Доклад игумении Марии (Гурвич), настоятельницы Покровского женского монастыря г. Колывань Новосибирской епархии на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)
Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри! Всечестные отцы настоятели и матушки игумении!
Воссылая благодарственные молитвы за дарованную в 1945 году Пасхальную Победу Господу Богу, Заступнице усердной рода христианского Богородице Марии, мы вспоминаем и о заступничестве наших Небесных покровителей – святых угодников Божиих.
Священные страницы родной истории содержат множество свидетельств о патриотическом служении насельников русских монастырей, а также о том, как молитвы прославленных святых и еще живущих угодников Божиих решали судьбу России.
Так, самым ярким примером патриотического служения Отечеству в тяжелую эпоху татаро-монгольского порабощения Руси был игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий, возбудивший духовно-нравственные силы русского народа, приниженного вековым порабощением. Его подвиг перед Отечеством золотыми буквами занесен на страницы Российской истории.
Священный патриотизм нашего народа достиг небывалых высот в годы Второй мировой войны, что обусловило победу России над фашизмом. И эта славная победа была одержана, в первую очередь, благодаря молитвенной помощи святых угодников Божиих, благодаря их горячему предстательству пред Престолом Божиим за русский народ.
Примечательно, что день начала войны совпал с Неделей Всех святых, в земле Русской просиявших. Митрополит Вениамин (Федченков) особо обратил на это внимание: «Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская Православная Церковь празднует память Всех Святых Земли Русской от начала христианства до наших дней… мы верим, что это есть знак милости русских святых к общей нашей Родине и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом» [1].
В первый же день войны – 22 июня, за одиннадцать дней до известной сталинской речи, Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Сергий, митрополит Московский написал и собственноручно напечатал на машинке свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви». В послании четко отражена позиция Русской Православной Церкви, основанная на глубоком понимании патриотизма, чувстве ответственности перед Богом за судьбу земного Отечества.
Пламенный призыв митрополита Сергия гласил: «Наши предки не падали духом и в худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им по плоти и вере... Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины».
Во имя общей победы на фронтах и в тылу русские люди трудились, проливали пот и кровь, а на Небесах, в Церкви Торжествующей, святые угодники Божии вели битву духовную, всячески помогая своим соотечественникам на земле.
Интересен такой случай. Один из бойцов рассказывал о помощи святого праведного Алексия Мечёва, который к тому времени уже около двадцати лет, как преставился ко Господу. В начале Великой Отечественной войны этот боец попал с товарищами в плен к немцам. Заперли их в церкви, а затем стали выводить партиями на расстрел, повели с другими и его. Вспомнил он тогда об отце Алексии Мечёве, в отчаянии взмолился: «Батюшка, отец Алексий, спаси!» и перекрестился. Смотрит, немцы, которые их вели, о чем-то заговорили между собой, а потом отделили его от остальных и дальше не повели. Всех расстреляли, а он остался жив. С тех пор этот человек в любой беде, при всякой трудности призывал в молитве отца Алексия и получал помощь [2].
А вот что рассказывает писательница Олеся Николаева о своем отце, который остался живым на войне благодаря чудесной помощи преподобного Серафима Саровского. Во время страшного боя с фашистскими танками погибла вся батарея, которой командовал лейтенант Александр Николаев. Был убит и сам командир, но чудесным образом возвращен к жизни молитвами преподобного Серафима. Как он впоследствии рассказывал, он увидел себя в каком-то фургоне, мчащемся с огромной скоростью по тоннелю. Вдруг навстречу вышел старичок, который перегородил собой путь, остановил фургон и сказал: «Стоп! Ты куда? Тебе еще рано. Возвращайся». И Александр очнулся на операционном столе. Позже Александр понял, что точь-в-точь такого старичка он видел дома на иконе. Это был не кто иной, как святой Серафим, небесный покровитель их семьи.
Удивительна помощь, которую явил святитель Василий Рязанский (святой XIII века) своим землякам в годы войны. Это произошло в декабре 1941 года. К тому времени немцы вплотную подошли к Рязани. В городе была объявлена эвакуация. Узнав об этом, верующие собрались в храме на молитву. Во время богослужения в храм вбежала очень взволнованная женщина. «Православные! – закричала она. – Не бойтесь! Я сейчас видела святителя нашего Василия. Он сказал, что Рязань врагу сдана не будет. Я его видела. Он прямо передо мной встал и сказал: “Не бойтесь!”». И не только эта женщина видела святого Василия. Многие рязанцы в те дни замечали, что по валу кремля ходит странный старик и благословляет город. Тогда в Рязанском кремле находились склады оружия и боеприпасов, Кремль был окружен военными и закрыт для посторонних. Когда на валу стал появляться этот старец, часовые пытались его поймать – но он непостижимым образом пропадал. В Христорождественском соборе находятся мощи святителя Василия. Туда и уходил этот таинственный старец, а потом вновь появлялся и молился за город. И действительно, Рязань чудом была спасена.
Не только святые, уже переселившиеся из этой земной, временной жизни, являли чудодейственную помощь российскому воинству своим духовным оружием – молитвой. Молились о даровании победы русскому народу и подвижники, жившие в те годы страшных испытаний. Известно, что с первых месяцев Великой Отечественной войны усилил свой молитвенный подвиг семидесятишестилетний преподобный Серафим Вырицкий. Он, подобно святому Серафиму Саровскому, своему Небесному покровителю, в течение долгих дней и ночей молился у себя в огороде на камушке о спасении России от захватчиков. Пламенные молитвы преподобного Серафима Вырицкого о даровании русскому народу победы над врагом были одним из важнейших голосов в общей соборной молитве Русской Православной Церкви. Он сам говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»
Молитвенный подвиг преподобного стал великим духовным вкладом в дело освобождения северной столицы от страшных тисков блокады. В город на Неве враг не вошел, а ведь был совсем близко, сковав его блокадным кольцом. Когда Вырица была оккупирована фашистами, молитвами старца на нее не упала ни одна бомба, хотя в окрестных селах были и разрушения, и погибшие от бомбежек.
Всем, приходившим к нему, старец говорил, что война кончится победой русского оружия и предсказывал, что вскоре воспрянет и вера народная – откроются храмы и монастыри. В годы проживания в Вырице преподобный Серафим проявил сполна все старческие дарования, те, которыми подлинный старец отличается от обычного священнослужителя – это дары прозорливости, исцелений и различения духов. Приходящим к нему людям, он мог, не колеблясь, сказать, жив или убит их родственник, ушедший на фронт, ответить на многие другие вопросы, старец за всех молился и всем старался помочь. Молитвенное предстательство преподобного помогло в годы войны великому множеству людей. По рассказам переживших блокаду духовных чад отца Серафима, они буквально ощущали его молитвенную помощь в осажденном городе и необыкновенно укреплялись, особенно, когда находились, казалось бы, в безвыходном положении [3].
А вот что писал великий старец схиархимандрит Софроний (Сахаров), живший в то непростое время: «Для меня период войны совпал со временем моего пребывания в пустыне Афона. Жилищем моим были пещеры – в почти отвесных скалах, в которые ударяли в бурные дни и ночи морские волны, и их удары я чувствовал, лежа на моем не мягком ложе. В те жуткие для всей Европы годы море отдыхало от пароходов, кораблей и каиков, и я имел большее безмолвие, чем, возможно, в невоенные годы. О, это было время усиленной молитвы за мир во всем мире, особенно за Россию».
Слышал он, что фашисты имели намерение покончить с Россией. Их офицеры не скрывали геноцидных планов: раздать завоеванные территории солдатам, которые воевали на «восточном» (для немцев) фронте, оставив от всего населения России около тридцати миллионов рабочих на земле без права на образование, так как считали русских не человеками, а рабочим скотом. В те кошмарные годы старец подолгу молился, особенно по ночам. Часами рыдал он в своих молитвах «о мире всего мира», больше же всего за Россию, за русский народ, которому грозила наибольшая опасность едва ли не полного уничтожения. В момент своей самой горячей молитвы за мир старец получил извещение о переломе в войне. Это совпало с разгромом немецкой армии на Курской дуге [4].
Нужно сказать, что в те годы многие верующие за пределами России молились о спасении нашей страны. Например, братство знаменитого монастыря преподобного Иова Почаевского, который в годы Второй мировой войны находился на территории так называемой Пряшевской Руси – в северо-восточной части Словакии и являлся в определенном смысле центром Русской Православной Церкви за границей. В обители было принято решение ежедневно совершать молебен Спасителю, Божией Матери и всем русским святым, а всем мантийным монахам ежедневно творить по двадцать пять поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, спаси Россию и воскреси святую Православную Русь».
Вообще можно было бы без преувеличения сказать, что на защиту России встал целый полк пламенных молитвенников и сильных ходатаев пред Всесильным Богом. Не обойдем молчанием имена таких замечательных подвижников, среди которых есть и уже прославленные, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Афанасий (Сахаров), святитель Зиновий (Мажуга), преподобный Андроник (Лукаш), преподобный Серафим (Романцов), преподобный Симеон Псково-Печерский, блаженная Матрона Московская; а также не прославленные, но всеми чтимые служители Божии: киевский старец схиархимандрит Серафим (Соболев), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Адриан (Кирсанов) и многие-многие другие, имена которых нам неизвестны.
По молитвам святых угодников Божиих и живших тогда подвижников веры и благочестия, «Господь преложил суд об Отечестве нашем на милость», как говорили о неожиданном и чудесном спасении Руси в эпоху Смуты XVII века. И как тогда, так и в годы Великой Отечественной войны выстояла Богом хранимая страна наша!
В качестве некоего наглядного, неоспоримого доказательства помощи святых в Великую Отечественную войну можно просто сопоставить некоторые даты Церковного календаря с Российским военно-историческим календарем. Здесь можно видеть такое удивительное явление: многие переломные моменты войны происходили в дни памяти тех или иных святых, в праздники в честь той или иной иконы Божией Матери.
Например, немецкие войска были остановлены под Москвой 18 октября в день памяти Московских святителей. Контрнаступление нашей армии в 1941 году началось 6 декабря в день святого благоверного князя Александра Невского. Пасха в 1942 году пришлась на 5 апреля – день Ледового побоища, когда под предводительством святого князя Александра состоялась победоносная битва русских с немцами. 12 июля 1943 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, окончательно похоронившее гитлеровскую операцию «Цитадель», и началось контрнаступление советских войск на Курской дуге.
Блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года в день памяти святой равноапостольной Нины. На этом совпадении хотелось бы остановиться подробнее. Есть свидетельство, что в самый напряженный период блокады Ленинграда, когда казалось, что дни города сочтены, митрополит Зиновий (Мажуга) – воспитанник знаменитой Глинской пустыни, ныне прославленный как святитель – горячо молился о страждущих людях и имел чудесное видение, о котором потом многим рассказывал: «В это же время мне под утро в тонком сне привиделось, – говорил владыка, – как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные, слезы. Я это растолковал, что Божья Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу». Митрополит Зиновий говорил также следующее: «Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях» [5].
Конечно, особенно знаменательным является то, что 6 мая 1945 года – Пасха совпала с днем великомученика Георгия Победоносца (небесного покровителя маршала Георгия Жукова), что День Победы 9 мая пришелся на Светлую седмицу, а Парад Победы на Красной площади в Москвесовпал с днем Пресвятой Троицы – 24 июня.
Примечательно, что в то атеистическое время, как бы из-под спуда забвения и отвержения, воссияла память о наших доблестных святых предках, танковые колонны и боевые самолеты получили имена русских святых князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, а ордена святых Александра Невского и Федора Ушакова заблистали на груди наших генералов и адмиралов.
Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь даровал в сражении победу, то успех сей – проявление милости Божией, заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Протоиерей Георгий Мансветов в своем «Сборнике кратких христианских поучений к воинам» отмечал: «Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани – ошибке военачальников. Победа и поражение – в деснице Господней».
В самых тяжелейших испытаниях наши благочестивые предки по молитвам святых уверялись, «яко с нами Бог!».
-----------------------------
[1] Обращение Митрополита Вениамина (Федченкова) на собрании в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Иорке 2 июля 1941 г. [Эл. ресурс] URL: https://www.pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-vsegda-vmeste-so-svoim-narodom-obrashhenie-mitropolita-veniamina-fedchenkova-2-iyulya-1941-goda/?ysclid=m6z1f0rkz6196463453
[2] На войне атеистов нет. Помощь Божия на полях сражений. [Эл. ресурс] URL: https://zapiski.elitsy.ru/news/na-voyne-ateistov-net-pomosch-bozhiya-na-polyah-srazheniy?ysclid=m6z524nomr918875111
[3] Cм.: Благословенная Вырица / Автор-сост. Ильюнина Л.А. М.: Искусство России, 2011.
[4] Архимандрит Софроний. Письма в Россию. – М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, «Паломник», 2002. С. 226–227.
[5] Чесноков Зиновий. Старец и Митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима: жизнеописание. Изд. 2-е доп. – М.: Новоспасский монастырь, 2014. С. 102–103.