Выступление игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы в ходе дискуссии круглого стола «На границе двух миров: практические аспекты принятия в монастырь и духовное окормление молодых послушников» на международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 24–25 сентября 2019 года)
Благословите, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые отцы наместники и матушки игумении! Конечно, жизненные обстоятельства бывают разными, но я убеждена в том, что настоятелю и настоятельнице не следует звать в монастырь тех, кто сам не изъявляет к тому твердого желания. Если человек желает чем-то послужить монастырю без радикальных перемен в своей жизни, без обязательств, как трудник, такой вариант всегда возможен. Но говорить о поступлении в монастырь можно лишь при выраженном намерении самого человека. Необходимо внимательно присматриваться и к тем, кто действительно желает поступить в монастырь, понять, чем вызвано их намерение. Настоятели должны, на основании своих наблюдений и опыта, предупредить каждого конкретного человека о том, с какими трудностями столкнется именно он. В этом проявится наша любовь к ближним и доверие Всеблагому Промыслителю, пекущемуся и о человеческой душе, и об обители.
В древних патериках и жизнеописаниях современных подвижников мы найдем немало примеров, когда игумены предупреждали о трудностях монашеской жизни, а при необходимости испытывали и твердость намерения поступающих.
Так, игумен Вифинской обители «Неусыпающих» преподобный Маркелл в V веке предупреждал пришедшего к нему преподобного Иоанна Кущника: «Сын мой! Не под силу будет тебе нести иноческие подвиги и соблюдать строгие посты, так как ты еще очень молод. Кроме того, у нас есть обычай – не тотчас же постригать каждого ищущего иноческого звания, но лишь по долгом испытании искренности его намерений и усердия в подвигах благочестия. Поэтому, если хочешь проходить иноческое служение совместно с нами, то должен сначала пожить у нас так, без иноческого пострига, присмотреться к нашей жизни и испытать себя, под силу ли будут тебе такие труды». И когда впоследствии Иоанн признался игумену в своих помыслах о родителях и о доме, он сказал ему: «Не говорил ли я тебе и раньше, сын мой, что тяжелы иноческие подвиги, что иноки много несут с собой и трудов, и вражеских нападений, и невыразимых искушений» [1]. Так духовный руководитель, предупредивший послушника, всегда сможет задать ему вопрос и предложить подумать, на что он согласился и о чем они договаривались в самом начале пути. Игумену можно даже было бы составить небольшое пособие, написанное понятным для новоначальных языком.
И такие примеры мы можем прочесть в ряде житий святых.
Древние и современные духоносные старцы предупреждали о трудностях монашеской жизни не только словами, но и действиями. Так преподобный Иоанн Колов не посадил с братией за трапезу преподобного Арсения Великого, но бросил ему на пол сухарь. Преподобный Сергий Радонежский отослал пришедшего к нему преподобного Никона в Высоцкий Серпуховской монастырь, испытывая его послушание и подражая преподобному Евфимию, который послал юного Савву Освященного к преподобному Феоктисту, как говорит об этом древнее Житие [2]. Из примеров, близких к современности, вспоминается, как испытывал приходящих в монастырь один из румынских старцев, игумен Иоанникий (Морой; 1859–1944). Старец Иоанникий сначала подвизался на Афоне, затем в Нямецком монастыре. Когда он стал игуменом в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, то перед принятием в обитель новоначального испытывал его, причем, не повторял искусов, а действовал так, как вразумлял его Бог. Например, когда пришел к нему юный отец Клеопа (Илие; 1912–1998), будущий старец, то отец Иоанникий повелел эконому, чтобы тот дал пришедшему послушание стучать по бревну. Юноша послушался. Все вокруг были заняты своим делом, никто не обращал на него внимания и не приглашал на трапезу. Только вечером эконом взял его за руку и привел в гостиницу для краткого отдыха, а ночью разбудил на правило. Так продолжалось два дня, а потом игумен побеседовал с пришедшим, попросил рассказать о себе всё, принял у него полную исповедь, дал наставления и взял документы, необходимые для поступления в обитель [3].
Конечно, мы не имеем достаточно опыта, чтобы так испытывать человека, и не во всех случаях это нужно, но наблюдать, помогать и предупреждать может каждый из нас. Благодарю за внимание.
_______________________________________________________________________________
[1] Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Январь. День пятнадцатый. – М.: Синодальная Типография, 1904. С. 496, 498.
[2] Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Ноябрь, день 17. Тетрадь I. Изд. Императорской Археографической комиссии. – М., 1910.
[3] Антоний (Плэмэдялэ), митр. Традиции и свобода в румынской духовности. – Сибиу, 1983. С. 36–39.