Малая Галилея – скит молитвы и терпения

Монахиня Мариам (Юрчук)

 По материалам переписки насельников

 Доклад монахини Мариам (Юрчук), насельницы Горненского женского монастыря в Иерусалиме на конференции, посвященной 60-летию со дня кончины игумена Серафима (Кузнецова) (ПСТГУ, 23 октября 2019 года)

 Игумен Серафим (Кузнецов) – светильник горящий, сохранивший в годы большевистского лихолетья верность заветам Христа и Матери-Церкви. Со смирением, мужеством и покорностью Божественному Промыслу он прошелсвой крестный путь с Белой горы, «Уральского Афона», до отшельнической кельи в греческом монастыре Мужей Галилейских у стен Святого Града Иерусалима. Белогорский Скитоначальник, не по своей воле погребенный за пределами Родины, страдал за правду и терпел клевету и злословие, многолетние гонения и унижения от соплеменников по слову Евангелия: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное… (Лк. 6:22).

 Старец Серафим выполнил высшую из всех христианских добродетелей –долг любви к ближнему своему, а ниспосланные ему испытания претерпел с величайшей твердостью души и непоколебимой верой. Его подвиг несения своего креста и хранения верности Церкви может служить образцом для подражания и в наше непростое время. Скит в Малой Галилее, в котором игумен Серафим вел уединенную, почти отшельническую жизнь, был для него местом подвижничества, где он непрестанным исповедническим подвигом свидетельствовал о несокрушимости здания Христовой Церкви вопреки всем попыткам его поколебать (см. Мф.16:18).

 В греческом монастыре Малой Галилеи отец Серафим поселился в декабре 1924 года после изгнания его из русской Гефсимании (РПЦЗ). В те годы Русская Палестина была терзаема религиозными и политическими разногласиям, финансовыми трудностями и административным хаосом. Иерусалимский Патриарх Дамиан (1848–1931) взял отца Серафима под свое покровительство и благословил построить небольшую келью. После смерти Патриарха старец Серафим оставил о нем свои воспоминания в книге «Светлой памяти Дамиана, Патриарха Иерусалимского» (Варшава, 1932).

 Греческий православный монастырь с трогательным названием Малая Галилея (греч. Μικρά Γαλιλαία) расположен на северной вершине Елеонской горы на высоте 820 м над уровнем моря, между лютеранским госпиталем Августа Виктория и русским Спасо-Вознесенским монастырем. За этим местом закрепилось также латинское название «Viri Galilaei», т. е. «Мужи Галилейские».

 С монастырской территории Малой Галилеи, где отец Серафим прожил многие годы многоскорбной жизни, открывается великолепный вид на расположенный у западного подножья горы и окруженный древними стенами священный Старый город Иерусалим. С восточной стороны горы Елеонской видны холмы палимой ярким солнцем Иудейской пустыни. В самом центре горы, на расстоянии всего пяти минут ходьбы от Малой Галилеи находится место Вознесения Господня, умилительно называемое в среде русских паломников «стопочкой».

 Монастырь Малой Галилеи представляет собой обширный участок земли с оливковой рощей, двухпрестольным храмом в честь Мужей Галилейских, открытой часовней с двумя колоннами IV века, храмом в честь Благовещения Божией Матери архангелом Гавриилом за три дня перед Успением, в котором служил отец Серафим, с отдельно стоящей колокольней и крестообразным двухэтажным зданием – летней резиденцией Иерусалимских Патриархов.Название монастыря уходит корнями в далекие ветхозаветные времена, когда здесь по преданию останавливались жители Галилеи, приходя в Иерусалим,чтобы принести в Храм свои жертвы (Исх. 23:14–17; Исх. 34:22–23; Втор.16:16). Среди них были Иисус Христос и апостолы, Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник.

 Место, избранное Промыслом Божиим для тихих молитвенных трудов старца Серафима, освящено многими событиями Евангельской истории, которыенесомненно служили ему утешением и побуждали к глубоким размышлениям.

 Здесь по преданию останавливался двенадцатилетним отроком Иисус Христос, когда приходил со Своими святыми родителями в Иерусалимский Храм (Лк. 2:41–47), а потом многократно со Своими учениками, посещая Иерусалим.

 Согласно древней традиции местом первого явления Воскресшего Спасителя одиннадцати апостолам была не Галилея, т. е. область севернее Самарии на запад от Галилейского моря, а так называемая Малая Галилея, расположенная вершине горы Елеонской. Самое раннее свидетельство об этом предании имеется в апокрифическом «Евангелии от Никодима». Подтверждением этой древней традиции служит также название этого места на арабском языке: Калилая, что вполне созвучно с – «Галилея».

 Здесь, также по преданию, Воскресший Спаситель во второй раз явился ученикам и вкушал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед (Лк.24:37–43).

 Довольно большой участок земли в Малой Галилее был куплен греческой Патриархией у мусульманских владельцев в 1880 году при Иерусалимском Патриархе Иерофее. Ко времени поселения игумена Серафима монастырская территория была уже полностью устроенной и обжитой. А само место ему знакомо, поскольку отец Серафим посещал Малую Галилею во время своего паломничества в Святую Землю в 1908 году.

 В самом конце живописной аллеи, украшенной гигантскими кипарисами и вековыми соснами, находится небольшой храм в честь БлаговещенияУспения Божией Матери, в котором отец Серафим служил. В последние годы жизни, когда ослабел силами, в этот храм его приводили под руки его духовные дочери, монахини Сергия и Анастасия.

 Храм построен на месте, где по древнему преданию, записанному в апокрифических сказаниях об Успении Богородицы [1], молилась Пречистая Дева Мария после Вознесения Спасителя на Небо. Здесь посланник Божий Архангел Гавриил возвестил Ей последнюю Благую Весть о предстоящем Успении.

 Храм, представляющий собой небольшой куб, увенчанный куполом, был построен на фундаменте византийского храма IV–V веков архиепископом Епифанием Иорданским и освящен в 1889 году.

 Внутри храма находится престол, вплотную примыкающий к стене, и резной деревянный двухъярусный иконостас. Над престолом три иконы с сюжетами Благовещения Успения Богородицы, выполненные русскими художниками в стиле итальянской живописи.

 Под престолом находится почитаемое место с доступным для поклонения паломникам символическим камнем, где по преданию произошло последнее явление Архангела Гавриила Пресвятой Богородице. На южной стене висит икона Богородицы типа Одигитрия, получившая название Галилейская. Ее написала в 1960 году русская монахиня-иконописица Сергия (Трофимова) в память о своем духовном отце игумене Серафиме, о чем свидетельствует оставленная на иконе надпись: «Русский священноигумен Серафим. Умер в Галилее. 1875–1959 г. 22 февр.». В икону вправлены частицы мощей апостола Луки и священномученика Харлампия Магнезийского. Монахиня-иконописица Сергия выполнила многие иконы и настенные росписи в храме.

 На погосте храма находятся захоронения византийского периода V века: епископа Феогена и диакона Илария, могилы Евгении – сестры Иерусалимского Патриарха Тимофея (1935–1955), а также греческого архимандрита Кириака, большого друга игумена Серафима (Кузнецова).

 В южном углу, как продолжение этого небольшого кладбища, между забором и внешней алтарной стеной храма находится место захоронения игумена Серафима (Кузнецова).

 Небольшое, выполненное из досок самим отцом Серафимом и крытое металлом здание, со скромными, почти убогими кельями, где он прожил почти 35 лет со своими духовными дочерьми, находилось тогда невдалеке от храма, в глубине оливковой рощи у самого монастырского забора. В его первой половине, расположенной ближе к храму, находилась келья сестер и мастерская монахинь Сергии и Анастасии, во втором отделении обитал отец Серафим. Сейчас в оливковой роще сохранились только еле заметные следы их смиренной и тихой жизни.

 Старец Серафим, воспитанный в идеалах строгого монашеского подвижничества в скитах Урала, оставался им верен, оказавшись на земной родине Спасителя, а убогая, построенная своими руками хижина в МалойГалилее вполне отвечала глубочайшим потребностям его духа. Отпущенные ему Промыслом Божиим для сугубой молитвы дни он принял со смирением и был доволен своим местом служения. Свидетельствует об этом текст письма,отправленного им 1/14 марта 1948 года в Советскую Россию на имя старого духовного друга, архиепископа Ижевского и Удмуртского Ювеналия(Килина): «... Я, слава Богу, здоров и духом бодр. Живу в прежних условиях под отеческим покровом Блаженнейшего Патриарха Тимофея в его летней резиденции, в Малой Галилее на Елеоне. Служу литургию по субботам, воскресеньям и праздникам и по будням одну-две литургии. <...> Патриарх Тимофей очень доброжелательно относится к нашему Святейшему Патриарху Алексию, считает его избранником Божьим... Ко мне Патриарх относится с отеческой любовью... Время идет быстро, наши годы с Вами, по милости Божией, уже большие; мне 3 августа исполнится 73 года... <…> дай Бог еще пожить и потрудиться на благо Русской Православной Церкви».

Материалы по теме

Доклады