Доклад монахини Смарагды (Зыкиной) на научно-практической конференции «Толгская обитель: 700 лет со дня основания».
Главным идеологическим противником для большевиков-безбожников явилась Русская Православная Церковь. Ее уничтожали не только внешне: разрушали храмы, монастыри, убивали священнослужителей, архипастырей и пастырей, клириков, монахов и мирян; неисчислимое множество погибло в концлагерях. Однако, этого богоборцам показалось мало. Они старались разрушить Церковь изнутри, устроив обновленческий раскол. Особенно много Церковь и ее служители пострадали в 20-е годы, когда их обвинили в том, что они отказываются отдавать свои ценности в помощь голодающим Поволжья. По этому поводу в газетах было очень много глумлений и кощунственных заметок, составленных лживыми идеологами. В 30-е годы на территории СССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей, а накануне революции в России действовало около 80.000 православных храмов. В Ярославской епархии было около 30 монастырей, среди которых Толгская обитель, занимающая особое место в истории Ярославской земли.
Приближается 700-летний юбилей Свято-Введенского Толгского монастыря. На сегодняшний день он является женским. Однако основан был как мужской – на месте явления чудотворного образа Богородицы. Много скорбей и страданий претерпевали насельники обители в древности. Но особенно сильно пострадал Толгский монастырь в безбожную эпоху советской власти. Обезумевшие от вседозволенности богоборцы не одно десятилетие глумились над беззащитной обителью, используя храмы и жилые помещения, можно сказать, варварски.
XX век для Толгской обители, как и для святой Руси, явился трагическим. И судьба одной из главных святынь земли Ярославской − Толгской иконы Богородицы, оказалась тесно переплетена с судьбами русского народа. Толгские иноки были выселены властями из родной обители, образ Чудотворный путешествовал из музея в музей, а народ томился в концлагерях.
Два великих по значимости события совершились в начале XX века в стенах древней Толги. В 1913 году обитель принимала у себя высочайших паломников – Всероссийского Императора Николая II и его августейшее семейство. Посмотрите духовными очами на Промысл Божий. В Введенском соборе встречаются живущие тогда еще на земле нынешние небожители и наши святые молитвенники: святая многострадальная царственная седмирица: царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия; всероссийский Патриарх Тихон, священномученик Серафим Углический (Самойлович), преподобномученица Елисавета Феодоровна; а в среде братии обители уже возрастает духовно иеромонах Иосиф (Баранов), будущий священномученик.
Вторым значимым и радостным событием должно было стать празднование 21 августа 1914 года 600-летнего юбилея со дня явления Чудотворной Толгской иконы и основания обители. К этому моменту монастырь тщательно готовился. Все храмы, звонница, жилые корпуса братских келий, странноприимный дом были тщательно отреставрированы и приведены в самый благолепный вид. Можно сказать, что обитель явилась достойным украшением духовной жемчужины, святой Толгской иконы, бережно хранимой монахами. Но предстоящие толгские торжества были омрачены всенародным горем. Летом разразилась Первая Мировая война. В эти горестные годы Толгский монастырь был особенно близок народу. Сколько вдов и сирот устремились выплакать свое горе пред Всемилостивой Заступницей рода христианского, сколько слез отерла с очей страждущих духовная сила благодати, которую щедро изливала на чад своих Богородица через явленный Свой Чудотворный образ. К 1914 году в обители проживало 70 человек насельников, среди которых были: игумен Серафим, 14 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 8 указных послушников и 35 человек послушников и певчих.
В 1917 году Толгский монастырь еще продолжал духовно окормлять многочисленных ярославских паломников. Из письма наместника, архимандрита Анемподиста, написанного в июне 1918 года Святейшему Патриарху Тихону, можно узнать, что «в святой обители Пресвятыя Богородицы до настоящего дне обстоит благополучно». Однако, в октябре уже была произведена опись всего имущества Толгского монастыря, при этом составлено соглашение, заключавшееся в том, что насельники обители, якобы, приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях:
1. Мы, ниже подписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние, пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению и иных обязанностей.
2. Мы обязуемся не допускать а) политических собраний враждебного советской власти направления, б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти, в) произношение проповедей и речей, враждебных советской власти или ея отдельным представителям.
За собой они оставили право в любое время расторгнуть это соглашение. Подписали соглашение от 10 ноября 1918 года наместник архимандрит Анемподист, казначей иеромонах Митрофан, эконом иеромонах Михаил и т. д. Всего было собрано 35 подписей братии и 5 подписей граждан.
Безбожники боялись духовного величия Толгской обители. Они знали, что народ любит ее, и всеми силами старались оклеветать иноков. Так появилась статья в Известиях ВЦИК, которая сообщала, что «в 1918 году в Толгском монастыре был размещен во время мятежа запасной штаб белогвардейцев. С 5 по 6 августа монастырь был окружен отрядом красногвардейцев и работниками ЧК. В одной из келий был обнаружен начальник контрразведки полковника Перхурова, полковник Некрасов, который скрывался здесь под именем иеромонаха Варлаама. Всего в монастыре обнаружили 12 офицеров перхуровского штаба, было найдено несколько ящиков оружия, патронов, чистые бланки паспортов и деньги».
Думается, что власти не оставили бы обитель и ее насельников в покое после такого случая.
23 января 1918 года СНК опубликовал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». И, уже 27 января, Ярославский Горисполком принимает решение о конфискации монастырского имущества. А еще ранее, в ноябре 1917 года, был принят декрет «О земле», который гласил, что в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов передавались все церковные и монастырские земли «со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями». Из переписки завотделом ЯГЛ (Ярославский Губернский ликвидационный отдел) Серова с различными организациями можно видеть, насколько тщательно производилась ликвидация церковного и монастырского имущества, например:
Изъято из Ярославского Толгского монастыря:
три столовых серебряных ложек большого размера,
две ситки серебряные,
17 столовых серебряных ложек малого размера,
29 чайных ложек серебряных.
Всего количество 51 штука. Кроме того, серебряных старинных монет 4.245 штук.
Из следующего письма можно увидеть, как новая власть «заботилась» о монастырском конфискованном имуществе. Серов обращается к комиссару финансов: «ЯГЛО просит Вас указать куда сдать серебряные ложки в количестве 22 столовых, часть из них 84 пробы, а часть беспробные и 27 чайных серебряных 84 пробы и две ситки, тоже серебряные, 84 пробы, изъятые из Ярославского мужского Толгского монастыря». И дата подписи 28 ноября 1918 года.
В 1920 году, летом, в Толгскую обитель приехала группа учеников из Ярославля. Власти решили поддержать детей в голодное время и вынесли решение отправлять их на летние каникулы в сельскую местность. Так, каждое лето Толга встречала и привечала детей. Дети поселялись на лето в монастырской гостинице, там же была богадельня. И еще, после закрытия Казанского монастыря, там проживали игумения Феодотия с сестрами. Здесь тоже внимательному духовному зрению может открыться Промысл Божий. Нередко в ходе экскурсий по монастырю мне задают вопрос: «Почему монастырь стал женским?» Видимо, глубокая вера и сильная молитва монахинь была угодна Самой Царице Небесной. Так, сестры Казанской обители как бы прообразовали нынешнюю Толгскую женскую обитель. Не случайно, именно Толга стала первой открывшейся после гонений обителью. И игумения Варвара является первой игуменией в России.
Молитвами сестер и братий монастырь продолжал жить до 1928 года. Из протокола фракции Губсовета безбожников о состоянии работы по ликвидации Толгского монастыря, от 28 декабря 1928 года, видно, как народ любил эту обитель. Было собрано 1500 подписей о недопустимости ее закрытия. Безбожники даже просят Губком партии, чтобы он дал партфракции Губисполкома директиву об отсрочке рассмотрения заявления от граждан по вопросу Толгского монастыря, так как люди угрожали силой отстаивать свой монастырь.
1929 год стал последним в существовании мужского Толгского монастыря. Безбожники ликовали: кресты сброшены, колокола больше не звонят. Но неведом им был Промысл Божий. Господь до сего дня хранит, только теперь уже женский, Толгский монастырь.
«И стоит на Волге, словно богатырь,
Православный Толгский женский монастырь,
И хранит обитель Дева Пресвятая,
Свой Покров незримо в Небо простирая».
В начале 30-х годов советское правительство решает построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское, гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря.
С 1932 года выезды школьников прекратили, монахов и монахинь выселили из монастыря, после чего остались свободными все монастырские здания и храмы. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие приехали с семьями, и монастырь обрел новых хозяев. Они стали использовать здания храмов в своих целях. Так, во Введенском соборе, от алтаря до западной стены была сооружена огромная белая плита. На месте иконостаса построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, в подклети установили огромную бетонную ванну. Напротив храма поставили два мощных насоса, на колокольне находился металлический резервуар. Насосы качали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, с огромным шумом проходя плотину, на бетонную плиту. После сливалась по трубе в бетонную емкость в подклети. Проведенные исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой переехал на новое место, однако монастырь на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, что стало большим бедствием для архитектуры обители. Жители не только заняли помещения храмов и зданий, они их приспосабливали для жилья: прорубали новые окна, закладывая старые, делали новые двери там, где их никогда не было, срубали своды и карнизы. Они заняли все кельи иноков, башни и даже храмовые здания, а в Никольском храме пристроили второй этаж.
В 1936 году в монастырь приехали воспитатели и воспитанники школы ФЗУ НАРКОМЮСТА, впоследствии детской колонии НКВД. Они разместились в здании монастырской гостиницы, которая располагалась за северной стеной монастыря.
В начале 60-х годов рядом с монастырем развернулось строительство колонии для малолетних преступников. Хозяйственный двор и гостиницу обнесли бетонной оградой с несколькими рядами колючей проволоки. Для персонала построили двухэтажный каменный дом, в фундамент которого закладывали монастырские памятники. Впоследствии рядом вырос поселок, куда перед открытием монастыря переселили всех жителей из Толги. Работники колонии нуждались в детских учреждениях. Поэтому в Спасском храме они устроили детский сад, причем спальня для деток располагалась в алтаре. На кладбище устраивается детская площадка. В Введенском соборе − склады, картофелехранилище. В Крестовоздвиженском храме открывают на первом этаже столовую, на втором, то есть в самом храме, клуб, а в одностолпной палате школу с несколькими классами. У стен кедровника строят различные сараи: для скота, для хранения дров. В колокольне – магазин и жилые помещения. В Святых вратах − гараж.
Сильно пострадала и некогда величественная священная, уникальная кедровая роща. Там устраивались ярмарки, дискотеки, а на месте часовни с Толгской иконой была устроена танцевальная площадка. Многовековые кедры были утеряны почти полностью. «За период с 1935 по 1995 год погибло не менее 150 кедровых деревьев, теперь уже не встретить здесь кедров толщиной в полтора метра, как это было полвека назад», − отмечают ученые Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Говоря об уникальности кедровой рощи, они называют ее первым парковым насаждением не только в России, но и во всем мире.
<>7 декабря 1987 года разрушенный, ограбленный и поруганный Толгский монастырь передали вновь Православной Церкви. Уже в 1988 году в обители появилась игумения, возглавившая дело воссоздания монастыря и доныне управляющая им. С помощью властей города и области, попечением благодетелей и мастерством сестер Толгский монастырь благоукрасился к своему 700-летнему юбилею и, как прежде, в нем пребывает Чудотворный образ, привлекая, как духовный магнит, неисчислимое множество паломников. Монастырь − как маяк среди волн житейского моря, он указывает нам, сегодня живущим, спасительный путь к тихому пристанищу вечности. Он манит усталых путников отдохнуть под сенью святыни, вдохнуть живительную силу благодати и забыть обо всем суетном и ненужном. Приезжайте благодарить Царицу Небесную за все Ее великие милости.
Приложение.
С 1917 по 1921 год наместник Толгского монастыря – архимандрит Анемподист (Алексеев). †1935г. схимником.
В 1922 году наместником становится иеромонах Григорий (Алексеев). При нем закрылась обитель. В 1928 году он вместе с братиями пытался спасти от закрытия монастырь, отказываясь выполнять решение Яргубисполкома о передаче церковного имущества в госархив. Его арестовали и отправили в Сибирь. † около 1935 г.
В 1918 году были расстреляны послушник Павел, который нес послушание при иконе Толгской на вокзале, иеромонахи Никандр (Прусак) и Иосиф (Баранов) –насельник обители с 1901 года. Иеромонах Иосиф как один из лучших священнослужителей епархии был отправлен на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя орденами святой Анны. После возвращения он был сначала казначеем в обители, а потом заведовал Толгским подворьем в Рыбинске. Во время «красного террора» отца Иосифа ночью увели с подворья безбожники, и только на следующий день тело его было найдено на берегу Черемхи. Оба иеромонаха канонизированы в 2000 г. как новомученики.
В конце 20-х годов отправили в ссылку иеромонаха Арсения (Евстигнеева) и иеродиакона Софрония, а также инокиню Казанской обители Апполинарию (Вологдину), которую выслали в Казахстан.
В 1930-х годах расстреляно 109 священников епархии.
В 1921 году в Толге проживали 72 монаха и 32 монахини из Казанской обители.
Последние монахи Толги покинули свою обитель в 1928 году, расселившись по городам и селам губернии. Но укрыться от репрессий не удалось даже тем, кто ударно трудился в артелях и колхозах. Везде служителей Божиих настигала безбожная власть.
В 1937 году расстрелян иеромонах Климент (Гусев).
В 1938 году в Харькове расстрелян архимандрит Варсонофий (Мамчин), который подвизался в Толгском монастыре в сане иеромонаха. В 1993 году Украинской Православной Церковью причислен к лику местночтимых святых Харьковской епархии.
Из Толги же взяли в тюрьму, а потом отправили по этапу в Нарымский край митрополита Агафангела (Преображенского), ныне тоже прославленного в лике новомучеников Российских и в соборе Ростово-Ярославских святых.
Много пострадал за веру и Церковь Христову бывший Толгский игумен архиепископ Серафим (Самойлович). Будучи Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, он мужественно отвергал все попытки власти вмешиваться в дела Церкви. Его расстреляли в лагере в 1937 году.
Дмитрий Орлов. Личный состав монастыря (1913–1914):
Наместник, игумен Серафим
Казначей, иеромонах Спиридон.
Завед. подворьем в Рыбинске, иеромонах Апполинарий.
Духовник, иеромонах Клавдий
Ризничий, иеромонах Митрофан
Иеромонахи:
Афанасий
Вениамин
Модест
Иосиф (Баранов)
Гедеон
Варлаам
Иосиф (Лукин)
Варсонофий
Иоанникий
Павел
Иеродиаконы:
Нифонт
Феодор
Аркадий
Михаил
Мисаил
Савва
Нил
Монахи:
Иероним
Игнатий
Феодосий
Аврелиан
Марк
Указные послушники:
Феодор Куркин
Павел Кудрявцев
Герасим Ефремов
Павлин Курсанов
Мартимьян Андронов
Геннадий Белкин
Гавриил Савенко
Павел Парыгин
и 35 человек послушников и певчих. Весь личный состав − 70 человек.