Доклад на научно-практической конференции «Толгская обитель: 700 лет со дня основания» (10 апреля 2014 г.) Марасановой В.М., доктора исторических наук, профессор, зав. кафедрой музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, председателя Ярославского городского отделения ВООПИиК.
На протяжении семи веков Толгская обитель является центром духовной и материальной культуры. Ежегодно 21 августа в монастыре отмечается день Толгской иконы Божией Матери, привлекающий тысячи паломников. Духовная жизнь обители возродилась на наших глазах, но некоторые утраты материального наследия, к сожалению, уже невосполнимы.
Историко-культурное наследие Толгского Свято-Введенского монастыря действительно многогранно. Оно включает памятники письменности, иконописи, фрески, замечательный архитектурный ансамбль и, конечно, память о многих важных исторических событиях и людях.
Об обретении чудотворной иконы и о создании на месте ее явления у речки Толги мужского монастыря писали все ярославские краеведы XIX – начала ХХ вв., отмечая эти события как важнейшие для города Ярославля. Это, например, Константин Головщиков «История города Ярославля» (1889), Иван Барщевский «Исторический очерк города Ярославля» (1900), «Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель» (1913) и др. Как отмечалось в последнем из названных путеводителе: «На Толгу следует съездить. От города на дачном пароходике... В монастыре пять храмов, из которых древнейший построен в 1618 году [точнее в 1620 г. – В. М.]; в нем интересно стенное иконное письмо; заслуживают внимания Нерукотворный образ Христа греческого письма, вклад царя Иоанна Грозного, плащаница, шитая в 1479 году золотом, серебром и мелкими камнями, три Евангелия московской печати дониконовского периода... В стенах монастыря сохраняется единственная в губернии кедровая роща».
«Сказание о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» известно более чем в ста списках, редактировавшихся с XV до XVIII века [Страницы «Золотого века» Ярославля: «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы» XVII века/публикация О. И. Шабасовой //Ярославский архив; Историко-краеведческий сборник. М.; СПб., 1996. С. 6–38]. Оно повествует об обретении Ярославлем в 1314 году своей главной святыни и заступницы – Толгской иконы Богоматери, от которой началась история Толгского Свято-Введенского монастыря.
Икона чудесным образом явилась епископу Прохору (в схиме Трифону), и на этом месте был заложен Толгский Свято-Введенский мужской монастырь, возобновленный в современный период как женский. Эта «чудотворная Богородица», наряду с «Ярославской Орантой» и «Спасом Вседержителем», является одной из двадцати старейших в мире икон. В 2003 году икона была возвращена из Отдела древнерусского искусства ЯХМ (Ярославского художественного музея) Русской православной церкви и уже более десяти лет находится в Толгском монастыре.
Из святынь Толгского монастыря, упоминавшихся до 1917 года, отметим часть камня Гроба Господня и 79 частиц мощей святых, помещенные в деревянной доске, обложенной позолоченным серебром; напрестольный золотой крест с частью Креста Господня и частицами мощей святых – вклад княгини Ирины Троекуровой 1731 года; два серебряных креста и золотую панагию с частицами мощей.
Древнейший актовый источник по истории монастыря относится к концу XVI – началу XVI века – «Жалованная, данная, тарханная и несудимая грамота ярославского князя Федора Федоровича Алабыша Толгскому монастырю на деревню Кукольцыно».
Древнейшее упоминание Толгского монастыря содержится в рукописи XV века в виде записи о чуде о мироточении от иконы Богородицы 1392 года.
С монастырем связаны многие выдающиеся деятели и исторические события. В 1314 году, когда был основан монастырь, на ярославском престоле пребывал князь Давид Федорович, в XV столетии причисленный вместе с отцом князем Федором Ростиславовичем Черным и братом Константином к лику святых.
Тяжелым испытанием для монастыря стали годы Смуты начала XVII столетия. 18 мая 1609 года, в дни осады Ярославля, Толгский монастырь был разграблен польским отрядом Александра Лисовского, а 46 иноков убиты. Через несколько лет после этой трагедии Толгская икона Божией матери стала заступницей города, когда 21 мая 1612 года в Ярославле состоялся крестный ход с иконами Толгской и Спаса Нерукотворного. После этого прекратилась эпидемия чумы, поставившая стоявшее здесь ополчение Минина и Пожарского и сам город на грань вымирания.
Историю обители зафиксировали памятники иконописи. Особо необходимо выделить икону «Богоматерь Толгская» с клеймами 1655 года, происходящую из Толгского монастыря (в настоящее время находится в ЯХМ). Клейма этой иконы показывают основание монастыря и основные события его истории. На них представлены деревянные и каменные монастырские постройки разных веков, «моровое поветрие» в Ярославле в 1652 году [Ярославль. Памятники архитектуры и искусства/Авт.-сост. В. П. Выголов. М.: Сов. Россия, 1985. С. 129, 144].
В Толгской обители бывали и Рюриковичи, и Романовы. Наиболее известный пример, когда царь Иван Грозный в 1553 году получил исцеление от чудотворной святыни (7-е чудо по «Сказанию о явлении и чудесах иконы Толгской богоматери» – «тогда ему болну сущу ногами»). После этого царь поднес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая сейчас находится в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.
Из царствовавших представителей Дома Романовых Толгский монастырь посещали царь Федор Алексеевич (1677, 1683 гг.), императрица Екатерина II (1763) и её сын Павел I (1789). 21 мая 1913 года в Толгском монастыре побывал император Николай II с дочерьми. Из дневника Николая II за 21 мая: «Пошли вверх реки и посетили интересный Толгский монастырь, стоящий на левом берегу Волги, окруженный красивой кедровой рощью» [Дневники императора Николая II. М., 1990. С. 401].
В Толгском монастыре неоднократно бывал и здесь же похоронен первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (1722–1788), столь много сделавший для города и всего Ярославского края. 28 февраля 1777 года по указу Екатерины II была учреждена Ярославская губерния, а Мельгунов назначен ее генерал-губернатором (наместником).
В 1786 году Синод принял решение о переезде архиерейской кафедры, имевшей почти 800-летнюю историю, из Ростова в Ярославль. Тогда на территории Ростовской епархии находились 29 монастырей и 909 церквей [Сборник и указатель архивных документов, относящихся до Ярославской губернии, хранящихся в Московском Государственном Архиве МИД. Вып. IV. С. 8–9]. С 1783 года епархию возглавлял архиепископ Арсений (Верещегин). 16 марта 1786 года он получил от генерал-губернатора 3 тысячи рублей на переезд Архиерейского дома и семинарии. 4 июня наместник давал торжественный обед для владыки Арсения в Ярославле [Дневник Ростовского и Ярославского архиепископа Арсения (Верещагина)//Ярославские епархиальные ведомости. 1887. Неофициальная часть. 31 июля. № 59]. Переезд кафедры в Ярославль завершился к 1788 году.
Встречи с архиепископами стали вехами, отметившими начало и окончание ярославского периода в жизни Мельгунова. Владыка Самуил (Миславский) встречал Мельгунова в Ростове в марте 1777 года. Следующий архиепископ Арсений служил заупокойную литургию по первому наместнику 2 июля 1788 года и участвовал в его похоронах в Толгском монастыре 6 июля [Государственный архив Ярославской области. Ф. 77 «Ярославское наместническое правление». Оп. 1. Д. 1457. Л. 1–4].
Тело Алексея Петровича Мельгунова было погребено «в церкви Всемилостивого Спаса, в приделе св. Димитрия митрополита». На специальной доске было написано: «Здесь положено тело действительного тайного советника, сенатора, Ярославского и вологодского генерал-губернатора и орденов России: св. апостола Андрея Первозванного, св. князя Александра Невского, св. равноапостольного князя Владимира первой степени и Голштейнского св. Анны кавалера Алексея Петровича Мельгунова, родившегося 1722 февраля 9 и скончавшегося 1788 года июля 2 дня». Он был похоронен рядом с супругой Натальей Ивановной (урожденной Салтыковой), умершей несколькими годами раньше – 26 декабря 1782 года.
Как писал знаток местной истории Леонид Николаевич Трефолев, в 60-х годах XIX в. «часть потолка рухнула, гроб Мельгунова пострадал при сем казусном случае», и останков наместника уже не было под находящейся в стене Спасской церкви табличкой [Трефолев Л. Н. Алексей Петрович Мельгунов. Ярославль, 1888. С. 31.]. В 1994 году в память о Мельгунове на Спасской церкви появилась новая мемориальная доска.
В Толгской обители покоится получивший смертельное ранение на Бородинском поле генерал Николай Тучков. 26 августа 1812 года его корпус был атакован намного превосходящими его силами противника и после тяжелого боя был вынужден отступить. Кроме того, он получил приказ об отправке пехотной дивизии П. П. Коновницына из состава его корпуса на помощь Багратиону. По просьбе П. И. Багратиона к флешам были направлены также гвардейские полки. Оставшиеся части своего корпуса (около 3 тыс. человек) Николай Тучков сам повел в атаку на Утицкий курган, чтобы обезопасить тыл русской армии от прорывавшего корпуса генерала Ю. А. Понятовского. Он лично возглавил контратаку Павловского гренадерского полка, овладел курганом и установил на нем свою батарею, однако получил пулевое ранение в грудь навылет и был унесен с поля боя. Николая Тучкова удалось переправить в Можайск, а затем через Москву брат Алексей привез его в Ярославль.
2 ноября 1812 года генерал-лейтенант Николай Тучков-первый скончался от гангрены в возрасте 58-ми лет и был похоронен в ярославском Свято-Введенском Толгском монастыре. На стене храма помещена табличка: «В сем Спасском храме похоронен герой Отечественной войны 1812 года, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков». Он вместе с братом Александром Тучковым-четвертым (по старшинству) считается прообразом князя Андрея в романе Льва Толстого «Война и мир» [Страницы воинской славы Ярославии: сборник. Ярославль: Индиго, 2013. С. 72–77].
В 1893 году на месте захоронения иноков, погибших в годы Смуты, по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева была возведена часовня. В 1914 году – в год начала страшной войны и тяжелых испытаний – на 600-летие монастыря ее освятили как храм-часовню. Некрополь монастыря сохранился лишь частично.
Архитектурный ансамбль Толгского монастыря описан в работе Владимира Федоровича Марова «Ярославль: архитектура и градостроительство» (Ярославль: Верхняя Волга, 2000. С. 53–55). Он отмечал, что с XVI столетия в монастыре велось каменное строительство, а систематическая обстройка обители каменными зданиями началась с 70-х годов XVII века. В XVI веке здесь был воздвигнут первый каменный храм – Введенский собор (в первоначальном виде не сохранился). После разорения в годы Смуты постепенно возобновилось каменное строительство.
Крестовоздвиженская церковь появилась после вклада в монастырь царем Михаилом Федоровичем 40 рублей на церковное строение (1620) – она самая ранняя из сохранившихся построек обители. Церковь строилась одновременно с первым каменным приходским храмом Ярославля – церковью Николы Надеина (1620–1622).
В архитектурном ансамбле Толгской обители представлен «золотой век» ярославской культуры – вторая половина XVII столетия. В 1670-х годах были возведены Святые ворота с Никольской надвратной церковью, настоятельский корпус. В 1681–1683 годах на месте каменного собора XVI века сооружается новый Введенский собор. Крупный по размерам (основной куб 17х27 м), четырехстопный пятиглавый храм окружен с трех сторон двухъярусной галереей с небольшим приделом с юго-восточной стороны. С запада на галерею ведет домообразное крыльцо. Введенский собор напоминает ярославские храмы первой половины XVII столетия – храмы Николы Надеина, Рождества Христова и Ильи Пророка (высокие галереи и крыльца, крупный основной куб, сравнительно невысокие пятиглавие).
Фрески Введенского собора в 1690–1691 годах выполнили ярославские мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. На стенах собора показано явление иконы Толгской Божией Матери, а в южном приделе храма можно видеть события местной истории из жития св. ярославского князя Федора Ростиславовича Черного [Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII века. М.: Искусство, 1983. С. 117].
Монастырская звонница строилась в 1683–1685 годах, два ее верхних яруса в классическом стиле появились в 1820-х годах по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова.
Каменные стены и башни монастыря вместо деревянных возводились в 90-х годах XVII века. Первоначально башни завершались шатрами, а над проездными башнями были устроены дозорные вышки, где находился набатный колокол. После последующих перестроек стены утратили свое оборонительное значение и превратились в монастырскую ограду.
Спасская церковь и больничная палаты в северной части монастыря построены на рубеже XVII–XVIII веков в силе барокко на месте старой деревянной церкви. Церковь завершается куполом с девятью главами. Как уже отмечалось, в конце XIX века появилась небольшая часовня на месте захоронения иноков, погибших в 1609 году, ныне восстановленная.
Итак, в Толгской обители до сих пор можно увидеть памятники разных веков и стилей – от русского стиля до классицизма и барокко, соединенные в единый целостный архитектурный ансамбль и буквально чудом сохранившиеся до наших дней [также см.: Крылов А. П. Описание Толгского монастыря. Ярославль, 1860; Он же. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860].
В Ярославле на территории Дзержинского района есть еще один объект историко-культурного наследия, связанный с историей Толгского монастыря. Село Иваньково находилось напротив Толгского монастыря, на правом берегу Волги. Согласно церковной традиции, именно здесь святитель Трифон увидел свечение на противоположном берегу Волги, где была обретена Толгская икона Божией Матери и в ее честь возведена обитель. Позднее одному из монахов Толгской обители в видении «Матерь Божия повелела выстроить храм Своему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу» на этом месте.
Каменный одноглавый храм Спаса Нерукотворного Образа с теплым приделом был сооружен в селе Иваньково на пожертвования прихожан в 1779 году. Придел, освященный во имя мученицы Евдокии в 1813 году, позднее был переосвящен в честь Покрова Божьей Матери. В первой половине XIX века храм получил пятиглавие, также была сооружена новая многоярусная колокольня в стиле классицизма. В селе Иваньково с конца XVIII века располагалась летняя резиденция местных архиереев, которая через четверть века – в 1823 году – была перенесена в Толгскую обитель. За храмом Спаса Нерукотворного Образа с северной стороны находился Архиерейский дом со службами, в котором в летние месяцы проживали архиепископы Павел (Пономарев), Антоний (Знаменский), Филарет (Дроздов) и Симеон (Крылов-Платонов).
Как и сотни других, в пору антирелигиозных кампаний храм Спаса Нерукотворного Образа был закрыт. Это произошло в 1941 году, здание храма стало складом, а к 1980-м годам пришло в аварийное состояние. В 1989 году Спасская церковь была возвращена Русской Православной церкви, и началось её восстановление. В августе 2004 года была проведена церемония освящения главного престола в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
В настоящее время прихожанами и членами Ярославского городского отделения ВООПИиК поставлен вопрос об уточнении охранной зоны данного памятника, в которую не вошли несколько захоронений за алтарной частью храма, отсеченные от кладбища построенной в советское время дорогой. На кладбище у храма захоронены протоиерей Александр (Писаревский), священник Алексий (Соловьев) (1835–1885), служивший настоятелем церкви села Михайловское, и многие другие.
Наше историко-культурное наследие – не только предмет гордости и изучения, но и многочисленные проблемы памятников, нуждающихся в сохранении и бережной научной реставрации.
Таким образом, историко-культурный потенциал Толгского Свято-Введенского монастыря раскрывается в нескольких направлениях:
– монастырь как центр православия и духовной жизни края, крестные ходы;
– взаимосвязь обители с историей России, Ярославского края и Русской Православной Церкви;
– церковные подвижники и государственные деятели, включая монастырский некрополь;
– архитектурный ансамбль, памятники иконописи и фрески, монастырская ризница;
– памятники письменности, в особенности, «Сказание о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери»;
– решение вопроса о земельной собственности и передача Толгской иконы Божией Матери монастырю как успешные примеры сотрудничества Церкви, государства, музеев и общественности.