Доклад монахини Феониллы (Харченко), помощницы казначеи, заведующей канцелярией Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря на научно-практической конференции «Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь: история обители от возникновения до наших дней», посвященной 600-летию обители (5 февраля 2016 года).
Дорогие участники и гости конференции!
Дорогие отцы, братия, матери и сестры!
Божией милостию мне дано было послушание рассказать сегодня о последнем периоде истории монастыря, о его возрождении в наши дни. Говорить об этом одновременно и легко, и сложно. Легко потому, что мы все участники и свидетели событий, сложно потому, что не прошло еще достаточно времени от фактов недавней истории, чтобы увидеть в полноте уникальный Божий Промысл о воссоздании и духовном становлении нашей обители. Однако можно оглянуться на основные события недавней истории, увидеть всем вместе те традиции, которые переплелись в нашей жизни, усмотреть некоторые векторы развития и, конечно, с благодарностью отметить людей, послуживших возрождению монастыря. В 2015 году кроме 600-летия обители мы также отметили 15-летие со дня официального открытия монастыря в наши дни. Само открытие было бы невозможным, если бы не предшествовали этому многие молитвы и труды той общины, которая начинала восстановление монастыря.
Последние ивановские монахини и их духовник и старец схиархимандрит Иларион (Удодов) – афонский подвижник, хранитель главы прп. Сергия Радонежского в годы войны, совершавший первые богослужения в Лавре после ее открытия на Пасху 1946 года, – в последующие послевоенные годы молились и упокоились в селе Виноградово, расположенном близ бывшего Ивановского хутора на севере Москвы. Удивительно и особенно промыслительно то, что в 1987–1990-х годах здесь служил духовник будущей общины, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех протоиерей Сергий Романов. Сюда к своему духовному отцу приезжали будущие насельницы общины Иоанно-Предтеченского монастыря. Они знали или слышали об отце Иларионе и Ивановских сестрах. Отсюда Промыслом Божиим началось возрождение монастыря.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II весь комплекс зданий Иоанно-Предтеченской обители в 1992 году был приписан к приходскому храму святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Этот храм расположен рядом с обителью, он был передан общине отца Сергия в 1990 году. На его настоятеля была возложена нелегкая обязанность: возрождая свой храм, заботиться и о восстановлении древней Ивановской женской обители. Было очевидно, что необходимо возрождать монастырь как иноческую общину, реставрировать храмы и келии, ходатайствовать о возвращении собора, зданий обители, об освобождении всей исторической территории монастыря.
Среди духовных чад отца Сергия нашлись желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница – ныне монахиня София (Ростковская). Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в келейный корпус, который до революции был больничным. С Божией помощью этот корпус и больничный храм преподобной Елизаветы Чудотворицы освободила теплосеть. К середине 1990-х годов сложилась небольшая община из десяти сестер. Основанием сестринской общины стали послушание духовному отцу, молитва и труд. Начинался и заканчивался день в общине молитвенным правилом. Сестры совершали его поначалу в часовне, а богослужения посещали во Владимирском храме.
В начале 1990-х годов распадающееся государство возвращало нашей Святой Церкви множество храмов и монастырей в поруганном состоянии. Великий подвиг понесли христиане в эти тяжелые и нестабильные годы. Они отдавали самоотверженно самих себя, все силы и средства для возрождения святынь. Вся приходская община храма св. князя Владимира участвовала в эти годы в благоустройстве обители.
Но краеугольным камнем в жизни как приходской, так и сестринской общин стала возрождение литургической традиции и практика частого причащения Святых Таин Тела и Крови Христовых. Истоки этой традиции мы находим в пастырских трудах св. праведного Иоанна Кронштадтского, свт. Феофана Затворника, прот. Валентина Амфитеатрова, св. праведного Алексия Мечёва и многих других отечественных и находившихся в эмиграции подвижников Русской Церкви в период гонений. Не может быть подлинной духовной жизни в общине, если она не являет себя постоянно как Тело Христово в евхаристическом единстве. Точно так же не может быть подлинного покаяния человека, его реального изменения, исцеления и возрождения без частой чистой исповеди с внутренним отказом от греха и порабощения страстям и частого со смирением и благоговением Приобщения Святых Христовых Таин. Эта традиция, можно сказать, вошла в жизнь современной обители.
С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Матери-Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики живых и почивших для поминовения на сестринском правиле и Литургии. И тогда словно восстановилась разорванная связь времен, сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью. Через поминовение почивших государей, которые строили и содержали обитель, ее благодетелей, духовных руководителей и подвижниц, игумений и насельниц стало возможным единение духовное, вневременное, единение молитвы и любви с Церковью Торжествующей, с обителью Небесной. Интерес к жизни монастыря до революции не ослабевал, но все более возрастал. Этот уникальный опыт еще требует изучения и усвоения. Конечно, сейчас еще не пришло время, да и не нужно ломать жизнь и революционными методами вводить тот устав строгого общежития, который был в нашем женском монастыре в конце ХIХ – начале ХХ века. Но изучать его и стремиться к этому идеалу мы посильно должны, некоторые традиции того времени могут постепенно и органично входить в нашу жизнь. Типы монашеской жизни разнообразны. Но именно общежитие, по единодушному мнению святых отцов, является для новоначальных монахов базовой школой смирения и борьбы со своими страстями – для очищения души и единения с Богом. При наличии опытных руководителей в духовной жизни и молитве, наставников, помогающих монахам бороться со своим ветхим человеком, общежительный монастырь – это идеальная и основная духовная школа, и одновременно лечебница для исцеления от страстей и возрастания монаха.
Малое освящение и первое богослужение в домовой монастырской Елизаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы, когда Церковь празднует память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это была первая Литургия в монастыре после его закрытия. В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно по всей поверхности мироточить писанная специально для Елизаветинского храма икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. До сего дня сестры ежедневно читают канон Пресвятой Богородице Одигитрии. Богослужения в храме прп. Елизаветы Чудотворицы совершали каждое воскресенье священники храма св. князя Владимира. Монастырские службы были полными, сестры ревностно относились к богослужебному уставу, стараясь следовать указаниям Типикона. Духовным ориентиром в возрождении богослужебных традиций стали богослужения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Жизнь сестринской общины проходила в эти годы очень сокровенно и обособленно от мира, только по благословению духовника мирские люди могли быть допущены на территорию сестринской общины.
Нельзя не сказать о духовной поддержке схимонахини Анны (Тепляковой). Несколько лет перед закрытием Аносиной женской пустыни она была ее послушницей. По ее ходатайству началось возрождение Аносина монастыря. Матушка Анна была уникальным человеком, живой церковной историей ХХ века, обладала даром слова и делилась с сестрами не только воспоминаниями о жизни в Аносином монастыре, строгом уставе этой общежительной пустыни, о духовных наставниках, но и передавала им непоколебимую веру, что и наша обитель будет непременно открыта.
Будущая казначея и строительница монастыря монахиня Анувия (Виноградова) нередко бывала у старца протоиерея Николая Гурьянова на острове Залита в Псковской области и всякий раз спрашивала его о будущем монастыря. Отец Николай всегда отвечал, что «будет обитель, и большая обитель; всё будет хорошо», и добавлял: «Святитель Николай всё устроит...»
Молились насельницы общины в Новоспасской обители при обретении мощей ивановской затворницы – монахини Досифеи (в миру принцессы Августы Таракановой). В 2010 году наш монастырь отмечал 200-летие со дня кончины этой духоносной старицы, стяжавшей благодаря смиренному принятию всеблагой воли Божией, дары молитвы, прозорливости, духовного наставления и утешения. Монастырем издано жизнеописание старицы-затворницы. Собираются материалы для ее канонизации. Благодатная помощь старицы святой жизни особенно ощутима в ситуациях кризиса и упадка в духовной жизни человека, в обстоятельствах, повергающих его в отчаяние, глубокое уныние и душевное расстройство.
Тесные узы духовного родства соединили монастырское сестричество с приходом Преображения Господня в подмосковном селе Остров, где настоятелем был протоиерей Леонид Грилихес. Усадьба Остров, находящаяся недалеко от Москвы, является одной из древнейших в Подмосковье. Село служило резиденцией великих князей и царей. Здесь для сестер был построен деревянный дом, у насельниц общины появились свои сад и огород, а 6 октября 2001 года на средства благотворителей в селе Остров был заложен большой дом с домовым храмом для будущей монастырской богадельни.
Сестры были духовно связаны со Свято-Успенским Пюхтицким монастырем в Эстонии, который не закрывался в годы советской власти. По приглашению гостеприимной матушки игумении Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицу поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Настоятельница Пюхтицкой обители всегда проявляла молитвенное и деятельное участие в становлении Иоанно-Предтеченской общины. Весной 2000 года она благословила сестер читать акафист свт. Николаю Чудотворцу 40 дней подряд, а затем и далее о скорейшем освобождении монастырского собора и устроении обители.
3 августа 2000 года владыка Арсений, архиепископ Истринский приехал в монастырь, осмотрел еще не освобожденный собор и монастырскую территорию, занятую филиалом Московского университета МВД, побывал в сестринском хозяйстве в селе Остров. Владыка сообщил, что на ближайшем Синоде доложит о возможности возобновления монастыря. Синод состоялся 11 августа 2000 года в канун прославления святых Царственных страстотерпцев и всего Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день Церковь празднует также Рождество свт. Николая Чудотворца.
Молитвами Царственных мучеников и всех новомучеников Российских, их жертвенным подвигом, благодаря их заступничеству излилась на нас благодать возрождения, и наша обитель очень символично была открыта именно 11 августа 2000 года.
На Светлой седмице в 2001 году начался вывоз филиала архива Московской области из монастырского собора. Три месяца российская армия участвовала в местной операции «Архив». 7 июля 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм был полностью освобожден солдатами от тонн архивных дел и передан монастырю. И в соборе зазвучали, наконец, слова молитвы. Молебны стали еженедельными. С этого времени в общине служил иерей Афанасий Гумеров (ныне иеромонах Иов – насельник Сретенского монастыря).
25 декабря 2001 года протоиерей Сергий объявил сестрам о том, что Святейший Патриарх запросил в Пюхтице настоятельницу для Ивановского монастыря. Его Святейшество сделал традиционный выбор. Пюхтица была не только близка его сердцу, она также являла собой пример непрерывной традиции женского общежительного монашества. По Промыслу Божию Указом Святейшего Патриарха Алексия II 26 декабря 2001 года настоятельницей Иоанно-Предтеченской женской обители была назначена монахиня Афанасия (Грошева). Матушка Афанасия приехала 16 января 2002 года. В управление обителью ее ввел владыка Александр, епископ Дмитровский. С приездом настоятельницы обитель преобразилась. Она сразу же пополнилась новыми насельницами, обрела своих прихожан.
18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни – иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. В нашем монастыре полное житие этой святой впервые издано на русском языке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили с ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Икона была отреставрирована Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым, перед реставрацией с образа был сделан список. Ныне она находится на своем историческом месте в возрожденном Соборе, а точная копия помещена в часовне св. Иоанна Предтечи.
14 марта 2002 года в обители в первый раз было получено благословение служить новопрославленной местночтимой святой подвижнице Иоанно-Предтеченского монастыря – блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой. Перед всенощным бдением иерей Афанасий Гумеров освятил первую икону блаженной. В 2004 году в соборе была восстановлена мраморная рака (сохранились ее части), в которой почивали до 1927 года мощи блаженной схимонахини. Святые мощи утрачены, но помощь блаженной Марфы в возрождении монастыря явственна и неизменна. Многие люди получают помощь блаженной и в семейной жизни, в рождении и воспитании детей. Большая икона над ракой святой – одно из свидетельств такой благодатной помощи. Монастырем издано житие блаженной схимонахини Марфы.
В день Феодоровской иконы Божией Матери 27 марта 2002 года Иоанно-Предтеченскую обитель впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество, обращаясь к матушке и сестрам, сказал слово, в котором он отметил более чем 20-летний опыт монашеской жизни матушки Афанасии и ее служение на послушании благочинной Пюхтицкого монастыря. Его Святейшество сообщил, что матушка Афанасия – одиннадцатая настоятельница из Пюхтицкой обители.
8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, после освящения состоялась первая со времени его закрытия Божественная литургия. В монастырский престольный праздник 11 сентября 2002 года состоялась первая архиерейская служба, которую возглавил владыка Арсений, архиепископ Истринский.
Трудами матушки игумении Афанасии, матери Анувии – казначеи и строительницы монастыря, строителей, архитекторов, художников-реставраторов в обители проводится планомерная реставрация архитектурного ансамбля, который является памятником общероссийского значения.
Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. 5 апреля 2003 года владыка Арсений совершил иноческий постриг четырех сестер, стоявших у истоков возрождения обители. В тот же день владыка передал в дар монастырю частицу мощей свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, а строительница монастыря получила в иночестве имя святителя Николая. Святыня хранилась в семье маркизы Иммаколаты Соляро дель Борго – итальянки, принадлежащей к древнему знатному римскому роду. Видя особую любовь русских людей к святым и благоговейное почитание святых мощей у православного народа, синьора и по сей день, невзирая на почтенный возраст и болезни, привозит святые мощи древних святых и в нашу обитель, и в самые далекие епархии Русской Церкви.
24 декабря 2004 года был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века священник Ивановского монастыря протоиерей Алексий Скворцов. В конце 2013 года обитель узнала имя еще одного своего молитвенника, прославленного в лике новомучеников. Им стал священник Сергиевской церкви на монастырском хуторе Чернецово иерей Владимир Смирнов. Эти батюшки были родственниками, долго служили в нашей обители, и оба приняли мученический венец на Бутовском полигоне.
Одним из главных событий последних лет стало служение в монастыре Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 11 сентября 2007 года в престольный праздник обители Его Святейшество совершил Божественную литургию в монастырском соборе и за богослужением возвел матушку Афанасию в сан игумении. Самые добрые слова сегодня необходимо сказать о нашей Матушке. Все эти годы она долготерпением и молитвой покрывала все наши немощи, недостаток послушания, неспособность к действительному покаянию, недостатки любви, молитвы, ревности, самоотверженного служения Богу и обители. Сама являя для нас пример смиренного богоугождения, матушка могла сильным словом отрезвить сестру, и если та смирялась и каялась, поддержать и наставить мудрым советом. Она не пользовалась жесткими мерами для исправления сестры, предпочитая смиряться, терпеть, молиться и уповать на всесильную благодать Божию, которая одна способна изменить человека.
Кончина Святейшего Патриарха Алексия II 5 декабря 2008 года для нашего монастыря, как и для всей Русской Православной Церкви, явилась тяжелой утратой и испытанием, поскольку Иоанно-Предтеченский монастырь, как ставропигиальный, всегда чувствовал особое благословение и явную поддержку Предстоятеля Церкви.
Впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил монастырь 5 марта 2009 года в начале Великого поста. Его Святейшество молился в соборе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, был на монастырской постной трапезе, встретился с руководителями Университета МВД, филиал которого до сего дня расположен на исторической территории обители.
По благословению Его Святейшества с 2010 года в обители нередко служит Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка Феогност иногда проводит с сестрами беседы, которые вызывают живой отклик и интерес у всех насельниц.
11 сентября 2008 года был открыт монастырский музей в подклети собора. Монастырь постоянно ведет работу в архивах и библиотеках, осуществляет издательскую деятельность; для гостей и паломнических групп проводятся экскурсии.
27 января 2012 года состоялось великое освящение Казанского придела, которое возглавил владыка Феофилакт, епископ Дмитровский.
Знаменательным событием стало освящение домового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы новой монастырской богадельни в селе Остров 31 января 2012 года, которое возглавил протоиерей Сергий Романов.
Осенью 2012 года при замене асфальтового покрытия у южного входа в Собор был обретен хорошо сохранившийся надмогильный памятник игумении Филарете (Ивановой), почившей 22 августа 1907 года. Несколько ранее было открыто ее захоронение.
Отдельно надо сказать о владыке Арсении, митрополите Истринском. С самого открытия и по сей день Его Высокопреосвященство имеет попечение о жизни монастыря, совершил почти все как иноческие, так и монашеские постриги. Особую благодарность сегодня необходимо выразить духовникам сестер: протоиерею Сергию Романову и иеромонаху Иову (Гумерову), иерею Георгию Первушину – настоятелю храма Иконы Божией Матери Знамение в Захарьино, около двенадцати лет служившему в обители, и настоятелю храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиерею Алексию Гомонову, всегда помогающему матушке Афанасии и сестрам в их духовных нуждах. Это пастыри, которые молитвенным предстательством и мудрым отеческим словом ведут сестер к тому, чтобы в суете трудов, скорбей и болезней они могли увидеть жертвенный путь следования за Христом; помогают перенести многие тяжелые испытания и преткновения на этом пути так, чтобы не искушение побеждало человека, а любовь Христова, и сила Божия совершалась в человеческой немощи.
Благодарность наша и владыке Филарету (Карагодину), который делится с сестрами своим богатым духовным опытом, и всем отцам, которые несут нелегкий крест служения в женской обители.
Самыми значительными событиями последних лет уже вошли в историю Великое освящение собора Святейшим Патриархом Кириллом, совершенное 14 декабря 2014 года, и празднование 600-летия обители в прошлом году. В юбилейном году был снесен спортзал Университета МВД, и появилась возможность восстанавливать главный вход в обитель и в монастырский собор. Близится завершение реставрации игуменского корпуса, в 2015 году сестры перешли жить в новые кельи.
Монастырь сегодня – это, прежде всего, духовная семья, которая сообща переживает все радости и трудности, старается жить по евангельским заповедям в духе любви и единства во Христе, а также упованием на всеблагой Промысл Божий о нашем монастыре. В настоящее время в монастыре 25 насельниц: 15 монахинь, 8 инокинь и 2 послушницы. При монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа для детей, воскресные группы для взрослых. В этом году заканчивается четвертый учебный год на курсах дополнительного образования для насельниц монастырей. С 2009 года действует монастырская богадельня в селе Остров.
Один Всеблагой Господь знает всех жертвователей обители, которые ежедневно приходят под кров святого Иоанна Предтечи. По его молитвам люди чувствуют в обители особую молитвенную тишину и благодать пустыни в самом центре Москвы. Почитающие пророка Иоанна получают в дар подлинное покаяние с изменением всего человека. Иоанн Предтеча как подлинный пастырь приводит душу человека ко Христу, и такой человек начинает видеть всё иначе, мыслить иначе, и естественно меняется его жизнь – с привычной греховной на евангельскую, духовную жизнь во Христе.
Спаси Господи! Благодарю всех за внимание.