Доклад схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга на круглом столе «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига» с участием монашествующих из епархий, расположенных на территории Уральского федерального округа (14 декабря 2021 года. Екатеринбург, видеоконференция)
Тема моего доклада на первый взгляд может показаться очень простой. Для нас, православных христиан как будто само собой разумеется то, что мы обязаны жить по Евангелию, ведь иначе мы не можем и называться христианами. И конечно же, жить по-евангельски мы способны только в том случае, если много читаем Евангелие; как говорили святые отцы древности – поучаемся в нем, глубоко, сердцем, изучаем его.
Сейчас распространено мнение, будто бы Евангелие исполнить невозможно: не те, дескать, времена. Поэтому и читать его вроде бы необязательно. Но мы, все православные христиане, а в особенности монашествующие, должны твердо осознать: Евангелие – это основа нашей жизни. Если мы будем всю свою деятельность основывать на заповедях, то это поставит нашу жизнь на прочный фундамент. Евангелие – это универсальное учение, которое можно исполнить везде и всюду. Где бы мы ни находились, какую бы одежду ни носили, мы должны всю свою жизнь – и внутреннюю и внешнюю – строить на Евангелии, как на некоем камне.
Евангелие никто никогда не отменит и ничто его не заменит. Вот почему чтение Евангелия, размышление над ним, принятие евангельской истины в свое сердце является обязательной стороной христианской жизни. Евангелие – это сама жизнь. В нем естественным образом соединяются и догматы, и нравственные истины, утвержденные живым примером Господа нашего Иисуса Христа, Которому мы призваны подражать.
Как же мы можем сознательно к этому подражанию прийти? Смысл Евангелия раскрывается для нас именно тогда, когда мы стараемся его исполнять. Поскольку для нас, по большей части, это только отвлеченное чтение, то оно остается для нас сокрытым. Если же мы углубимся в это чтение и понудим себя к исполнению заповедей, то постепенно мы начнем ощущать жизненность Евангелия, понимать, как на деле можно сделать следующий шаг в своем нравственном развитии. Конечно, здесь большое значение имеет наша молитва. Но и про нее можно сказать, что она есть одна из евангельских заповедей.
Одни, читая Евангелие, говорят, что оно непонятно; другим, наоборот, кажется, что там все ясно. Последних я должен предостеречь. Евангельский текст изложен самыми простыми словами – ведь Спаситель и вслед за ним евангелисты излагали учение, необходимое для нашего спасения, а оно должно быть понятным всякому, – поэтому может появиться иллюзия, что в Евангелии все понятно. На самом деле это не так. Я бы советовал чаще читать Новый Завет, в особенности Евангелие, на церковнославянском языке, чтобы некоторая неясность смысла, возникающая при чтении на этом языке, не разговорном, а чисто церковном, молитвенном, заставляла нас почувствовать, что на самом деле мы не понимаем Евангелия. При чтении русского текста нам кажется, что мы всё понимаем, а понимаем мы всё превратно или даже просто не осознаём того, что читаем. От этой иллюзии нужно избавиться. Если Евангелие изложено просто, то это не значит, что его просто понять и исполнить. Постижение Евангелия зависит не от умственных способностей, не от изощренности в философии или в какой-нибудь иной науке, а от духовного опыта. А поскольку настоящий духовный опыт – вещь весьма редкая и труднодостижимая, то и получается, что простота Евангелия для многих оказывается только кажущейся.
Поэтому лучше обращаться к толкованиям святых отцов. Я бы советовал сначала прочитать самый авторитетный источник – толкование блаженного Феофилакта Болгарского. Можно прочитать толкование на Евангелие святителя Иоанна Златоуста, но он истолковал только два Евангелия: от Матфея и от Иоанна. Феофилакт Болгарский брал свое толкование в основном у Златоуста, но дополнял его толкованиями других, более поздних отцов. Его книга – это высочайшего уровня компиляция. Прочитав толкование блаженного Феофилакта, мы можем читать размышления других авторов над Евангелием, и брать оттуда что-то полезное. Если мы интересуемся Евангелием и хотим хорошо в нем разбираться, то это, конечно, весьма похвально.
Толкователь вовсе не делает Евангелие более мудрым – говорить так было бы почти кощунством, – скорее, он возводит людей, слушающих его, на высоту Евангелия, которое им самим недоступно по причине того, что благодать Божия еще не коснулась их и не просветила их разум. Поэтому святые отцы, истолковавшие Святое Евангелие, пользовались им не просто как поводом для рассуждений, как некой канвой для своих глубоких размышлений. Они, пребывая через чтение евангельских слов в глубочайшем созерцании, поистине видели сокровенный смысл Евангелия, который недоступен людям недуховным.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов о том, какие плоды приносит нам чтение Евангелия. Во-первых, это прекрасное средство для укрепления веры. Когда мы постоянно читаем о евангельских событиях и живо их воспринимаем, то ум наш приходит в состояние борьбы: согласиться или не согласиться, допустим, с чудом превращения воды в вино? Мы соглашаемся, повинуясь своей совести, и вера в большей или меньшей степени усиливается. При чтении Евангелия наш ум постоянно сталкивается с такими событиями или поучениями, которые он не хочет принимать. Но в этой борьбе, если мы являемся союзниками своей совести, искренне желаем верить, постоянно происходит победа Евангелия над нашим эгоистическим, себялюбивым здравым смыслом, и вера укрепляется. Это происходит потому, что при таком чтении мы, можно сказать, слышим проповедь апостолов, после которой, разумеется, люди и обращались к вере.
Во-вторых, когда вера становится более твердой, то соответственно усиливается и ощущение вечности. Вечность предстает перед нами как близкая, неизбежная реальность, и в человеке усиливается страх того, что мы можем перейти туда неготовыми, не успевшими покаяться. Таким образом, чтение Евангелия возбуждает в человеке память смертную, каким бы странным ни могло показаться это с первого взгляда.
Иногда при чтении Евангелия нас вдруг пронзает чувство вечности, то есть появляется уверенность: всё, во что мы верим и о чем мы читаем в Евангелии, – реальность. От этого ощущения нас охватывает страх. Потом это ощущение постепенно начинает развиваться (однако может и угаснуть, если мы будем неправильно себя вести), и тогда на нас начинает действовать любой вид размышлений о смерти: воспоминание о смерти вообще или о кончине кого-то из наших родственников и друзей; чтение святоотеческих писаний о смерти или откровений о мытарствах. Мы живо чувствуем, что наша душа бессмертна и что есть нечто безграничное, непостижимое и в то же время не менее реальное, чем та жизнь, которая нас окружает. В иные моменты, когда мы углубимся в чтение Евангелия или в молитву, это «нечто» может показаться нам даже более реальным, чем наша телесная жизнь.
Наконец, в-третьих, ничто не может так возбудить ревность в человеке, как чтение Евангелия. Однако иногда наше сердце до такой степени охладевает, что, читая Евангелие, мы не чувствуем в сердце никакого огонька, евангельское повествование нас не задевает, не вызывает сопереживания. Мы просто пробегаем текст глазами. При чтении Евангелия нужно особенное участие нашего ума, нашей души. Здесь самое лучшее средство – это просто усердный труд. Чувствуешь ли ты сухость при Иисусовой молитве, чтении Евангелия или Псалтири, на богослужении – неважно, ты должен преодолевать ее усердием. И в случае с чтением Евангелия нужно просто проявить терпение. Если мы будем внимательно и много читать Евангелие, то постепенно сухость уменьшится и в конечном счете отступит. Когда я говорил своему духовнику, что испытываю при Иисусовой молитве сухость, то он отвечал: «Сухо ли, мокро ли, молись все равно».
С каким же чувством мы должны читать Евангелие? Наверное, этот вопрос рано или поздно встает перед всяким христианином. Часто бывает, что человек прочитал Евангелие раз или два – и откладывает его в сторону, говоря, что больше он не может его перечитывать, все известно, это скучно.
Мне кажется, Евангелие не может надоесть. Если мы читаем его внимательно, с верой и благоговением, если мы воспринимаем его как нравственное руководство, а не как отвлеченную книгу, то оно не может наскучить. Более того, оно должно все больше и больше нас увлекать. Евангелие можно сравнить с Иисусовой молитвой. Может ли надоесть Иисусова молитва? Тому, кто не чувствует благодати, она, конечно, надоест. Но если ты чувствуешь в словах Иисусовой молитвы благодать, то она становится тебе приятнее, чем все прочие, пространные молитвословия. И если сравнить Евангелие с другими книгами Священного Писания, тем более со святоотеческой литературой, то мы увидим, что от чтения Евангелия мы ощущаем больше утешения и получаем больше пользы, чем от чтения других душеполезных книг.
Мне кажется, что Евангелие – это книга, которая постоянно меняется. Сегодня ты читал одно, а завтра это же самое становится другим. Там все живет своей жизнью. И можно объяснить, почему так происходит. Потому что меняемся мы сами. Если Евангелие производит на нас глубокое впечатление, то мы каждый раз воспринимаем его по-новому. Оно, так сказать, открывается нам разными смыслами. Божественное Откровение – это неисчерпаемая глубина. Не только то, что сказал Спаситель, но и все Евангелие – это Откровение Святого Духа, данное апостолам-евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Смысл его столь многообразен, что практически бесконечен.
Мне представляется, что Евангелие полностью понять невозможно, разве что в основных моментах, но полностью в него вникнуть – это все равно что познать волю Божию, получить полное Откровение. И пророки такого знания не имели, и апостолы знали только частично, потому что человек может обладать этим знанием только в будущей жизни.
Правильное чувство – читая Евангелие, ощущать, что слова Спасителя обращены именно к нам, и в особенности если они обличают нас и укоряют. Плохой признак – если мы, читая Евангелие, отделяем себя от фарисеев, грешников и определяем себя в число праведников, апостолов; если нам кажется, что к нам относятся только похвалы. Это подозрительно и странно. А вот когда мы чувствуем, что нас укоряют, учат, иногда подбадривают, иногда обличают, то это нормально, так и должно быть.
И когда мы читаем внимательно, появляется чувство, будто мы слышим речь Спасителя, следуем за Ним и чуть ли не видим всё это, хотя мы и не понуждаем себя ни к какому образному восприятию. Евангелие нужно читать просто, то есть внимательно. Не нужно никаких мыслей, никаких рассуждений, никаких собственных истолкований – нужно внимательно читать. Ты понимаешь Евангелие не тогда, когда можешь о нем подробно, витиевато и тонко рассуждать, а тогда, когда та или иная евангельская фраза доходит до твоего сердца во всей своей жизненной силе. Вот когда ты почувствовал сердцем, как исполнить заповедь о любви к ближнему, тогда ты понял эту заповедь.
Священное Писание, в особенности Евангелие, нужно понимать сердцем. Нужно углубляться в чтение так, как мы углубляемся в молитву. От такого внимательного многократного чтения постепенно именно до нашего сердца доходят те истины, которые кажутся нам простыми и даже примитивными.
Часто задают вопрос, как много надо читать Евангелие? Я бы сказал, чем больше, тем лучше. Нужно насыщать себя чтением Евангелия, как бы напитываться им. Если мы научимся в разных жизненных ситуациях вспоминать евангельский текст, то это будет прекрасно. Воспоминание евангельских заповедей действует на душу очень сильно, в них есть какая-то неизъяснимая благодатная сила, как об этом говорит святитель Игнатий. Например, от одного только воспоминания слов Спасителя всякий, гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду (см. Мф. 5:22), угасает гнев, как говорит святитель. Мне кажется, что, если бы мы научились в течение дня в каких-то житейских ситуациях вспоминать те или иные изречения из Евангелия, пусть даже и не дословно, это бы нас очень отрезвляло.
И даже если мы читаем Евангелие механически, то от этого уже есть польза. Даже такое – как нам кажется, поверхностное – чтение Евангелия все равно просвещает ум. Бывает, одну, другую главу читаешь поверхностно, третью – уже внимательно, а на четвертой и чувство какое-то проснулось. И таким образом от суеты мы возвращаемся к внутренней собранности, вновь приобретаем душевный мир.
Некоторые из святых отцов говорят о таком признаке довольно высокого духовного преуспеяния человека, который заключается в том, что чтение Священного Писания превращается для него в богословие. Оно перестает быть простым чтением, при котором человек рассуждает и пытается понять смысл прочитанного. Евангельские слова действуют на душу преуспевшего в духовной жизни человека с такой силой, что вызывают в нем искреннейшую веру и он уже не просто читает Евангелие, а созерцает в нем воплотившегося Сына Божия.