Тверской архиепископ Павел (Пономарев) в годы новоспасского настоятельства

Митрополит Тверской и Кашинский Савва, доктор церковной истории

В биографии тверского владыки Павла отчетливо прослеживается период его настоятельства в московских ставропигиальных монастырях. За двенадцать лет – с 1782 по 1794 годы он успел побывать настоятелем четырех монастырей: Заиконоспасского (с августа 1782 по ноябрь 1783), Симонова (с ноября 1783 по октябрь 1785), Воскресенского Ново-Иерусалимского (с октября 1785 по январь 1786) и, наконец, Новоспасского (с января 1786 по февраль 1794).

Во главе Новоспасской обители архимандрит Павел был поставлен 14 января 1786 года при следующих обстоятельствах. 16 декабря 1985 года новоспасский настоятель архимандрит Иоасаф (Маслов) скончался. Решением Московской Синодальной конторы временное управление монастырем было доверено наместнику, иеромонаху Вениамину, «чтоб он до будущаго настоятеля монастырь с братиею и служителями имел в своем смотрении».

Выбор и утверждение кандидатуры нового настоятеля осуществлял Святейший Синод. 9 января 1796 года Синод распорядился перевести в Новоспасский монастырь настоятеля Ново-Иерусалимской обители архимандрита Павла (Пономарева), а в Новый Иерусалим, в свою очередь, определить ректора Славяно-греко-латинской академии архимандрита Аполлоса. Соответствующий указ, придающий этому решению силу закона, был подписан членами Синода 14 января 1796 года. В Новоспасском монастыре указ о новом настоятеле был получен 21 января, сам же Павел был официально уведомлен о новом месте своего служения 27 января [1]. Затем последовала обычная для смены настоятеля процедура сдачи прежнего монастыря и приема им новой обители в свое управление [2].

Новоспасским монастырем архимандрит Павел управлял довольно долго – восемь лет, и в этой обители успел сделать немало.

Сооружение храма Знамения Пресвятой Богородицы

В конце XVIII столетия, в период настоятельства архимандрита Павла в Новоспасском монастыре была построена новая Знаменская церковь. Финансирование ее строительства принял на себя выдающийся благотворитель и меценат своего времени, тайный советник и сенатор, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809). В Новоспасской обители находилось фамильное захоронение Шереметевых, где были погребены родители Николая Петровича. Поэтому именно здесь, «над гробами своих родителей и прочих союзом родства сопряженных предков своих», граф вознамерился воздвигнуть новый храм. Как засвидетельствовано документальными источниками, 13 января 1791 года он объявил архимандриту Павлу о своем желании «вместо означенной ветхой церкви, по разобрании ея, на том же самом месте построить новую каменную церковь… собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря» [3].

19 марта 1791 года в Синоде был подписан указ, дозволяющий сооружение Знаменского храма [4]. Его строительство продолжалось с 1791 по 1794 годы: он был заложен и построен в настоятельство архимандрита Павла, а его освящение состоялось при архимандрите Мефодии. Проектировал церковь Елизвой Семенович Назаров (1747–1822) — помощник и родственник выдающегося зодчего XVIII века Василия Ивановича Баженова [5]. Е.С. Назаров работал по заказам Н.П. Шереметева, в частности он проектировал Странноприимный дом графа.

Знаменская церковь небольшая по площади (11 х 8 саженей), но разделена на два этажа. Верхний этаж представляет собой хоры на каменных колоннах с капителями – это и есть собственно храм. Нижний этаж – усыпальница. Церковь имеет округлую форму, с шестнадцатью окнами на фасадах и восемью полуциркульными в куполе, входные двери расположены с трех сторон. Она двусветная, увенчана одним куполом и украшена четырехколонным тосканским портиком. С восточной стороны примыкает к Преображенскому собору, соединяясь с ним белокаменной папертью. Церковные фасады «украшены каменными колоннами с капителями, тумбами, наличниками, фронтонами и наличниками – отменного художества», как заявляет архимандрит Ювеналий (Воейков), автор первого описания Знаменской церкви, опубликованного в 1803 году. По мнению современных специалистов, Знаменский храм можно по праву считать одним из наиболее красивых и законченных памятников строгого московского классицизма.

Построенный на исходе XVIII столетия, Знаменский храм стал последним крупным архитектурным сооружением, окончательно сформировавшим ансамбль Новоспасского монастыря в том виде, в каком он дошел до наших дней.

Завершение строительства новой колокольни

Именно архимандрит Павел завершил возведение новой монастырской колокольни, которая была начата еще в 1759 году. В марте 1786 года он уведомил Московскую синодальную контору, что колокольня почти готова: «…в высоту каменным зданием окончена и снаружи второй, третий и четвертый этажи с лантерном штукатурною работою исправлены, и колокола подняты». В связи с этим настоятель попросил разрешения разобрать старую, филаретовскую колокольню XVII века, из-за ветхости угрожавшую обрушением, что и было дозволено сделать [6].

В 1786 году на средства известного московского благотворителя купца С.П. Васильева новоспасская колокольня была увенчана вызолоченным куполом, на что потребовалось 20 тысяч рублей [7].

В XIX столетии новоспасскую колокольню называли «огромнейшей, красивейшей и самой прочной». Она и сегодня поражает своей высотой и монументальностью, по-прежнему оставаясь архитектурной доминантой не только монастыря, но и его окрестностей.

Украшение и освящение храма преподобного Сергия Радонежского

Во втором ярусе колокольни, над святыми вратами разместилась Сергиевская церковь. Ее устройство профинансировала состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина [8].

27 сентября 1787 года архимандрит Павел подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца… усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради, конторе Святейшаго Правительствующаго Синода представляя, прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить» [9].

17 ноября 1787 года Синодальная контора дала разрешение на освящение храма. Настоятель немедленно приказал ризничему «приготовить все нужное к освящению», однако последовала задержка из-за отсутствия антиминса. Антиминс, освященный митрополитом Платоном, был подготовлен в Крутицкой духовной консистории только в начале декабря, после неоднократных напоминаний из обители. 10 декабря в консистории он был вручен монастырскому наместнику иеромонаху Мисаилу.


14 декабря 1787 года, состоялось и само освящение, ставшее для монастыря настоящим праздником, на который собралось много людей и были приглашены почетные гости. По признанию очевидца этого события монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал [ан]шеф князь Александр Михайлович Галицын [10] и прочих чиновных гостей премножество» [11].


Итак, архимандриту Павлу в истории Новоспасского монастыря удалось оставить значительный след. Зримыми памятниками настоятельства, существующими в обители поныне, являются построенный при нем Знаменский храм, освященная им Сергиевская церковь и завершенная в годы его настоятельства монастырская колокольня, – одна из самых высоких и грандиозных в Москве.

Приложение

В Приложении публикуются два документа, имеющие отношение к архимандриту Павлу. Первый – его рапорт, адресованный в Синод, с уведомлением о получении указа, в силу которого он утверждается настоятелем в Новоспасский монастырь. Второй документ – указ Синода о разрешении сооружения в обители Знаменской церкви.

1786 г., 29 января. Рапорт архимандрита Павла Синоду о получении им указа о назначении его настоятелем Новоспасского монастыря [12].
«Святейшему Правительствующему Синоду
От определеннаго в ставропигиальный Новоспасской монастырь архимандрита Павла
Репорт о получении указа.
Ея Императорскаго Величества указ из Святейшаго Правительствующаго Синода от 14 сего генваря о переведении меня во оной ставропигиальной Новоспасской монастырь на настоятельскую ваканцию, а в Воскресенском монастыре архимандритом быть – ставропигиальнаго ж второкласснаго училищнаго монастыря архимандриту Аполлосу и о прочем, сего ж генваря 27 дня мною получен.

Вашего Святейшества нижайший послушник
Архимандрит Павел.

Генваря 29 дня 1786 года».


1791 г., 19 марта. Указ Синода архимандриту Павлу о разрешении построения в Новоспасском монастыре Знаменской церкви на средства графа Н. П. Шереметева [13].
«Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы Всероссийския из Святейшаго Правительствующаго Синода Московскаго Ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря архимандриту Павлу.
По указу Ея Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод, слушав доношение ваше, которым представили, что состоящая в оном монастыре церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, позади соборной Преображенской церкви, от давняго строения обветшала, и в ней оказались на стенах и на сводах трещины, которыя не безопасны быть кажутся; а сего же года генваря 13 дня господин тайный советник сенатор и кавалер граф Николай Петрович Шереметев объявил вам словесно, что он желает вместо означенной ветхой церкви, по разобрании ея, на том же самом месте построить новую каменную ж церковь, и в оной сделать иконостас новый же, собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря, ежели токмо на сие последует от Святейшаго Синода дозволение. Для того вы просили о дозволении оную Знаменскую ветхую церковь разобрать, и на том месте построить новую, в то ж именование, с постановлением новаго по церковному чиноположению иконостаса. Приказали: означенную каменную Знаменскую церковь, за ветхостию ее, разобрать, по желанию помянутаго господина тайнаго советника, сенатора и кавалера графа Шереметева, его иждивением на том же месте новую, в тож наименование, с постановлением новаго иконостаса, устроить дозволить, а по устроении представить о том вам в Московскую Святейшаго Синода контору, которой тогда и о освящении сея церкви учинить разсмотрение и определение, а по освящении во известие отрапортовать Святейшему Синоду. О чем в оную Святейшаго Синода контору из Святейшаго Синода и указ послан.

Марта 19 дня 1791 года.
Обер-секретарь Григорий Рудановский
Секретарь Василий Савицкий

Канцелярист Антон Федоров».


[1] Рапорт архимандрита Павла о получении данного указа Синода опубликован в Приложении к настоящей работе.

[2] РГИА (СПб). Ф. 796. Оп. 66. Д. 573. Л. 1, 2-2 об, 5-5 об., 20.

[3] Ювеналий (Воейков), игумен. Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1803. С. XIXII.

[4] Текст этого документа опубликован в Приложении к настоящей работе.

[5] Круглик А. Д., свящ. История Московского Новоспасского монастыря : дис. … канд. богословия / МДА. Сергиев-Посад, 1999. С. 63.

[6] Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2., М., 1914. С. 448–449.

[7] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1863. С. 56–57.

[8] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 134.

[9] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046. Л. 26–26 об.; Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 449, 451.

[10] A. M. Голицын (1723–1807) — государственный деятель, дипломат, меценат, собиратель произведений искусства.

[11] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046. Л. 29, 31 об.

[12] РГИА (СПб). Ф. 796. Оп. 66. Д. 573. Л. 21.

[13] Ювеналий (Воейков), игум. Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. С. X–XII.


Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь