа Николая Павловича Игнатьева (1832-1908) с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем. Составил том историк Кирилл Вах, а комментирующие статьи к книге написали Олег Анисимов и Дьякон Петр Пахомов.
XIV том. «Афонское Добротолюбие»
В том, состоящий из 633 страниц формата А4, вошли малоизвестные творения таких русских святогорских подвижников и старцев XIX–XX веков, как иеросхимонах Агафодор (Буданов), иеромонах Арсений (Минин), схимонах Леон (Воскресенский), схимонах Иулиан (Троянский), схимонах Варнава, схимонах Петр (Козлов), схииеродиакон Сисой (Савченко), схимонах Герасим, преподобный Силуан Афонский, архиепископ Василий (Кривошеин), иеросхимонах Феодосий (Харитонов) Карульский, схимонах Никодим (Мушкарин) Карульский, иеросхимонах Серафим Карульский, схиархимандрит Софроний (Сахаров).
Многие из представленных в книге творений «о безмолвии и молитве», хранящиеся в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, публикуются впервые. В этой книге мы собрали творения о молитве афонских подвижников XIX–XX веков, которые особым монашеским подвигом с Божьей помощью обрели исключительный дар — чистую молитву. Они своей подвижнической жизнью очистили свое сердце, и Бог одарил их своей благодатью, и они, созерцая величие Божие, нам изложили суть своего опыта молитвенного пребывания в Боге. Через их творения мы можем более детально узнать, как молиться, чтобы Бог нас услышал...
Мы назвали это собрание «Добротолюбием». Во-первых, потому, что, смиренно соглашаясь с преподобным Исааком Сириным, тоже уверены, что высшее добро для человека — это молитва в Божественной любви — реальная возможность общения со своим создателем — Богом. Во-вторых, в нем изложен опыт афонского исихазма последних двухсот лет после издания греческого «Добротолюбия» и оно является продолжателем традиций первоисточника.
Афонские старцы неуклонно придерживались 1500-летней традиции исихазма, который берет свое начало в монашеских кругах Египетской и Нитрийской пустынях. Позднее в учении преподобного Григория Синаита он обрел свои совершенные формы, а стараниями св. Григория Паламы получил официальное одобрение Православной Церкви.
XV том. «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах»
Том посвящен наследию известного православного богослова и патролога Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.), более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Книга, состоящая из 800 страниц, основана на не публиковавшихся ранее документах, снабжена богатым иллюстративным материалом.
В данный сборник вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Кроме переписки самого архиепископа Василия, в книгу вошли письма других лиц переписывавшихся с владыкой Василием: родственников, друзей и коллег. Книга подготовлена в сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия — его племянником Никитой Игоревичем Кривошеиным и его супругой Ксенией Игоревной Кривошеиной. Книга оснащена научными комментариями и предисловием.
Эти 15 книг, из представленной вашему вниманию серии, нами было издано, начиная с 2012 года. Готовится к изданию еще 10 томов, которые с Божией помощью планируем выпустить в ближайщие 5 лет.
Как вы могли убедиться, данный издательский проект Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, приуроченный к празднованию юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон, без преувеличения можно считать не имеющим аналогов. Он имеет огромное значение в деле восстановления русского святогорского наследия, на основе которого только и возможно подлинное духовное возрождение Святой Руси, как это было и 1000 лет назад, когда преп. Антоний Печерский принес со Святой Горы на Русь благодатную лампаду духовного просвещения и подвижничества.
Реализация этого проекта требует неимоверных усилий и труда большого числа ученых и духовных лиц, специалистов и ктиторов, их взаимодействия и сотрудничества. Поэтому так важна сегодняшняя презентация, мы надеемся она еще более будет способствовать консолидации усилий всех заинтересованных сторон для успешного осуществления данного проекта.
Спасибо за внимание!
Фото — izdatsovet.ru