Доклад игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря на заседании круглого стола «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях», проходившем 20 декабря 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.
Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Всечестные отцы-игумены и матушки-игумении, дорогие братья и сестры!
Сердечно благодарим Святейшего Патриарха и всех организаторов этого монашеского форума, за то, что они собрали всех нас, чтобы еще раз обратиться к чтимым подвижникам, новомученикам, исповедникам и почтить их, чтобы почерпнуть из их житий живую воду – спасительные уроки, которые могут поддержать и вдохновить к подражанию.
Сейчас, когда идут военные действия, когда наши воины полагают души «за други своя» [1], а верующие люди подвергаются гонениям, многие совершают исповеднический подвиг так же, как и в эпоху новомучеников, и умирают за веру и Отечество так же, как и во времена Куликовской битвы. И в наше время как никогда важно учиться у святых и укреплять свои души их почитанием.
Чтобы проникнуться таким духом, подвижники не только учились у прежде бывших святых, у своих старцев, но и стремились прикоснуться к подвигу современников, и самим проявить жертвенность, любовь и сострадание.
Почитание наших святых нужно нам самим.
1) Чтобы жизнь монашествующих соответствовала их званию. Многие игумены из собственного опыта могут сказать, что такие напоминания очень важны, потому что со временем исчезает благоговение и появляется высокомерие и грубость. И подобные состояния посещают даже очень хороших монахов.
2) Святые отцы призывают посмотреть на завершение земной жизни. Где присутствует размышление о смерти, там есть совестливость, покаяние, умиление, духовное просвещение, желание измениться к лучшему.
3) Святые помнили о Страшном Суде и Царствии Небесном, которое верно подвизающиеся предвкушают и взращивают внутри себя уже здесь. Подражая им, будем спешить понуждая себя, чтобы, с благодатной помощью, изменить свою страстную природу, приобрести добродетели и достичь Божественного Царства.
4) Мы призваны подражать святым подвижникам и духовным наставникам, потому что их жизнь – это реальный опыт достижения святости. Ведь они имели такое же человеческое естество, как и все мы, боролись с теми же страстями и немощами, но, несмотря ни на что, победили, достигли Царствия Небесного!
В каждой обители существует почитание своих подвижников. Попробую вкратце рассказать о подвижниках нашей обители и их почитании.
Основательница нашей обители схимонахиня Марфа, в миру княгиня Мария Ивановна Серпуховская, пока не прославлена в лике святых. Она была духовной дочерью преподобного Сергия Радонежского и, несмотря на знатность и богатство, вела такую скромную жизнь, что о ней сохранилось очень немного сведений. Мало кто знает, что фактически на ее средства был построен первый белокаменный Московский Кремль [2], что не раз помогло защитить город и от врагов, и от пожаров. Если бы ее родственница и близкая ей по духу преподобная Евфросиния (в миру княгиня Евдокия) не позаботилась о том, чтобы ее имя и некоторые события жизни были внесены в летопись, то мы о ней, возможно, и не узнали бы.
Почитание нашей основательницы в обители существует давно: каждый день служится по ней заупокойная лития, не только все сестры, но и прихожане знают о ней и заказывают панихиды. Молясь об упокоении схимонахини Марфы, мы обращаемся к ней и с различными просьбами и получаем помощь по мере веры. Есть в обители и образ, написанный одной благочестивой рабой Божией: на нем изображен преподобный Сергий, благословляющий нашу основательницу на создание монастыря. Мы чтим и князя Владимира Андреевича Храброго, ее сына, также еще не прославленного. Он помогал и нашему монастырю, и вообще был монахолюбивым князем. В нашу обитель приезжают и те, кто его чтит в Серпухове, в том числе и из военно-патриотического клуба при Высоцком Серпуховском монастыре. И мы ездили в Серпухов, и были в основанной князем обители, и в тех монастырях, которым они с благочестивой матерью помогали – дарили земли, снабжали средствами. А первой такой обителью, которой Мария Ивановна подарила земли и которой она и ее сын постоянно благодетельствовали – это Троице-Сергиева лавра.
Надеемся, что когда-нибудь и над главой нашей настоятельницы появится нимб, как сияет он на изображениях ее родных – святых Димитрия и Евфросинии Московских. Мы их тоже очень почитаем – они открыли наш монастырь, выпустив государев указ [3], и заботились об обители. Некоторые историки даже причисляют преподобную Евфросинию к основательницам нашего монастыря. Она была также крайне скромна и очень милостива: раздавала все, что имела, и пострадавшим в пожаре, когда сгорел почти весь город, и вдовам и сиротам после Куликовской битвы. Именно вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов стали насельницами нашей обители, и отсюда многовековая традиция каждый день поминать «за веру и Отечество живот свой положивших».
Из новомучеников наша обитель чтит преподобноисповедницу Фамарь (Марджанову) [4]. Мы участвовали в обретении ее мощей, в торжествах в ее честь. Самое интересное, что она является духовной дочерью нашей игумении Ювеналии (Ловенецкой), о которой мы собираем исторические материалы. Игумения Ювеналия управляла нашим монастырем с 1902 по 1921 год. Происходившая из дворянской семьи города Тулы, насельница московского Страстного монастыря, она сперва возродила монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, в Грузии. Потом ее перевели в наш Рождественский монастырь. И, когда и матушка Фамарь перебиралась из Грузии в Москву то она полгода числилась сестрой нашей обители. Надеемся, что из собранных об игумении Ювеналии сведений может получиться книга.
Конечно же, особо чтим память духовного наставника игумении Ювеналии и святой Фамари – святого праведного Иоанна Кронштадтского, служившего в Казанском храме нашей обители [5].
Почитаем и святителя Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, который, в бытность Экзархом Грузии, а затем Митрополитом Московским, поддерживал игумению Ювеналию, ходатайствовал о переведении ее в Москву. Он совершил закладку, освящение крестов и великое освящение нашего Казанского храма, о чем на его стене есть памятная надпись.
Стараемся чтить память и других наших новомучеников. Преподобномученица Татьяна (Бесфамильная), инокиня, воспитанница монастыря, духовная дочь матушки Ювеналии. У нас в обители есть две иконы преподобномученицы – аналойная и в иконостасе; одна из сестер в монашестве носила ее имя. Святая Татьяна подвизалась в монастыре как послушница, а постриг приняла до закрытия обители уже в послереволюционные годы, чем подписала себе приговор. Была арестована, заключена на Лубянку, держалась очень мужественно, никого не предала и виновной себя не признала. 21 октября 1937 года расстреляна на полигоне в Бутово вместе с еще одним нашим новомучеником – священномучеником Павлом Преображенским.
Обитель чтит и тех священномучеников, чьи частицы пребывают в святых антиминсах на престолах монастырских храмов – это священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский, чье удивительное слово и наставления очень поддерживают в трудную минуту, а также священномученик Николай Любомудров – добрый пастырь, подвизавшийся в селе Ярославской губернии. Мы чтим этих священномучеников, в день их памяти совершаем богослужения, иногда ночные.
Не забываем и святого нашего подворья, находящегося в Волоколамском районе – священномученика Димитрия Розанова, уроженца Волоколамского края, бывшего клирика женской Зосимовой пустыни, который, после закрытия обители и ссылки, был назначен настоятелем нашего храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Феодоровское. Это был добрый пастырь, своей жизнью повлиявший на всю округу, ревностно относившийся к совершению богослужений, люди плакали на его проповедях, как написано в материалах дела. Его арестовали и расстреляли в Бутово.
Также мы чтим памяти тех сестер, которые пострадали в годы гонений, и тех, которые остались в закрытой обители на правах жильцов, храня ее дух и предания, чьи имена нам известны. Особо поминаем монахиню Варвару (Турусову), бывшую казначею монастыря, которая хранила у себя монастырские иконы и погибла от рук злоумышленников, укравших святыни. Убийство произошло 25 сентября 1978 года, в день Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Самое главное, что всех наших подвижников объединял дух Христов. Носителем этого духа были и возрождавшие наш монастырь приснопамятные Святейший Патриарх Алексий II и назначенный им духовник протоиерей Борис Николаев – старец, прошедший тюрьмы и лагеря и имевший огромный духовный и житейский опыт. Батюшка своей жизнью преподал нам уроки смирения, скромности, терпения, кротости, послушания, милосердия и, конечно же, той любви, которая «николиже отпадает» [6]. Это был человек, который ничего не делал без благословения, хотя и не был монахом, человек старой закалки с обостренным чувством долга, с чутким и милующим сердцем, которое любит всякое создание Божие. Он был знатоком и любителем знаменного распева. Его известное изречение: «Чтобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно». Протоиерей Борис погребен в нашей обители, в монастырской усыпальнице, и это большое счастье для нас. Ежедневно сестры приходят на место его погребения, читают псалтирь, обращаются к батюшке со своими просьбами, благодарят за помощь и молитвы. Таким образом и почитание, и духовная связь с нашим наставником не прерываются, и это очень всех нас объединяет.
Также у нас есть еще одно почитаемое место. В первые десятилетия советской власти на территории обители некоторое время находился исправтруддом (то есть место заключения), а фактически это был небольшой концлагерь, где производились и расстрелы, здесь же и погребали расстрелянных. На том же месте раньше было монастырское кладбище, которое в советские годы разорили. Восстанавливая обитель, мы находили многочисленные останки – черепа и косточки. Мы все их собрали, очистили и аккуратно сложили в специальной устроенной под землей костнице, над которой был водружен крест, и Святейшим Патриархом Алексием II произведена закладка храма-часовни в честь Всех святых Земли Русской. Часовня пока еще не возведена, но к памятному кресту каждый день приходят сестры помолиться об упокоении под ним погребенных и попросить молитв тех, кто праведной жизнью и страданиями достиг Царствия Небесного. Эта молитва и почитание не прекращаются ни на день, и думаю, что это очень помогает нашей обители, созидая ее внутреннюю жизнь и способствуя восстановлению.
Конечно, мы такой высоте не соответствуем, но мы молимся за подвижников, связанных с нашей обителью, и за богослужением, и келейно, и совершаем панихиды. Мы пытаемся рассказывать о них устно и печатно, в небольших изданиях и статьях, в воспоминаниях на сайте и в социальных сетях, на экскурсиях, а главное, нам очень хотелось бы им подражать, что мы и пытаемся хоть как-то делать, в чем и видим лучшее почитание святых подвижников, новомучеников и исповедников, прославленных и еще не прославленных.
Благодарю Вас за внимание.
Примечания:
[1] Ин. 15:13
[2] Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 250
[3] Лебедева E. Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве. http://www.pravoslavie.ru/put/3638.htm
[4] Заседание Священного Синода 11 октября 2023 г. (журнал № 101).
http://www.patriarchia.ru/db/text/6066199.html
[5] Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института; Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995. С.114-115.
[6] 1 Кор. 13:8.