Трудности в совершении келейного правила и возможные пути их преодоления

Игумен Афанасий (Гриценко)

Доклад игумена Афанасия (Гриценко), настоятеля мужского монастыря Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», ответственного по делам монастырей и монашествующих Ставропольской и Невинномысской епархии, на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (Пятигорская и Черкесская епархия, Свято-Георгиевский женский монастырь г. Ессентуки, 12–13 марта 2020 года)

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыка, благословите!
Досточтимые владыки, всечестные отцы, матушки игумении, братия и сестры!

Организаторы круглого стола предложили мне тему о трудностях в совершении келейного правила и возможных путях их преодоления. Позвольте предложить некоторые размышления на предложенную тему.

…Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6) – вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы. Как повествует Евангелие, Господь, заповедавший уединенную молитву, часто Сам во время Своего земного странствования пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить, и потому часто безмолвные вершины гор и тенистые вертограды заменяли Ему уединенную келью. Это общеизвестное евангельское слово указывает на ценность в очах Божиих глубокой сердечной молитвы, совершаемой в уединении, что применительно к общежительному монастырскому уставу означает келейную молитву.

По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность – предстоять в своей келье одному пред лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, «существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом» [1]. Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество Иисусовых молитв и поклонов, а также другие молитвословия.

Правило... Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами! Молитвенное правило научает душу поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и помрачения грехом она непрестанно совращалась бы в сторону – то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием.

«Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (см. Мк. 2:27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, и между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу» [2].

«Все без исключения: ученые богословы и простые монахи, отшельники-исихасты и насельники общежительных монастырей, верующий народ – признают и доказывают необходимость личной молитвы» [3].

Келейное правило состоит из определенного числа поклонов, определенного числа молитв и псалмов, из совершения Иисусовой молитвы. Правило назначается каждому сообразно силам его души и тела. Так как эти силы у разных людей разные, то и правило назначается каждому свое. Общее требование к молитвенному правилу заключается в том, чтобы оно не превышало сил инока, не истощало его, не расстраивало здоровье и этим не принудило отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обычно является следствием того, что на инока было возложено правило, превышающее его силы. Напротив, умеренное, благоразумное правило остается достоянием инока на всю жизнь и со временем развивается и умножается как бы естественно, принимая и по наружности, и по внутреннему достоинству характер, соответствующий преуспеянию [4].

Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра Святой Горы Афон, сказал: «…Молитва – это всё. Молитва – это атмосфера, в которой душа живет и дышит. И если молитва правильна, она всё приводит в порядок, устраняет все трудности, разрешает все проблемы, освобождает от тревог и очищает грехи. Тогда молитва даже творит чудеса в нашей жизни. Наш старец, архимандрит Эмилиан (Вафидис), проигумен монастыря Симонопетра, всегда обращал особое внимание братства на то, что величайшее зло, какое только может быть в жизни человека, – если он не умеет молиться. И эту катастрофу невозможно сравнить ни с какой другой. Более просто говорит преподобный Паисий Святогорец: “Суть дела в том, чтобы начал работать моторчик, то есть сердце”. И еще: “Когда кто-то научится молиться, такой даже если и захочет принять плохой помысел, не сможет”» [5].

Рассмотрим вкратце некоторые вопросы, связанные с монашеским молитвенным правилом:
1) какие трудности встречаются в молитве и как их можно преодолеть;
2) как должна совершаться молитва, чтобы она была действенной;
3) какова роль игумена в келейном правиле монаха.

В повседневной жизни одной из главных проблем в молитвенном делании была и остается нехватка времени и сил на келейную молитву. Сейчас множество монастырей приходится восстанавливать или строить заново, часто на скудные средства и силами малочисленного братства. Да и в благоустроенных монастырях всегда есть монахи, которые несут особенно большие нагрузки, исполняют сложные, ответственные послушания, которые они не могут оставить. Некоторые монахи все свои силы отдают различным попечениям и заботам. В этом проявляется любовь к ближним и совершенное самоотречение ради братий или сестер монастыря либо ради прихожан и паломников, которые ждут гостеприимства, внимания, советов и которые вынуждают монахов нести бремена тяжкие, всепоглощающие и изнуряющие. Все эти бремена словно распинают монаха, желающего регулярно совершать келейное правило. Что же делать?

«Всякого рода деятельность не должна оттеснять личную молитву и богослужение на второй план, но, напротив, именно вокруг молитвы нужно строить всю монастырскую жизнь. Недопустимо посвящать молитве и богослужению лишь какие-то обрывки времени, остающиеся от остальных дел. Ведь для того, чтобы хорошо помолиться, монах должен располагать временем и для подготовки к молитве. Иными словами, он должен создать внутри себя соответствующую атмосферу, настрой, расположение. Если он начнет чувствовать в душе покаяние, сокрушение, то это и будет самое подходящее для молитвы расположение. В состоянии сердечного сокрушения мы стремимся к тому, чтобы «заключить» необъятного Бога в нашей – как правило, маленькой – келье и «привести» Его туда, где находимся мы. Молитва не безлична, это общение двух лиц – молящегося человека и подлинно сущего Бога. Бог присутствует там, где я молюсь, и Он истинно существует, независимо от того, чувствую я это или нет, верю я в это или нет» [6].

Чтобы провести часть ночи в молитве, исполняя свое правило, молящийся не должен быть изможденным от усталости, иначе он неизбежно будет засыпать или дремать. Но могут ли все в монастыре желать или требовать себе покоя? Может ли игумен или игумения не утомляться? Тогда ему или ей нужно перестать беседовать со своими духовными чадами, принимать посетителей, которые стучатся в монастырские двери. Если все оставят текущие дела и будут только молиться, то кто будет делать все это за них? Разве их послушание не является выражением любви к ближним? В решении этого вопроса нужно придерживаться принципа доверительных отношений с Богом, смиряться перед Богом с полным доверием Ему, то есть со смирением принимать те обстоятельства, в которых мы находимся. И при этом твердо верить, что мы непрестанно пребываем в присутствии Божием. Смирение означает, что человек осознает, что молитвенное правило необходимо, и в то же время верит, что Бог видит его трудности, и если не удается исполнить правило, Господь может найти другие способы для того, чтобы создать живую связь между Собой и человеком.

«Не будем забывать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в молитве, не случайны. Самим своим появлением они свидетельствуют нам, что молитва начинает становиться нашим искренним убеждением, нашим занятием, делом, привлекающим нас к себе. <…> Дай Бог нам всем получать от молитвы истинное наслаждение, посылаемое Богом, это очень полезно для духовной жизни» [7].

Большая помощь в исполнении правила – подготовка к нему. «Чтение святоотеческих творений также помогает нам понять законы духовной жизни; оно вводит нас в атмосферу молитвы, так что нам становится легче встать ночью и совершить свое бдение, исполнить свое молитвенное призвание. С помощью чтения мы, если можно так выразиться, “заводим мотор” нашей молитвы, а Святой Дух исполняет остальное» [8].

«…Молитвенное правило монаха святые отцы называют литургией. Это значит, что наше личное правило – это не просто единословная молитва Иисусова, но гораздо более обширное делание, охватывающее всю жизнь человека. Личная жизнь монаха неразрывно соединена с его жизнью в монастыре среди братий и охватывает все его отношения с ближними и с Богом. Поскольку мы живем среди людей, мы должны быть внимательными к нашим отношениям с ними. Нужно стараться так проводить свой день, чтобы иметь возможность ночью совершать свое правило. Для этого мы должны общаться с ближними в духе евангельской любви, не выносить на всеобщее обсуждение свои проблемы, не настаивать на своем мнении, не проявлять злопамятства. Напротив, мы несем ближним мир, делимся с ними своим опытом, выражаем в общении нашу благодарность Богу и людям. И такое устроение мы приобретаем через молчание, молитву, нашу связь с Богом в келье» [9].

Как игумен может помочь монаху сохранить ревность к молитвенному правилу? Организацией жизни монастыря, чтением творений святых отцов, индивидуальным подходом и духовным руководством братией, опытом келейной молитвы и собственным примером. «Наставления игумена имеют огромное значение для преуспеяния монаха в молитве и сохранения ревности в подвиге. Игумен не обязательно должен быть великим подвижником умного делания, главное, чтобы он понимал, что это делание есть существенное занятие монаха, в том числе насельника общежительного монастыря. Если он сам убежден в этом, то и своим монахам будет передавать любовь к молитве, а также создаст необходимые условия для молитвы: позаботится, чтобы у монахов было время для молитвы, уединение и относительное безмолвие. Более того, если такой игумен заметит, что какой-то монах горит особенной ревностью к молитвенному деланию, то он будет поощрять его и давать ему больше времени на молитву, даже в ущерб работе на послушании. Таких ревностных любителей молитвы и бдения нужно считать сокровищем для общежительного монастыря. Они совершают то служение, которое служит опорой для всего братства. <…> дело игумена – созидать в братстве правильный настрой, то есть осознание того, что цель жизни в монастыре – это соединение с Богом через молитву. Кроме того, игумен – это “наставник душ”. Он не должен заставлять всех насельников творить молитву Иисусову одинаково. Скорее он должен, как любвеобильный отец, уделять особое внимание тому, кто испытывает какие-то трудности, помогать каждому найти свой собственный способ предстояния пред Богом. Священное Предание Церкви сохранило для нас множество различных примеров того, как человек может молитвенно предстоять пред Богом, – об этом можно прочитать в житиях святых. Главное, монах не должен забывать смысл своего келейного правила – стояние пред таинством Божиим. Если монах будет непременно рассказывать игумену о том, как он молится, то он сможет что-то менять и в конце концов, найдет, как он может больше угождать Богу в своем молитвенном предстоянии» [10].

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Покори свою свободу правилу: оно, лишив тебя свободы пагубной, свяжет тебя только для того, чтобы доставить тебе свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными; потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила: подражанием им и ты последуй в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указуя нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (см. Ин. 5:19), говорил то, что заповедал Ему Отец (см. Ин. 12:49), имел целью исполнение во всем воли Отца (см. Ин. 5:30). Воля Отца и Сына и Святого Духа – одна. По отношению к человекам она заключается в спасении человеков» [11].

Подводя итог сказанному, можно отметить, что «келейная молитва – это центр, средоточие монашеской жизни, наслаждение и неложная радость для монаха. Кроме того, молитвенное правило находится в постоянном движении, изменении: нужно, чтобы прошло время, пока оно претерпит различные колебания, неустойчивость, изменения и наконец достигнет устойчивого состояния, при котором уже не монах будет произносить молитву Иисусову, но сама молитва претворится в слушание словес Божиих» [12].

______________________________________________________________________________________

[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. О существенном делании монаха // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 2. – М.: Паломник, 2001. С. 138.
[2] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[3] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[4] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. [Эл. ресурс] URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1943#part_24565
[5] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] См. Архимандрит Илия (Раго). Молитвенное правило монаха. Доклад в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/publikatsii/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regio...
[9] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...
[10] Там же.
[11] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле, гл. 12. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom2-asketicheskie-opyty/12
[12] См. Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра. Монашеское молитвенное правило: трудности и пути их преодоления… https://monasterium.ru/doklady/xxiv-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionaln...

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Доклады