К истории храма преподобного Сергия Радонежского в Московском Новоспасском монастыре

Епископ Воскресенский Савва, А. Е. Виденеева

Продолжаем публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители. В статье рассматриваются основные эпизоды истории храма преподобного Сергия Радонежского со времени его устроения в здании монастырской колокольни в конце XVIII века до наших дней.

В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история.

До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь преподобного Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII века он уже существовал; известно, что в марте 1747 года в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи и сгорела крыша Сергиевского храма.

Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (с 1749 по 1764 год). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 года. Уже тогда было решено, что храм преподобного Сергия разместится в здании колокольни, во втором ярусе, над Святыми вратами. По заверению настоятеля: «по приличеству и по пространству места, для украшения обители, на оном нижнем апартаменте [этаже] имеет быть церковь во имя преп. Серия Радонежскаго Чудотворца»[9, с. 36–37].

19 января 1760 года архимандрит Мисаил обратился в Московскую Синодальную контору с прошением разрешить разборку старой Сергиевской церкви и использование ее кирпича на сооружение колокольни.

Однако в те годы удалось возвести только два яруса: нижний арочный проезд – Святые врата, и второй этаж, тот самый, где должна была разместиться церковь; после чего строительство на долгие годы было заморожено. Оно возобновилось в 1782 году, когда по настоятельному ходатайству архимандрита Иоасафа (Маслова) (настоятеля в 1779–1785 годах) из государственной казны на завершение колокольни монастырю было выделено 20 000 руб. [10, с. 449–451].

Устройство Сергиевской церкви производилось на частные пожертвования, необходимые средства выделила состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина [8, л. 135].

В 1787 году, 27 сентября, архимандрит Павел (Пономарев) (годы настоятельства 1786–1794) подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца… усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради… прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить» [5, л. 26–26 об.; 10, с. 449, 451].

Разрешение освятить храм было дано 17 ноября 1787 года. Освящение состоялось 14 декабря 1787 года; оно стало для монастыря настоящим праздником, на который собралось множество людей, были приглашены почетные гости. По признанию очевидца этого события, монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал [ан]шеф князь Александр Михайлович Голицын и прочих чиновных гостей премножество» [5, л. 29, 31 об.].

Храм преподобного Сергия Радонежского освятил новоспасский архимандрит Павел (Пономарев), который впоследствии, на рубеже XVIII–XIX веков (1799–1806), в сане архиепископа возглавлял Ярославскую епархию.

Новая колокольня Новоспасского монастыря, существующая в едином комплексе с храмом преподобного Сергия Радонежского, стала одной из самых высоких и массивных в Москве – «огромнейшая, красивейшая и самая прочная», как говорили о ней в XIX веке. Действительно, ее отличают и значительная высота – около 80 метров, и необычайная монументальность.

Сергиевская церковь в своем изначальном виде просуществовала недолго, всего 15 лет. Новый этап ее истории открывается в сентябре 1812 года, при весьма драматичных обстоятельствах. Москва занята французскими войсками и охвачена пожаром. Горел и Новоспасский монастырь. Особенно большой урон был нанесен колокольне и находящейся в ней церкви. Сгорели колокольные балки, и два самых тяжелых колокола – большой и полиелейный, обрушившись, разбили церковный свод, а остальное довершил пожар.

Сохранилось уникальное свидетельство очевидца этих разрушений. Новоспасский ризничий иеромонах Адриан, отправленный с обозом монастырских ценностей в Вологду, в своих записках описал встречу в пути, в Ярославле, с престарелым послушником Московского Покровского монастыря. Тот покидал Москву во время пожара и собственными глазами видел горящий город. Старик-послушник: «на вопрос о нашем монастыре, ответил, и ваш Новоспасской монастырь горит же; из колокольни-то, родные, полымье во все окны так и лижет, страх и глядеть-то; где ни шел, везде горит. …После ево пришедшие другие уверяли нас, что монастырь наш выгорел, и колокольня стоит внутренностию пуста, а упавшие колокола разбились, что же от пожара целого осталось, обстоятельно пересказать никто не мог» [7, л. 5 об.–6].

Убытки подсчитали потом. В числе сгоревших, точнее – выгоревших числилась и Сергиевская церковь. Для ее восстановления потребовалось несколько лет: в 1816 году отремонтировали своды, через три года оштукатурили стены, в 1820-м установили иконостас [4, л. 7; 1, с. 50].

И вновь, как и изначально, храм украшался на деньги московских купцов – «усердным подаянием христолюбивых вкладчиков». Одним их самых щедрых и деятельных благотворителей Сергиевского храма той поры являлся московский купец Иларион Вавилович Вавилов. Документально подтверждено, что именно он оплачивал работы по золочению иконостаса и росписи храма, самолично заключая контракты с мастерами. Так, в октябре 1821 года он подписал договор с позолотчиком Николаем Гавриловичем Константиновым на позолоту иконостаса «лучшим червонным золотом, …лучшею работою». Резные детали – золотились; гладкие места, служившие фоном, окрашивались и покрывались лаком. Стоимость работ оценивалась в 3500 рублей [6, л. 23].

Роспись храма обошлась И.В. Вавилову в 2500 рублей, заказ был доверен московскому живописцу Мемнону Аникеевичу Скороспелову (1767–1843). Он же написал большинство церковных икон.

Договор на роспись храма заключили в октябре 1821 года, с условием завершения всей работы к середине июля 1822 года. Интересно, что в контракте указывались сюжеты отдельных изображений, которые должны были украсить церковное пространство. Так, в куполе помещалось изображение Бога Отца, ниже – четырех Евангелистов. На стенах храма присутствовали две сцены из жития преподобного Сергия: благословение московского князя Димитрия на Куликовскую битву и отказ Преподобного занять всероссийский митрополичий престол. Более детально была задана роспись алтаря. В куполе, над престолом, помещалось изображение Бога Отца, над жертвенником – сцена жертвоприношения Авраама. На восточной стене, над окном, изображено Моление о чаше Иисуса Христа. На стенах алтаря – сюжеты евангельской истории: Снятие с Креста и Положение во гроб. Живописные изображения, написанные масляными красками, сопровождались надписями, текст которых также был оговорен в контракте [6, л. 24–24 об.].

Сергиевский храм был освящен в 1825 году, о чем свидетельствует антиминс, освященный и подписанный митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) 30 апреля 1825 года [8, л. 135].

На протяжении XIX века храм преподобного Сергия неоднократно поновлялся. Довольно значительные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные работы в нем были произведены в последние годы позапрошлого столетия. Необходимые средства – 20 000 рублей выделил потомственный почетный гражданин, московский купец Сергей Федорович Стриженов [2, с. 74].

Новое освящение церкви преподобного Сергия, после ее возобновления, произошло 27 мая 1901 года. Высокое качество реставрации храма было по достоинству оценено современниками. Так, «Московские церковные ведомости» отмечали: «Внутренность церкви поражает изяществом и богатством отделки, а также обилием света. Обращает на себя внимание своими высокими качествами настенное письмо, исполненное в 1821 году мастером Мемноном Скороспеловым и в настоящее время возобновленное» [3, с. 289–290].

Сергиевский храм был закрыт в 1918 году, с упразднением обители. В 1990 году Новоспасский монастырь вновь становится действующим. Ныне, спустя четверть века, обитель полностью преобразилась, став одним из самых значительных столичных монастырей, крупным духовно-просветительским центром.

В конце 2016 года в монастыре развернулся большой реставрационный проект по восстановлению колокольни, в рамках которого предусматривается возрождение храма преподобного Сергия Радонежского.

 

Библиография

1. Дмитриев И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологический очерк [Текст] / И.Д. Дмитриев // – М., 1909.

2. Круглик А. История Московского Новоспасского монастыря. Дисс. … канд. богословия [Текст] / А. Круглик. МДА. – Сергиев-Посад, 1999.

3. Московские церковные ведомости. – 1901. № 23.

4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1813. Д. 26.

5. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046.

6. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1184.

7. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 54.

8. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287.

9. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 1. – М., 1911.

10. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. [Текст] / Н.А. Скворцов. Вып. 2. – М., 1914.

Источник: Епископ Воскресенский Савва (Михеев), А. Е. Виденеева. К истории храма прп. Сергия Радонежского Московского Новоспасского монастыря // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2017. С. 58–63.

Материалы по теме

Публикации

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь