Доклад кандидата культурологии, президента Международной общественной туристской академии, члена Совета и заместителя руководителя Научной секции Императорского Православного Палестинского Общества С.Ю. Житенева на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года).
В 2016 году православная общественность и научное сообщество России отмечают замечательный юбилей – тысячелетие русского присутствия на Святой Горе Афон. Эта юбилейная дата также знаменует связанное с ней не менее важное событие – тысячелетие русского православного паломничества на Афон. Предметом настоящего доклада будет краткий исторический обзор паломнических путешествий, совершенных нашими соотечественниками на Афон в ХI–ХХI веках. Святая Афонская Гора притягивала к себе русских богомольцев издревле, нет сомнения, что они бывали там с самого начала утверждения христианства на Древней Руси. Нам известно, что в конце Х – начале ХI век, во времена святого равноапостольного Великого князя Киевского Владимира I Святославича, на Афоне существовал русский монастырь. Исследователи уверены, что эта русская обитель была тем самым монастырем Древодела (Ксилургу), акты которого хранятся в архиве нынешнего афонского Пантелеимонова монастыря. Акт святогорского Протата за 1169 год свидетельствует, что монастырь всегда принадлежал русским.
Уже в IX–Х веках Афон считался одним из крупнейших монашеских центров и привлекал к себе не только желающих стать иноками христиан, но и простых паломников. Именно тогда на Афоне появился славянский центр, в котором шла переписка богослужебных книг и святоотеческой литературы, создавались иконы и совершался незримый миру духовный подвиг. Русский монастырь на Святой Горе активно поддерживали, прежде всего, в материальном плане, Великие князья Киевские Владимир Святой и Ярослав Мудрый, ибо без такой помощи в достаточно короткие сроки обитель не смогла бы так эффективно развиться. Такая же поддержка со стороны русских князей Пантелеимонову монастырю прослеживается и в XII, и в первой половине XIII века. Письменных документов, отражающих картину паломничества русских людей на Афон в Х–XIII веках, к сожалению, не сохранилось, однако можно уверенно говорить, что возникновение и развитие русского монастыря в честь Пресвятой Богородицы косвенно доказывает присутствие русских паломников на Святой Горе в этот период.
Древние русские летописи и жития святых донесли до нас историю о паломничестве преподобного Антония Печерского к святыням Афона, которое он совершил в начале XI века. Будучи еще молодым человеком, он, преодолевая трудности долгого путешествия, смог достичь сначала Царьграда, а затем Афона. Преподобный Антоний дважды совершил паломническое путешествие на Афон. В 1028 году он вернулся на Русь и стал, как известно, основателем одной из величайших православных святынь Земли Русской – Киево-Печерского монастыря, будущей первой Лавры нашего Отечества.
Монгольское нашествие на Русь в 30–40-е годы XIII века на столетие прервало сложившуюся традицию массового паломничества русского народа к зарубежным православным святыням, в том числе и на Афон. Паломнические путешествия в тот период реально не могли осуществляться, потому что на пути любого путешественника стоял монгольский «железный занавес». В середине XIV века наблюдается увеличение количества паломнических поездок русских людей на Православный Восток. Это подтверждается известиями русских летописей и византийскими источниками, из которых определенно явствует, что период со второй половины XIV до середины XV века был временем активизации паломнических путешествий из Московской Руси к святыням Вселенского Православия, в том числе на Афон.
В 70-е годы XIV века архимандрит Агрефений совершил паломничество в Константинополь, на Афон и в Святую Землю, которое было им описано в произведении, названном исследователями «Хождение в Иерусалим архимандрита Агрефения». Пребывание в Константинополе автор «Хождения» не описывает, зато подробно написал о том, как из столицы Византийской империи добраться до Афона, а от него до Иерусалима.
Святитель Дионисий Суздальский совершал неоднократные паломнические путешествия в Византийскую империю, в том числе на Афон. В апреле 1389 года иеродиакон Игнатий Смольнянин отправился в паломничество в Константинополь в составе посольства русского митрополита Пимена, в котором состоял при святителе Михаиле, епископе Смоленском. В сентябре 1389 года в Халкидоне он был в числе тех, кто погребал скончавшегося в дороге митрополита Пимена. В октябре того же года русское посольство во главе со святителем Киприаном, поставленным митрополитом Киевским и всея Руси, покинуло Константинополь и выехало в Москву. Иеродиакон Игнатий оставался до 1393 года в столице Византии. В 1393–1395 годах совершил паломничество в Святую Землю. В 1396–1405 годах он жил на Афоне, где закончил писать литературное сочинение, в котором рассказал о своих паломнических путешествиях.
Три года пробыл на Афоне преподобный Арсений Коневский, после чего, вернувшись на Русь, в 1393 году положил начало безмолвию на Коневецком острове, посреди Ладожского озера, но через пять лет вновь вернулся на Святую Гору за помощью и духовной поддержкой. Получив благословение на Афоне, преподобный Арсений по возвращении основал на Коневецком острове обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В первой половине XV века русские монахи стали чаще совершать паломнические путешествия к святыням Афона, чтобы вобрать в себя многовековой опыт иноческой жизни, поклониться чудотворным иконам и честным мощам Божиих праведников, а также приобщиться к многовековой христианской мудрости, собранной в книгохранилищах Святой Горы. В 1415–1417 годах паломничество в Константинополь, на Афон и Святую Землю совершил преподобный Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия Радонежского. О своем пребывании в Константинополе, на Афоне и в Иерусалиме преподобный Епифаний написал в последней части Жития под названием «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию». По мнению В.В. Колесова и других исследователей, преподобный Епифаний во время совершения паломничества к святым местам подолгу жил на Афоне.
Иеродиакон Зосима совершил в начале XV века паломничество в Константинополь, Афон и Святую Землю и описал его в сочинении «Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о руском пути до Царя града и от Царя града до Иерусалима». В 1419–1422 годах он совершил паломническое путешествие на Православный Восток, побывал в Царьграде, а также достиг Афона и Иерусалима, описав увиденное в своем «Страннике», в котором указаны святыни и достопримечательности, ранее не замеченные другими русскими паломниками-писателями.
Жития святых доносят до нас рассказ о том, что около 1411 года преподобный Савва Вишерский, игумен Тверского Сретенского монастыря, совершил паломничество на Афон, где он подвизался три года в одной из святогорских обителей. Здесь он молился афонским святыням, знакомился с иноческой жизнью, изучил греческий язык и занимался переводами богословских и церковных книг.
В 1453 году Царьград пал под ударами турецких войск, рухнула тысячелетняя Византийская империя, в трагическом состоянии находилась Константинопольская Православная Церковь. Завоевание турками-османами Византийской империи повлияло на всю последующую историю русского паломничества на Православный Восток на несколько столетий вперед. Главные святыни христианского мира оказались на территории и во власти Османской империи – мусульманского государства, экспансия которого была направлена против всех соседей, но прежде всего на завоевание христианских стран и насильственное насаждение среди завоеванных народов ислама. Замена православного креста на храме Святой Софии в Константинополе на исламский полумесяц стало символом падения тысячелетней традиции государственной поддержки христианской Церкви на территории, которую раньше занимала Византийская империя. Таким образом, был установлен османский «железный занавес», который с тех пор на многие века отделил Московскую Русь от стран Православного Востока и тем самым сделал паломничество к святым местам Вселенского Православия, в том числе и на Афон, уделом церковных и светских послов, а также отчаянных купцов.
Среди первых русских послов в Османской империи, побывавших на Афоне, был замечательный дипломат и государственный деятель Мунехин-Мисюрь Михаил Григорьевич. В 1493–1495 годах государь Иван III Васильевич Великий направил его своим послом в Османскую империю и некоторые государства Европы. Михаил Григорьевич совершил паломнические путешествия в Константинополь, на Афон, в Солунь, Иерусалим, Египет и другие страны и города.
В XV–XVI веках происходили периодические поездки великокняжеских и царских послов на Афон с вкладами и подарками в святогорские обители от русских государей. Также продолжали свой паломнический подвиг русские священники и монахи, пробиравшиеся на Афон, несмотря на османский «железный занавес». Русское паломничество к святыням Афона, стремление к постижению традиций православного иночества, к знаниям, которые хранились в его библиотеках, продолжалось и после падения Константинополя. В 60–70-е годы XV века преподобный Нил Сорский, один из идеологов широко известного в истории Русской Церкви движения нестяжателей, совершил паломническое путешествие на Православный Восток. О своем паломничестве преподобный Нил упоминает в послании к своему ученику и сподвижнику преподобному Иннокентию (Охлябинину). Особенно долго преподобный Нил пробыл на Афоне, где всем сердцем полюбил пустынножительство.
В XVI веке паломнические путешествия русских людей в Святую Землю и на Афон совершались крайне редко, и чаще всего это были официальные дипломатические поездки, участники которых находились под защитой русского царя и имели соответствующие охранные грамоты. В тот период шли практически непрерывные военные действия с Крымским ханством, вассалом Османской империи, что, безусловно, осложняло путь немногочисленным русским паломникам, путешествующим к святым местам Вселенского Православия.
Во времена царей Иоанна IV Васильевича Грозного и его сына Феодора I Иоанновича по разным причинам русские посланники ездили на Афон для того времени достаточно часто: посольство А.И. Кузьминского и С. Борзунова в 1571 году; посольство Т. Коробейникова в 1583–1584 годах; посольство М. Самсонова в 1583 году; посольство Б.П. Благово в 1584–1585 годах; посольство М.Ф. Огаркова в 1586–1587 годах.
Русское паломничество на Святую Гору Афон в XVII веке носило тот же экстремальный характер, что и в прошлые века, в связи с продолжавшимися войнами с Османской империей и Крымским ханством, а также затяжной войной с Речью Посполитой за освобождение Украины. Из всех русских паломнических путешествий на Афон в XVII веке особенно знаменательной была поездка иеромонаха Арсения (Суханова), келаря Троице-Сергиева монастыря. В октябре 1654 года царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон послали его на Афон для раздачи милостыни и за древними рукописями, которые были нужны для исправления русских богослужебных книг. Иеромонах Арсений (Суханов) с большими трудами доставил государевы деньги афонским старцам, которые разрешили ему отобрать древние рукописи из книгохранилищ всех обителей Святой Горы и вывезти их в Московское царство. Выполнив царское и патриаршее задание, иеромонах Арсений привез в феврале 1655 года в Москву около пятисот древних рукописей, которые составили основу патриаршей библиотеки, в то время главного книгохранилища Русской Православной Церкви и Московского царства.
Путешествия русских богомольцев к святыням Вселенского Православия в XVIII веке продолжали благочестивые традиции паломников предшествующих поколений, а также сохраняли основные направления паломнических маршрутов, целью которых были Константинополь, Афон и Иерусалим. В связи с тем, что противостояние Российской империи и Османской Порты продолжалось весь XVIII век, сложности и опасности совершения паломнических путешествий оставались такими же, как и в предшествующие столетия. Однако успехи русской армии и дипломатии позволили закрепить в русско-турецких договорах конца XVII – начала XVIII века новые важные положения о правах русских богомольцев. В 1700 году в Константинополе был подписан двусторонний русско-турецкий договор, в который были включены статьи, имеющие большое значение для поддержания русского православного паломничества на территории Османской империи. Договор устанавливал беспошлинный доступ русских паломников к святым местам Вселенского Православия, а также закреплял принцип веротерпимости в отношении русского православного священства. Положения договора вводили в дипломатическую практику пребывание постоянного царского посольства в Стамбуле и давали право резиденту, то есть послу Московского царства в Османской Порте, выдавать или запрашивать у турецкого правительства проезжие документы для русских путешественников, в том числе, богомольцев, направлявшихся на Святую гору Афон.
В самом конце XVII века иеродиакон Дамаскин, инок московского Чудова монастыря, совершил паломническое путешествие на Афон, где провел тринадцать месяцев, посетил все афонские обители и поклонился их святыням. В 1698 году Дамаскин прибыл на Афон, обошел святогорские монастыри, скиты, трапезы, храмы и пещеры, описав их и составив рисунки к ним. По возвращении в Московское царство, он по благословению Новгородского и Великолуцкого митрополита Иова посетил Соловецкий монастырь. Вернувшись из северной обители обратно в Москву, в Чудов монастырь, Дамаскин в 1701–1703 годах написал необычное для русской паломнической литературы произведение «Сравнение святой Афонской горы с Соловецкимъ монастырем, и лес на оной», в которой в сопоставительной форме отразил свои богомольные путешествия на Афон и Соловки.
В 1707–1709 годах совершил паломничество в Палестину, на Синай и Афон иеромонах Ипполит (Вишенский), насельник монастыря свв. Бориса и Глеба в Чернигове. В мае 1709 года иеромонах Ипполит и его спутники высадились на Афоне, большинство обителей которого они обошли и поклонились великим святыням монашеской республики. Совершая путешествие по Афону, наши паломники посетили пещеру, где в начале XI столетия подвизался преподобный Антоний Печерский. Иеромонах Ипполит прибыл в русский Пантелеимонов монастырь на второй день своего пребывания на Афоне. Отец Ипполит указал общее число монахов, проживавших во всех святогорских обителях – около пяти тысяч человек, и общее число людей, находящихся на Афоне, – десять тысяч. Приводимая численность монашеского населения Афона, безусловно, является приблизительной, однако надо отдать должное иеромонаху Ипполиту, который, видимо, путем опроса святогорских иноков попытался представить общее количество людей, проживающих на Святой Горе. Ценность сведений, представленных в труде иеромонаха Ипполита, заключается в том, что он подробно и обстоятельно описал Афон и его обители, а главное, что характеризует его как истинного богомольца, это интересный рассказ об афонских святых местах и святынях, а также преданиях, с ними связанных.
Беспримерный паломнический подвиг длиною в 24 года совершил монах Василий (Григорович-Барский). С 1723 по 1747 год он совершил грандиозное паломническое путешествие к христианским святым местам Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, оставив после себя значительное литературное и художественное наследие. В ходе своих путешествий он делал записки, а также выполнил многочисленные рисунки и карты-схемы, которые являются до сих пор важными историческими источниками. Два раза за свою наполненную странствиями жизнь Василий Григорьевич Григорович-Барский посетил Святую гору Афон. Первый раз это произошло в 1725–1726 годах, когда он, будучи молодым человеком, прибыл на Афон пешком из Салоник. Василий Григорьевич описал все святогорские монастыри, указав их святыни, описав храмы и особенности иноческой жизни. Он обошел афонские обители, после чего остался на несколько месяцев в русском монастыре святого Пантелеимона. Василий Григорьевич с болью писал о бедности и неустроенности обители, вызванных тяжелыми поборами османской администрации. По окончании зимнего периода Василий Григорьевич покинул гостеприимный русский монастырь и направился в Салоники навстречу новым паломническим путешествиям.
Вторично Григорович-Барский посетил Святую Гору в 1744 году. Однако теперь он был в монашеском сане и имел документы, подготовленные для него русским резидентом в Константинополе А.А. Вешняковым. Во второй раз инок Василий более подробно написал не только о монастырях Святой Горы, но и о разных афонских скитах и даже отдельных келиях. Он подробно рассказал историю создания святогорских обителей, перечислил многие документы, связанные с их созданием, а также послания ктиторов. Большое внимание русский паломник уделил святыням, хранившимся в афонских монастырях. Познавая духовный опыт святогорских старцев и изучая книжные сокровища обителей, монах Василий составил карту Святой Горы и продолжал вести свои записи. В течение пяти месяцев он находился на Афоне, после чего направился в Афины, навсегда покинув Святую Гору.
В середине XVIII века монах Серапион совершил паломническое путешествие на Православный Восток, которое он описал в замечательном литературном труде, названном им «Путник или Путешествие во Святую Землю Матронинскаго монастыря инока Серапиона 1749 года». Главной целью паломничества инока Серапиона была Святая Земля, но он при этом непременно хотел поклониться святым местам Афона. В августе 1849 года он прибыл из Константинополя по морю на Афон. Он не описал в своем «Путнике» ни один святогорский монастырь, а только аккуратно их перечислил. Обойдя святогорские монастыри и поклонившись святыням, находившимся в них, инок Серапион покинул Афон и направился на корабле в Святую Землю. Возвращаясь на родину летом 1751 года из Иерусалима, наш паломник вновь заехал на Афон поклониться святогорским святыням, после чего по причине эпидемии чумы в Царьграде, отправился в Российскую империю через болгарские земли.
Паломническое путешествие на Православный Восток длиною в десять лет совершил иеромонах Игнатий (Деншин), насельник Саровской пустыни, в 1766–1776 годах. Это был период, когда из-за русско-турецких войн и сложных отношений Российской империи с Османской Портой, паломничества наших соотечественников к святым местам Вселенского Православия были единичными явлениями. Именно поэтому обращает на себя внимание долгое путешествие иеромонаха Игнатия на Ближний Восток. Он описал свое паломничество в интересном произведении, которое его издатель В.Н. Хитрово назвал «Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, в Афонскую гору, во Иерусалим, во Египет, в Александрию и в Аравию». Иеромонах Игнатий (на тот момент – еще не принявший постриг сын курского купца Иван Деншин) прибыл на Афон на корабле 6 июля 1767 года. Автор «Описания» характеризует особый мир монашеской республики, подчеркивая, что женщин сюда не пускают «ни в какое время». Также он обратил внимание на то, что все афонские монастыри платили в то время османским властям дань «по три рубля с человека». Наш паломник обошел девятнадцать афонских монастырей и поклонился их святыням, скрупулезно и точно описав их в своем литературном труде. В монастыре Дохиар, согласно данному обету, он принял малый монашеский постриг с именем Игнатий. На Афоне нашего паломника застала Русско-турецкая война 1768–1774 годов, поэтому он вынужден был остаться на Святой Горе до 1776 года. Новопостриженный монах решил принять великий постриг в русском Черном скиту. Вскоре после пострижения в мантию, автор «Описания», испросив благословения у своего духовного отца, отпущен был в паломническое путешествие в Святую Землю. В конце 1770 года он вернулся на Афон, в свою обитель. Через несколько лет иеромонах Игнатий решил возвратиться в Россию. В августе 1776 года он прибыл в Саровскую пустынь, этим завершилось его длительное паломническое путешествие.
Во второй половине XVIII века поездки на Святую гору Афонскую, несмотря на войны Российской империи с Османской Портой, продолжались. Боевые действия на море стали причиной некоторых паломничеств русских военачальников и нижних чинов на Афон. Так, в ходе Архипелагской экспедиции в 1769–1773 годов состоялось паломническое посещение Святой Горы командованием русского флота. В 1772 году граф Алексей Григорьевич Орлов вместе с адмиралом Григорием Андреевичем Спиридовым, вице-адмиралом Андреем Власьевичем Елмановым и другими командирами русской эскадры, а также сопровождавшими их офицерами и матросами, посетили монастыри Афона.
В середине XVIII века монах Платон, будущий преподобный Паисий (Величковский), предпринял паломническое путешествие на Святую гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыл в начале июля 1746 года. Поселились они в монастыре Пантократор, где жили в нищете около четырех лет. В 1750 году на Святой Горе он был пострижен в мантию с наречением ему имени Паисий. В 1758 году преподобный Паисий был рукоположен в иеромонаха. При увеличении числа своей братии и по их просьбе он испросил у братии монастыря Пантократор старую келию с храмом во имя святого пророка Илии и приступил к её обустройству, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне. В 1763 году, ввиду военных действий между Российской империей и Османской Портой, преподобный Паисий решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. Так закончилась афонское паломничество и святогорская жизнь преподобного Паисия (Величковского).
В 1764–1765 годах совершил паломничество на Афон иеромонах Леонтий (Зеленский-Яценко), насельник Полтавского Кресто-Воздвиженского монастыря, который описал свои многочисленные путешествия в записках, условно названных «Младший Григорович» и состоящих из тринадцати томов. В 1764 году он по благословению Арсения (Могилянского), митрополита Киевского и Галицкого, направился в паломническое путешествие на Ближний Восток, из которого на родину так и не вернулся. Иеромонах Леонтий отправился через Черное море в Константинополь, а оттуда на Афон, где оставался несколько месяцев. После чего посетил Иерусалим, где был возведен в сан архимандрита, и добрался до Синая, откуда вернулся в Константинополь и остался там уже навсегда в качестве настоятеля посольского храма (был им до 1807 года, то есть до самой своей кончины). При этом необходимо отметить, что все это время он продолжал путешествовать с паломническими целями по Православному Востоку, в том числе и на Афон.
В 1794–1795 годах инок Никанор (Москвитинов) совершил паломничество в Святую Землю и на Афон, которое он описал в своем труде, известном под названием «Путешествие в Иерусалим монаха Никанора (Москвитинова)». Сохранившийся единственный список указанного труда был подносным экземпляром митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову). В феврале 1794 года монах Никанор прибыл в Санкт-Петербург для получения благословения священноначалия и получения паспорта. Оформив документы, он направился в Константинополь, где был уже в конце августа, и, получив документы, отплыл в Святую Землю. Монах Никанор встретил Пасху Христову весной 1795 года в Иерусалиме и на Фоминой неделе отправился в обратный путь на родину. Накануне Пятидесятницы он прибыл на Афон, где оставался десять недель, обошел святогорские обители и поклонился святыням, в них пребывающим. Вернулся он в Российскую империю в конце 1795 года, а в следующем 1796 году написал литературный труд, в котором описал свое паломничество.
Русское православное паломничество на Святую гору Афон в XIX веке продолжалось и к концу этого столетия стало массовым. В 1820–1821 годах совершил паломничество в Святую Землю, на Афон и Синай русский крепостной крестьянин Кир Иванович Бронников, который описал свое путешествие в книге под названием «Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах, села Павлова жителем Киром Бронниковым». После паломнического путешествия в Святую Землю и в Египет, К.И. Бронников посетил Афон, прибыв на Святую Гору 21 мая 1821 года. Кир Иванович с группой паломников обошел девятнадцать святогорских монастырей, начав с русского Ильинского скита. При этом он отметил, что русский Пантелеимонов монастырь в то время принадлежал грекам, которых в нем подвизалось «около ста человек». Особенно подробно наш паломник описал Лавру преподобного Афанасия Афонского. Путешествие Кира Ивановича на Афон совпало с началом Греческого восстания в 1821 году, которое переросло в Греческую войну за независимость. Собравшись в обратный путь, К.И. Бронников и другие русские паломники с трудом нашли корабль, на котором покинули Афон 11 июня 1821 года.
Русская обитель после Греческого восстания пришла в упадок. В 1840 году греческий игумен Пантелеимонова монастыря Герасим пригласил русских иноков поселиться в обители, надеясь на приток финансовых средств из России. После этого, действительно, дела монастыря стали быстро поправляться. В период 1840–1866 годов обитель выплатила долги и даже выкупила проданные имения. Монастырь стал строить прекрасные здания и украшать храмы. В это время значительно увеличилось русское православное паломничество в Пантелеимонову и другие афонские обители. Большой вклад в изучение истории и монашеских традиций Афона сделал в середине XIX века архимандрит Порфирий (Успенский), который совмещал во время посещения святогорских монастырей паломничество и глубокое научное изучение православного богословского, исторического и литературного наследия обителей Святой Горы.
Период XIX–XX веков в истории русского присутствия на Афоне является временем расцвета и интенсивного развития. Начиная с 1830-х годов и до трагического 1917- го, приток наших соотечественников на Святую Гору был особенно массовым. Рамки доклада не позволяют дать даже самый общий обзор русского православного паломничества на Афон во второй половине XIX – начале ХХ века. После революции 1917 года, когда русские обители Афона остались без поддержки, оказалось, что у монастыря нет возможностей самостоятельно развиваться, и он стал медленно угасать. Советская власть конфисковала имущество Пантелеимонова монастыря в России, насельники его подворий подверглись репрессиям, а некоторые из них приняли мученическую смерть за Христа. В обители начался упадок монастырской жизни: в какой-то момент от ранее живших здесь двух тысяч насельников осталось двадцать немощных стариков. Паломничество из советской России было остановлено. До начала Второй мировой войны на Афон приезжали небольшие группы русских православных эмигрантов. После войны русское православное паломничество на Святую Гору практически прекратилось. Только после 1991 года началось постепенное возрождение паломничества русских православных людей на Афон. В последние годы российским государственным руководством и священноначалием Русской Православной Церкви был взят курс на возобновление русского присутствия на Афоне, в том числе и паломничества. В сентябре 2005 года впервые в истории Святой Горы состоялось паломническое посещение обителей Афона первым лицом Российского государства, Президентом России В.В. Путиным. В 2011 году был учрежден Попечительский совет и Фонд восстановления Русского монастыря во имя святого великомученика Пантелеимона на Афоне.