Особое призвание от Бога

Игумен Филарет (Пряшников), иеромонах Пафнутий (Попов)

Так говорят о монашестве, возникшем в пустыне в III веке, а в IV веке получившем стремительное развитие. Сегодня, с высоты XXI века мы видим, что какие бы глобальные процессы, связанные с переустройством мира, ни происходили, основная суть монашеского служения остается неизменной. И еще одно: услышав зов Божий, человек может избрать монашеский путь и в юном возрасте, и в зрелых летах. И это наглядно видно на примере настоятеля Староладожского Никольского мужского монастыря игумена Филарета (Пряшникова) и насельника Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря иеромонаха Пафнутия (Попова). Первый стал монахом, едва перешагнув 18-летний рубеж, второй – в 75 лет. Оба – по внутреннему призыву.

«"Господь Сам всё управит", – эти слова стали девизом моей жизни»

Отец Филарет, при знакомстве с Вашей судьбой невольно рождается мысль: если у человека чуткое ищущее сердце, то даже легкое прикосновение Божественной благодати способно преобразить его жизнь. Жизнь 11-летнего мальчишки из простой трудовой семьи, проживавшей в Хабаровском крае, преобразила увиденная им строящаяся церковь. Вскоре Вы приняли в ней Крещение и стали нести разные церковные послушания. Позже всё более крепнущая любовь ко Спасителю привела Вас к осознанному выбору монашеского пути. Как вспоминается сам день пострига?

Тот день, пришедшийся на 8 марта 1998 года, я и сегодня вспоминаю с великим трепетом. Постриг проходил в кафедральном соборе Южно-Сахалинска. Постригал нас (меня и еще одного человека) епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан, ныне – архиепископ Абаканский и Хакасский. На престоле лежали две записки с именами. Нужно было тянуть жребий. Услышал свое новое имя, я, признаться, в тот момент мало что знал о великом современнике Пушкина – удивительном святителе, который почти полвека управлял Московской епархией (и тот период считается в ее истории самым ярким). Вспомнилась некая «подсказка» Преосвященного епископа Ионафана: незадолго до пострига, в феврале-месяце мы ездили в Троице-Сергиеву лавру, где владыка подвел меня к мощам святителя Филарета и сказал: «Ну, давай, помолись перед ним!» Мощи святителя Филарета Московского, как и его преемника по Московской кафедре – святителя Иннокентия, тогда еще находились в Лавре. Я помолился и, признаться, без каких-то особых мыслей пошел дальше... (Второй постригаемый получил в монашестве имя в честь святителя Иннокентия Московского). Нас, пострижеников, оставили на всю ночь в соборе, а на следующий день мы причастились Тела и Крови нашего Господа Иисуса Христа, и с того момента начался плотно насыщенный различными интересными и важными событиями новый этап в моей жизни.

Жизнеописание святителя Филарета (Дроздова) стало у меня настольной книгой. В своих проповедях и беседах я нередко обращаюсь к разным аспектам его жизни. Говорю о нем как о видном богослове (он стал первым в России доктором богословия), как о выдающемся церковном иерархе и государственном деятеле. Но привожу и примеры, показывающие, что «Московский Златоуст» (так называли архипастыря его современники), великий молитвенник проявлял большую заботу о простых людях. О людях остро нуждающихся. Живой отклик у слушателей вызывает рассказ про этот реальный комичный случай: зная, что митрополит Филарет раздает бедным денежное пособие, одна старушка отправилась к нему за помощью, но по дороге ей кто-то сказал, что владыка требует подавать ему прошение в письменном виде. Не владея грамотой, она обратилась к какому-то семинаристу (в других источниках указывается: к студенту). Молодой человек что-то написал на бумаге – и когда архиерей прочитал то прошение, он рассмеялся. Оказывается, шутник написал так: «Сею-вею, вею-сею, пишу письмо архиерею. Архиерей мой, архиерей, дай мне денег поскорей». Услышав это, старушка ужаснулась, но митрополит ругаться не стал – он ее успокоил ее и выдал денежное вспоможение. Только наказал впредь не просить незнакомых людей сочинять просьбы.

В моей келье находится икона с частицей мощей святителя, и 2 декабря, когда я по традиции служу Литургию в день памяти своего Небесного покровителя, я ее выношу в храм, чтобы братия и прихожане смогли к святыне приложиться. А у мощей святителя в Храме Христа Спасителя в Москве стараюсь бывать при всякой возможности.

Батюшка, монаху, наверное, хочется жить в монастыре, среди братии? Или Вы при постриге об этом не думали, полностью положившись на волю Божию?

«Господь Сам всё управит», – эти слова стали девизом моей жизни. Когда я принимал постриг в Воскресенском кафедральном соборе в Южно-Сахалинске, то думал, что долго там прослужу. Но вот священноначалие направило меня настоятелем Крестовоздвиженского православного прихода города Томари. В этом городе, расположенном на берегу Татарского пролива Японского моря (и сохранившем японское имя), я прослужил более одиннадцати лет и с большой теплотой и признательностью вспоминаю томаринских прихожан, старавшихся вести полноценную духовную жизнь, а также администрацию района и некоторых руководителей учреждений и организаций. Слава Богу, со многими из них установились добрые отношения, помощников в Томари было много! Затем правящий архиерей «вернул» меня в Южно-Сахалинск, назначив руководителем епархиального отдела по работе с коренными малочисленными народами севера и мигрантами. Отдел был молодой, он только начал развиваться.

Но после той трагедии в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска, которая потрясла всю Россию (когда чуть более десяти лет назад в день памяти Собора новомученников и исповедников Церкви Русской пуля убийцы оборвала жизнь Вашей мамы, недавно принявшей монашество с именем Людмила), Господь Вас привел к великой святыне – в Александро-Невскую лавру. В этот общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии...

Да, в этом святом месте я подвизался около четырех лет и очень благодарен Лавре за полученный в ней невероятно ценный опыт духовной жизни. На протяжении двух последних лет я нес в Лавре послушание руководителя духовно-просветительского центра «Святодуховский» – этой уникальной площадки для реализации добрых душеполезных проектов. Сколько интересных, ярких и талантливых людей из разных сфер искусства мне довелось увидеть! И не просто увидеть, но и организовывать их концерты, выставки, творческие встречи с людьми, тянущимися к прекрасному. И вот уже четыре года я по благословению священноначалия здесь – в Никольском мужском монастыре Старой Ладоги. Как Господь меня сюда привел, какие задачи поставил передо мной в обители, чьи здания являются объектами культурного наследия Федерального значения, об этом я рассказывал на портале «Монастырский вестник» в целом ряде интервью («Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе», «Очень хочется, чтобы обители нашей Северной земли посещало как можно больше людей!», «Мы с братией понимаем, для чего мы здесь» и др. Они были перепечатаны монастырским официальным сайтом). Хочу высказать слова признательности вашему порталу за такое внимание к древней святыне в непростой период ее восстановления.

Возвращаясь к Вашему Небесному покровителю, задам, отче, такой вопрос. Понятно, что в конце 90-х годов Вы, совсем молодой новоначальный монах, мало что знали о святителе Филарете. Но сейчас, в пору зрелости (осенью прошлого года Вы столько теплых сердечных поздравлений получили в день своего 45-летия!), для Вас в личности святителя что особо ценно? В чем бы Вам хотелось на него походить?

Безусловно, поражает воображение масштаб его деяний, его неутомимость в многолетних трудах на благо Церкви. И мне бы хотелось так же мудро решать многие насущные вопросы, как решал их святитель Филарет – архиерей, удивительно доступный для народа, любящий отеческой любовью духовенство и в то же время проявлявший предельную строгость в тех случаях, трудных ситуациях, когда дело касалось нерадения в духовной жизни кого-либо из белого духовенства или кого-то из монахов.

Один современный священник, глубоко изучавший труды святителя и его житие, заметил: «Строгости ради нее самой проявлять митрополит Филарет не желал, но признавал ее предохраняющее, воспитывающее значение».

Именно так: предохраняющее, воспитывающее значение! На монахов смотрят мирские люди, и нередко по монашествующим они определяют высоту духовной жизни нашей Церкви. Это очень ответственно для каждого из нас. Святитель Филарет наставляет меня охранять свою душу, свой духовный сан и непрестанно заботиться о тех, кто вверяет мне свою жизнь как настоятелю Староладожского Никольского мужского монастыря.

Ремарка. Огромной болью в сердце отца Филарета отзывается и трагедия Донбасса, где за время специальной военной операции он побывал дважды. Одна мужественная женщина, уроженка Авдеевки, корреспондент «Комсомольской правды» Юлия Андриенко познакомилась с ним на обагренной кровью земле, а недавно состоялся ее «ответный визит», в древний монастырь на Волхове. Общаясь с батюшкой, журналистка сумела увидеть в его личности главное. Она написала, что игумена Филарета называют в Старой Ладоге просветителем. Экскурсии для гостей и паломников, фестивали, концерты, открытие монастырского музея, работа с архивами, восстановление разрушенных монастырских зданий – всё это в его активе. Плюс – усиленные поиски возможностей создать реабилитационный центр для участников СВО в Старой Ладоге. Но самым главным Юлия назвала поразительную доброту и человечность пастыря, заметив, что даже о злых людях он умудряется говорить с любовью и сожалением. Очень точная характеристика отца-настоятеля!

«Только в монастыре я проникся Псалтырью»

Отец Пафнутий, то, как семь лет назад 5 июля проходил Ваш постриг в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря, вероятно, запомнилось многим. Четверо Ваших детей, одиннадцать внуков, Ваши духовные чада – столько людей было! По совершении пострига Ваш родной брат митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал собравшимся о духовном становлении старшего брата... Скажите, как пришло решение в зрелых летах ступить на монашеский путь?

До этого я без малого пятьдесят лет прослужил в храмах Москвы и Подмосковья. Из них тридцать лет – в Волоколамске. Но в какой-то момент мне захотелось что-то поменять в своей жизни. Немного отодвинуть прошлое и войти в новую жизнь. Душа всегда стремилась в монастырь, но мир держал... Помню, насколько непросто было первые два года – сильно тянуло в Москву. А в последующие пять, когда приходится приезжать сюда, допустим, в поликлинику, мысль одна: скорее бы вернуться в монастырь! Монастырские службы отличаются своей продолжительностью, и поначалу казалось непривычным: служишь в храме в будний день, людей нет, но всё равно службы идут по три-четыре часа. Возникала мысль: может быть, что-то можно сократить? Однако со временем пришло ясное понимание: как музей сохраняет историческую правду, сохраняет великое наследие, так и в долгих монастырских богослужениях сохраняется история Православия. В этом вопросе наместник обители архимандрит Сергий (Воронков) тверд: соблюдает монастырский устав...

Только в монастыре я проникся Псалтырью. Многое в ней понял. Возьмем, к примеру, Псалом Давидов о сотворении мира – Псалом 103. В нем есть такие слова: «...простираяй небо яко кожу...» Да ведь это озоновый слой! То есть, согласно определениям ученых, важнейшая часть стратосферы, которая защищает всё живое на земле от вредного ультрафиолетового излучения, регулирует климат и поддерживает биологическое разнообразие. Посмотрите, сколько планет в галактике – миллиарды! Но только наша Земля покрыта озоновым слоем. Луна вращается вокруг Земли, a планета Земля облетает по орбите вокруг Солнца, и всё по законам движется. И природа живет по законам. Берем яблоко, богатое витаминами и минералами. Съели его, остались семечки. Посади семечко, из него может вырасти яблоня. Агроном говорит: для этого надо столько влаги, столько-то тепла, такая-то почва должна быть... Если закон соблюдается, вырастает жизнь полная. Но чтобы она была полной, надо привить яблоньку маленьким черенком. Маленький черенок может изменить всю природу этого дерева. Не плодоносило оно, а привили его, и плоды появились! Псалтырь показывает, что всё по законам движется.

Услышав Ваше признание, что только в обители Вы прониклись Псалтырью, не могу не привести слова преподобного Ефрема Сирина: «Самый острый меч на диавола – псалом в устах монаха. Псалом да будет непрестанно в устах твоих».

Пророк называет Божий закон утешением своим. Но по Божиему ли закону живет человек, им ли он утешается или живет, как хочет, как ему нравится? Мы видим, к каким катастрофическим последствиям приводит сегодня пропаганда неограниченной свободы личности на Западе. А ведь свобода – это когда человек поступает, действует вне своих хотений. Как апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Это он для нас сказал, чтобы мы внимательно к себе относились.

Батюшка, для Вас ожидаемо было, что Вас нарекут в монашестве именем одного из самых почитаемых наших святых, который, как мы узнаем из документальных подтверждений многовековой давности, был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей?

На мой постриг приехал схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник Пафнутьева Боровского монастыря. Постригал меня наместник нашего монастыря архимандрит Сергий, а отец Власий стал моим восприемником. Старец знал, как я люблю Пафнутьеву Боровскую обитель, с каким благоговением по приезду туда прикладываюсь к мощам ее основателя, и, наверное, в том моменте проявилась некая мудрость батюшки Власия: из пяти записок с именами, лежавших на аналое, одна была немного загнута. Я за ней потянулся, взял ее, и с тех пор преподобный Пафнутий Боровский является моим Небесным покровителем. Конечно, к тому времени я знал, какая на протяжении веков на Руси шла передача духовного наследия: у преподобного Сергия Радонежского был ученик – преподобный Никита Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий. Преподобный Никита воспитал преподобного Пафнутия Боровского. Преподобный Пафнутий Боровский воспитал преподобного Иосифа Волоцкого, а преподобный Иосиф воспитал святителя Макария, митрополита Московского, вошедшего в блистательную плеяду митрополитов-книжников, митрополитов-мудрецов, митрополитов-просветителей. Они передавали тот духовный настрой, который был заложен еще преподобным Сергием.

Вашему становлению как пастыря способствовали духовные лица, чьи имена на слуху у многих православных. Вы назвали старца Власия, к которому народ приезжал со всей России. Также на портале «Монастырский вестник» немного рассказали о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме, под началом которого служили на Волоколамской земле («Господь приводит в монастырь совсем разных людей»). Кого еще из этого ряда вспоминаете, о ком молитесь?

Более полувека назад меня рукополагал в сан священника епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), в будущем – митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Я молюсь об упокоении души этого светлого человека: стоит только о нем вспомнить, и на сердце легко и радостно. Был у меня в жизни период, когда я окормлялся у митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы (Кедрова). Точнее, он еще подвизался в Троице-Сергиевой лавре, я ездил к нему. Потом несколько раз ездил и в Чебоксары, служил с владыкой. Его по праву называют человеком-эпохой. Какие наставники у него были! Наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) постригал его в монашество. Патриарх Алексий I (Симанский) рукополагал во иеродиакона, затем во иеромонаха. Спустя годы Святейший Патриарх Пимен, у которого он когда-то был в Лавре помощником ризничным, совершил его хиротонию во епископа Чебоксарского и Чувашского. Много трудностей выпало на долю владыки, начиная с самого рождения, но настолько сильна была его молитва, что он всё преодолел и, прожив на земле более девяноста лет, оставив после себя великие плоды созидания – восстановленные храмы и монастыри на чувашской земле. Когда человек от всей души молится, благодать Божия просвещает его. Когда дурные мысли появляются в голове, лукавый тут как тут!

Трудности бывают в любую эпоху. У нынешнего духовенства свои трудности, и это тоже требует высокого молитвенного настроя. Так по благословению наместника обители Вы посещали госпиталь имени А.А. Вишневского.

А двоих солдат я в больничных палатах крестил. В целом тяжело было видеть забинтованные руки, ноги (или отсутствие руки, ноги после ампутации), страдание в глазах от порой нестерпимой физической боли, но знаете – при взгляде на раненых бойцов в душе появлялось как бы духовное спокойствие. Потому что у них не было злобы к тем, кто в сегодняшних наших военных сводках именуется противником на поле боя. Ребята понимали: украинский народ так долго накачивали ложью, что в конце концов безумная украинская пропаганда сделала свое черное дело. В одном из моих старых фотоальбомов есть снимки, на которых запечатлены поездки в город Васильков под Киевом. В мою бытность благочинным церквей Волоколамского церковного округа Московской епархии дети из нашей воскресной школы ездили на Украину, а дети из воскресной школы при храме в Василькове приезжали в Подмосковье. И как же мы все радовались тем встречам, какими дружными мы были! Думаю, васильковским ребятам с моих фотографий сейчас уже где-то за сорок. Наверное, многих из них мобилизовали на фронт, и кто-то теперь целится в русского солдата, а кто-то, вполне вероятно, погиб. Только вот за что?

Вникая в причины происходящего, мы с величайшей болью можем сказать: за благополучие украинской «элиты», совершившей чудовищное предательство своей страны и рьяно обслуживающей интересы иностранного капитала. За возвращение Америке (как мы видим, главному разбойнику на планете), статуса гегемона...

Апостол Петр предупреждает: «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Но скажу о другом. Вынимая частички из просфор на проскомидии, я часто в записках встречаю имя: Владимира. Далее написано: Президента. Очень часто такое встречаю! Люди молятся за него. За волевого и мудрого руководителя государства, сумевшего сплотить российский народ и поднять его на битву, призванную, по его утверждению, отстоять высшее историческое право быть Россией – сильной, независимой державой, страной-цивилизацией. И это – не пафос, а реалии нынешнего времени, в котором есть боль, кровь, разрывы бомб и снарядов, прилеты вражеских беспилотников, несущих смерть. И есть вера в нашу Победу.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки взяты со страницы Староладожского Никольского монастыря ВКонтакте
и официального сайта Иосифо-Волоцкого монастыря

Материалы по теме

Публикации