Подвиги, победа и венцы в византийской и патристической традиции

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Доклад игумена Дионисия (Шлёнова), наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», тематическая дискуссия «“Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бываетˮ (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе». (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, матушки, братья и сестры!

Тема моего доклада необъятная, бесконечная, поэтому мы просто наметим несколько штрихов с теми духовными смыслами, которые можно найти у святых отцов. Святитель Тихон Задонский оставил слова, ставшие ключевой формулой, эпиграфом нашего монашеского собрания: «Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». Вдумаемся в эти слова, которые записал в своем блокноте святитель Иоанн Шанхайский [1], которые входят в богослужебные тексты [2]. Слова, являющиеся, можно сказать своеобразным венцом, апогеем в духовном наследии самого святителя Тихона Задонского.

Здесь выстраивается определенная смысловая цепочка: враги провоцируют брань, брань сопровождается подвигом, подвиг приводит к победе, а победа приводит к венцу. Вроде бы всё предельно просто: а как может быть иначе? По-другому особо и не помыслишь.

Мы реконструируем греческие слова, которые станут путеводной нитью для того, чтобы погрузиться в патристическую традицию. Возьмем только три последних слова: венец – στέφανος, победа – νίκη и подвиг – ἀγών. И оказывается, что соотношение подвига, победы и венца – это очень древний мотив, который можно встретить еще до Боговоплощения, у античных греков. Это связано с Олимпийскими играми – определенной процедурой достижения победы, процедурой увенчания [3]. Но в христианской традиции всё становится иначе. Святые отцы пытаются эту схему трансформировать и показать, что отправной точкой, примером и сутью каждого из трех этапов, а именно подвига (борьбы) – ἀγών, победы – νίκη и венца – στέφανος оказывается Христос Спаситель. Через Христа осуществляются все подвиги, и победы, и венцы [4]. Христиане стремятся к тому, чтобы уподобиться Христу, христиане стремятся совершить тот подвиг, который совершил Спаситель. Христиане стремятся к тому, чтобы одержать ту победу, которую Он одержал, и увенчаться от Него венцом.

Святитель Иоанн Златоуст использует каждое из названных понятий в максимальной степени, а именно – он больше, чем все другие христианские отцы, пишет о подвигах, победах и венцах. Так, например, у него встречается мысль, что Бог попускает страдания ради подвига, победы и венка: «…за труды непременно предстоит победа, и за подвиги уготован венец»[5].

Если в обычной логической схеме сначала нужно подвизаться, потом достичь победы и получить венок, то святитель Иоанн Златоуст или автор под его именем пишет о том, что победа и венцы были наградами для древних греков, а для православных христиан победы и венцы даются Христом Спасителем как залог (здесь: в значении обеспечения возможности) – для того, чтобы мы могли, воспользовавшись этими победами и венцами, совершать духовные подвиги.

«Если в человеческих состязаниях после победы венцы, в поприще Христовом прежде победы венцы. Чего ради увенчавший нас на подвиг послал Христос? Желая одновременно внушить страх противоборствующим, и одновременно наши пробуждающий мысли, чтобы, взирая на честь, воздаваемую Христом, достойно чести от Владыки мы всё делали и говорили» [6].

Духовные подвиги святыми отцами и христианскими писателями описываются, как лучи солнца [7]. Они сияют, они сами по себе прекрасны, как священные заповеди [8], исполнение которых – не просто инструмент для достижения спасения, а предельная полнота, возможность реализовать идеал Царствия Небесного в земной юдоли и, конечно, в монашеском служении.

Для того чтобы пояснить сказанное, я приведу несколько мыслей из святоотеческой традиции, а именно из толкования стиха Первого Послания к Тимофею (1 Тим. 6:12): Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни – ἀγωνίζου τὸν καλὸν ἀγῶνα τῆς πίστεως, ἐπιλαβοῦ τῆς αἰωνίου ζωῆς . Некоторые святые отцы понимали смысл выражения держись вечной жизни как награду, как своеобразный венок – то, что надо заработать; как некое священное мздовоздаяние. Другие же святые отцы полагали, что вечная жизнь и заключается в добром подвиге веры. Удивительное созвучие со словами святителя Тихона Задонского находим у святителя Иоанна Постника, известного подвижника, богослова, духовного законодателя VI века:

«Стремись к небесному жительству, подвизайся добрым подвигом веры, в подвиге созерцая победу, а в победе созерцая венец Подвигоположника Иисуса. Только да будет нерушим твой путь; страшно впасть в руки Бога Живого» [9].

В этих словах святой отец призывает увидеть в самом подвиге победу, а в самой победе – венец. Тем самым, не стремиться к отдельным венцам или даже к отдельным победам, а совершать свой духовный монашеский подвиг, христианский подвиг как аскетическое служение.

В корпусе греческих текстов, которые приписываются преподобному Ефрему Сирину, в толковании этого же стиха (1 Тим. 6:12) мы находим:

«Смотри, возлюбленный раб Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, не отравись временным обманом, чтобы не лишиться Небесного Царствия. Бодрствуй хорошо (Νῆφε καλῶς)» [10].

Опять здесь говорится о неком ровном, трезвенном бодрствовании, о благом бодрствовании, о постоянной внимательности, постоянной воинской готовности, которая сама по себе является священной наградой для того, кто стремится к духовным подвигам.

В этом же корпусе находим:

«Подвизайся добрым подвигом веры (1 Тим. 6:12), чтобы, одержав победу над врагом, ты поклонился непостыдно Царю» [11].

У святителя Иоанна Златоуста, который более всего пишет и о духовных победах, и о духовных наградах, и о духовных подвигах, о добром подвиге веры говорится двумя словами: «Ἰδοὺ καὶ ὁ μισθός – вот и награда» [12].

Блаженный Феодорит Кирский наставляет:

«Ты обещал горние подвиги – ныне подвизайся» (начинай сейчас нести свои подвиги) [13].

Монах Евфимий Зигабен толкует данный стих:

«…подвизайся добрым подвигом веры – это путь, который приводит ко Христу, и сражение против невидимых врагов» [14].

Добрый подвиг веры – это путь подвижничества, путь отсечения своей воли, путь богопознания, путь богословия, путь размышления о Боге, путь предельной жертвенности, путь, который совершает подвизающийся, смотря на пример Путника – Христа Спасителя, сказавшего о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

И наконец, преподобный Никодим Святогорец, поскольку в данных словах далее шла речь об исповедании, – и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями… (1 Тим. 6:12), – говорит, что тот, кто подвизается добрым подвигом веры, «окажется в одном чине с исповедниками» [15]. Исповедники – это не только те, кто продолжали дело мучеников; на монашеском языке исповедник – это монах. В общинах святителя Василия Великого, которые стали первыми христианскими иноческими общинами в истории монашества, выпускники Василиады давали монашеский обет, и он назывался Ομολογία – Исповедание. Таким образом, преподобный Никодим связывает подвизание добрым подвигом веры с монашеским исповеданием и с причислением к чину исповедников.

***

Эта малая траектория в святоотеческой экзегезе о подвизании подвигом веры показывает, насколько глубоко в святоотеческой традиции укоренилось понятие о подвиге, насколько внутренне ей присущим является идеал духовной победы и духовной награды. Для нас слова святителя Тихона Задонского – глубокий призыв. Они говорят и о лествице добродетели, и одновременно о предельном сосредоточении, о стремлении к тому, чтобы преобразить наше время – превратить время в вечность через духовные аскетические труды, через попытки приблизить Небесное Царствие, через предвкушение его залога, без которого невозможно войти в подлинную вечность, согласно святоотеческому учению.

-----------------------------

[1] См.: https://vk.com/wall-76137996_46536        
[2] См. в службе свт. Тихону: Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6-я канона).        
[3] См., например: Demosthenes. In Midiam 145:5–7.        
[4] Ср. у блж. Феодорита: Theodoretus. De incarnatione Domini // PG. 75. Col. 1448:16–18.        
«…через Него (Христа) законодательства, и пророчества, через Него подвиги, и сражения, и победы, и провозглашения и венцы»        
(δι’ ὃν νομοθεσίαι, καὶ προφητεῖαι·          
δι’ ὃν ἀγῶνες, καὶ πάλαι, καὶ νίκαι, καὶ ἀναῤῥήσεις,          
καὶ στέφανοι·…)        
[5] См.: Joannes Chrysostomus. Sermo antequam iret in exilium // PG. 52. Col. 432:40–43.        
Ἴσως δὲ συγχωρεῖ ὁ Θεὸς ταῦτά με πάσχειν ἅπερ         
βουλεύονται κατ’ ἐμοῦ, ἵνα ἐν συμφοραῖς δοκιμάσῃ          
τὰ κατ’ ἐμέ· ὅτι ἐν τοῖς πόνοις ἐναπόκειται νίκη          
πάντως, καὶ ἐν τοῖς ἀγῶσιν ἡτοίμασται στέφανος.        
[6] Joannes Chrysostomus. De continentia [Sp.] // S. Haidacher, "Drei unedierte Chrysostomus-Texte einer Baseler Handschrift," Zeitschrift für katholische Theologie 30 (1906). S. 576:7–15.        
Ἐν μὲν οὖν τοῖς ἀνθρωπίνοις ἀγωνίσμασι μετὰ          
τὴν νίκην οἱ στέφανοι, ἐν δὲ τοῖς τοῦ Χρι-          
στοῦ σταδίοις πρὸ τῆς νίκης οἱ στέφανοι. Τίνος οὖν          
ἕνεκεν στεφανώσας ἡμᾶς ἐπὶ τὸν ἀγῶνα παρέπεμψεν          
ὁ Χριστός; Ὁμοῦ μὲν φόβον ἐμβαλεῖν τοῖς ἀντιπά-         
λοις βουλόμενος, ὁμοῦ δὲ καὶ τὰ ἡμέτερα διεγείρων         
φρονήματα, ἵνα πρὸς τὴν τιμὴν ὁρῶντες τὴν παρὰ         
τοῦ Χριστοῦ δεδομένην ἀξίως τῆς παρὰ τοῦ δεσπότου          
τιμῆς ἅπαντα καὶ ποιῶμεν καὶ λέγωμεν.        
[7] Ср. у иером. Феоктиста Студита в службе в честь свт. Афанасия II, Патриарха Константинопольского:        
«Ты стал обителью Бога, Троицы Святой, Афанасий, и сияниями твоих вышеестественных подвигов сердца верных, блаженне, осветил» (Theoctistus Studita. Canones in Athanasium patriarcham Canon 6, ode 6        
Μονὴ Θεοῦ ἐχρημάτισας, τριάδος τῆς σεπτῆς, Ἀθανάσιε, καὶ          
ταῖς λαμπρότησι τῶν ὑπὲρ φύσιν ἀγώνων σου τὰς τῶν πιστῶν         
καρδίας, μάκαρ, ἐφώτισας).        
[8] Ср. у прп. Марка Подвижника: «Подвиги верных суть заповеди»        
(Marcus Eremita. De baptismo 3:32.        
Οἱ ἀγῶνες τῶν πιστῶν αἱ ἐντολαί εἰσιν).        
[9] Joannes Jejunator. Sermo de poenitentia, et continentia, et virginitate // PG. 88. Col. 1972:30–35.        
Οὐράνιον         
ἐπανῄρησαι πολιτείαν, ἀγωνίζου τὸν καλὸν ἀγῶνα         
τῆς πίστεως ἐν τῷ ἀγῶνι ὁρῶσα τὴν νίκην, ἐν τῇ         
νίκῃ τὸν στέφανον, τὸν ἀγωνοθέτην Ἰησοῦν· μόνον         
ἀσφαλὴς ἔστω σου ὁ δρόμος. Φοβερὸν τὸ ἐμπεσεῖν εἰς         
χεῖρας Θεοῦ ζῶντος.        
[10] Ephraem Syrus. In illud: Attende tibi ipsi (capita XII) 8:103–105.        
Ὅρα, ἀγαπητὲ δοῦλε τοῦ Κυρίου καὶ Σωτῆρος ἡμῶν         
Ἰησοῦ Χριστοῦ, μὴ δελεασθῇς ἐν τῇ προσκαίρῳ ἀπάτῃ, ἵνα μὴ στερηθῇς τῆς         
αἰωνίου ζωῆς. Νῆφε καλῶς.        
[11] Ephraem Syrus. In illud: Attende tibi ipsi (capita XII ) 9:24–25        
Ἀγωνίζου τὸν καλὸν ἀγῶνα τῆς πίστεως, ὅπως νῖκος ἀράμενος κατὰ τοῦ Ἐχθροῦ προσκυνήσῃς τῷ Βασιλεῖ τῆς δόξης ἀνεπαισχύντω.        
[12] 62. Col. 593:24.       
[13] Theodoretus. Interpretatio in xiv epistulas sancti Pauli // PG. 82. Col. 825:42–43.        
Ἄνω γυμνάζεσθαι παρεγγυήσας, νῦν ἀγωνίζεσθαι παραινεῖ. Τὸ ἐντεῦθεν δείκνυσι κέρδος.         
[14] Euthymius Zigabenus. Commentarius in Pauli epistulam ad Timotheum i 6, 12:1–3.        
(12) Ἀγωνίζου τὸν καλὸν ἀγῶνα τῆς πίστεως,         
Δρόμος γάρ ἐστι φέρων εἰς Χριστὸν καὶ πάλη πρὸς τοὺς ἀντιδιατιθεμένους καὶ πόλεμος κατὰ τῶν ἀοράτων ἐχθρῶν.        
[15] См.: Nicodemus Hagiorita. Scholia in canones patrum sanctorum 3, 14:9–12.       
Ταχθήσεται δὲ ἐν τοῖς Ὁμολογηταῖς καὶ πᾶς ὅστις οὖν κατὰ Τιμόθεον πο-         
λιτεύεται, πειθόμενος καὶ αὐτὸς τῷ λέγοντι· «Δίωκε δικαιοσύνην, εὐσέβειαν, πίστιν,     
ἀγάπην, ὑπομονήν, πρᾳότητα. Ἀγωνίζου τὸν καλὸν ἀγῶνα τῆς πίστεως, ἐπιλαβοῦ τῆς αἰωνίου ζωῆς, εἰς ἣν ἐκλήθης, καὶ ὡμολόγησας τὴν καλὴν ὁμολογίαν ἐνώπιον πολλῶν μαρτύρων».

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады