Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александрова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.
Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре. Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями. В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих. В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.
В 1771 г монастырская икона Рождества Богородицы прославилась еще одним чудом. После крестного хода, совершенного с образом вокруг г. Александрова, прекратилась эпидемия чумы. С того времени крестный ход стал совершаться ежегодно (традиция продолжается до сих пор), а икона стала повсеместно известной как "Лукиановская".
В нач. 19 в. был построен новый Братский корпус, а к югу от монастыря возвели монастырскую гостиницу. В 1894 г интерьер собора Рождества Богородицы был расписан. Монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. Пустыни принадлежали три деревянные часовни на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье обители.
В 1922 г. монастырь был закрыт. Все имущество было вывезено, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.
В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены святые мощи прп. Лукиана. Ныне они находятся в храме Богоявления в резной деревянной раке. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. и положены в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.
В 1999 г. по благословению патриарха Алексия II на Афоне греческим иконописцем схимонахом Паисием для обители была написана икона "Игумения Святой Горы Афон". К тому времени был полностью отремонтирован храм Богоявления. В 2001 г. была начата реставрация Богородице-Рождественского собора. По ряду причин она так и не была завершена, ограничившись восстановлением кровли, глав и куполов на храме. В 2002 г. была восстановлена южная стена – одна из первых каменных построек 1718 года. В 2005 году восстановлена одна из семи башен, а в 2011 году – еще одна.
В начале 2008 г. возглавлявший Лукианову пустынь в течение 17 лет архимандрит Досифей (Даниленко) был переведен для служения в Духовную миссию в Иерусалиме. Пробыв там менее года, 13 марта 2009 г. он, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Чин монашеского погребения был проведен 18 марта в Свято-Даниловом монастыре. Похоронен отец архимандрит на Троекуровском кладбище г. Москвы.
В 2008 году настоятелем Лукиановой пустыни был назначенигумен Тихон (Шебеко)
Обитель представляет собой пример позднесредневекового монастыря с регулярной композицией и ансамблем построек рубежа 17-18 вв. Территория, окруженная стенами, имеет трапециевидный план, приближающийся к ориентированному по сторонам света квадрату. От места утраченных Святых врат, располагавшихся посередине южной стороны ограды, к северу идет липовая аллея, приводящая к монастырской площади. Справа от аллеи стоит крупный объем собора Рождества Богородицы, выходящий на площадь западным фасадом, в конце аллеи - трапезная церковь Богоявления. С запада площадь ограничивает Настоятельский корпус, немного севернее - церковь Екатерины с больничными кельями. С севера стоит протяженный с запада на восток Братский корпус, а к востоку от него по той же линии руины Казначейского корпуса. Небольшой пруд прямоугольной формы расположен в северо-восточном углу территории, более крупный прямоугольный пруд, обсаженный деревьями - в юго-западной части обители. Вокруг монастыря сохранилась ограда с четырьмя квадратными и двумя круглыми башнями. В северном и южном прясле проделано трое арочных ворот. К югу от монастырского комплекса стоит здание гостиницы. Все сохранившиеся здания выстроены из кирпича, большинство из них имеет оштукатуренные или побеленные фасады.
В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека. Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.
О правилах монастыря
Поступающий в обитель должен знать цель и смысл своего пребывания в монастыре – исправление жизни по Божиим заповедям и борьба со своими страстями. Для этого в первую очередь необходимо иметь внутреннюю устремленность к Богу, как Источнику благодатной жизни, всегда и все делать с молитвой к Нему, стремиться к познанию значения и смысла заповедей Божиих, прилежать к чтению слова Божия. Необходимо также пребывать в полном послушании у о. Игумена и старшей братии. Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя.
Обязанности насельника обители.
- Беспрекословно следовать требованиям монастырского Устава.
- Не выходить за территорию монастыря без благословения Игумена.
- Неукоснительно и своевременно посещать монастырские службы, согласно порядку, принятому в монастыре: в будние дни обязательно посещение полунощницы, в праздничные дни – всех праздничных богослужений.
- Благоговейно и чинно вести себя в храме на службе как внешне, так и внутренне: не вести праздных разговоров в храме, не ходить по храму во время службы и не выходить прежде окончания службы без уважительных причин, внимательно слушать богослужение и молиться самому.
- Исповедоваться у духовника обители еженедельно и причащаться Святых Христовых Тайн как минимум раз в месяц. Духовником обители является Игумен. При его отсутствии и по его благословению исповедь может принять любой священник монастыря. Время общей исповеди - вечернее богослужение в субботу и утреннее богослужение в воскресенье.
- Неукоснительно и своевременно посещать братскую трапезу. В трапезной вести себя чинно и благоговейно, как в продолжение богослужения, внимательно слушая предлагаемое чтение. Пропуски и опоздания на трапезу не допускаются.
- Не держать пищу в келье и не принимать пищу келейно.
- Не держать и не употреблять спиртных напитков.
- Своевременно выходить на послушания и выполнять их добросовестно, с полной отдачей, как перед лицом Божиим, относясь к своему послушанию как к делу, способному послужить для спасения души.
- Ничего не брать себе из монастырского имущества и из того, что жертвуется на монастырь без благословения Игумена.
- Ограничить свое общение с внешними до минимума, никого из посторонних не принимать в келье, не пользоваться мобильными телефонами без благословения Наместника.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства — келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского), началось строительство пятиглавого каменного собора на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы. Возведение собора продолжалось при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители.
Собор был освящён в 1712 году по указу царя Петра Алексеевича и благословению митрополита Стефана, Местоблюстителя Патриаршего Престола, в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.
Собор был пятиглавый, имел паперть. Средняя глава собора была крыта белым железом, четыре других были крыты зелёной черепицей. Кресты на главах были вызолочены. В соборе был пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Справа от царских врат был древний образ Всемилостивого Спаса в сребопозлащенной ризе, а за ним в ряду чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в виде средника, вставленного в икону с клеймами жития Пресвятой Богородицы. В украшении собора участвовали царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
В благоустроении собора принимали участие не только члены царской семьи, но и царские слуги, лица знатных фамилий, приближённые к царскому двору. В это время поступали многочисленные вклады от людей разных сословий: помещиков, купцов, военных разных чинов и прочих покровителей и почитателей обители, в том числе и от жителей города Александрова. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские (сродники первой супруги царя Алексея Михайловича), Лопухины (сродники первой жены Петра Алексеевича) и многие знатные и неизвестные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «… и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и благоверные царие».
Белый соборный храм с золотыми крестами лишь однажды потребовал капитального ремонта, что и было сделано при настоятеле отце Платоне в 1850 году. Паперть, которая окружала собор с трёх сторон, снаружи была украшена яркими изразцами с растительным орнаментом. Они были изготовлены на монастырском изразцовом заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцати великих праздников. До начала XX столетия собор не был расписан изнутри. И только к 1894 году его внутренние стены и, по-видимому, галереи были расписаны сценами из жизни Иисуса Христа в византийском стиле и фигурами отдельных святых. Собор украшало крыльцо из белого камня.
В величественном золочёном шестиярусном иконостасе собора размещались древние почитаемые иконы XVI-XVII веков: справа от царских врат Нерукотворный образ Спасителя с двумя предстоящими Ангелами в новой серебряной ризе, за ним в ряду в киоте под резной сенью храмовая чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, вставленная в раму с двенадцатью клеймами жития Богородицы; слева от царских врат образ Божией Матери «Страстная», принесенный преподобным Лукианом из Москвы, и древний Богородичный образ «Неопалимой Купины». Этот образ имел клейма, на которых были изображены явления Божией Матери.
В 1893 году при игумене Иерониме (годы настоятельства 1887 — 95) в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Готовились к торжествам серьезно. В это время появляется роспись на внутренних стенах храма. Академические по манере в стиле позднего классицизма росписи иллюстрировали жизнь Иисуса Христа и изображали святых. Святые помещены были внизу между окнами, евангельские сцены – над окнами, по три на каждой стене. Письмо светотеневое, пропорции несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны.
На северной стене располагались композиции: «Исцеление слепорожденного», «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Благословение детей». В нижнем ряду между окон были изображены преподобные Кирилл, Андрей и Иоанн.
На южной стене были изображены «Воскресение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон – преподобные Ефрем и Евфимий.
На западной стене размещались три композиции «Крещение Руси», «Богоматерь на престоле со святыми» и «Крещение Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.
После закрытия обители в 1920 году, центральная часть собора в основном использовалась как сушилка для белья, поэтому милостью и промыслом Божиим росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Пока они радуют взор братии и немногочисленных паломников нашей обители, но в будущем, надеемся, вновь засияют своей красотой для всех молящихся в восстановленном храме.
Фасадный ремонт храма был произведен в начале 2000-х годов, но, к сожалению, этим восстановление храма после разрухи богоборческих лет пока и ограничилось.
Храм находится на реставрации.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Полунощница. Утреня. Часы 1, 3, 6. Изобразительны.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Час 9. Вечерня. Малое повечерие. Молебен прп. Лукиану . Чин прощения
|
С акафистом Божией Матери, либо акафист прп. Лукиану
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
9 час. Всенощное бдение.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Полунощница. Параклисис . Часы 3 и 6. Божественная Литургия.
|
Параклисис совершается только по воскресным дням
|
Устроением в нем придела святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича, преподобный Корнилий достойно почтил вечной молитвенной памятью царя-благодетеля, во все свое шестилетнее царствование жаловавшего Лукианову пустынь, как своими личными посещениями, так и вкладами. Царь любил совершать богомольные выезды в Залесье и неоднократно посещал Лукианову пустынь в тех случаях, когда путь его проходил в этой стороне. Он почитал чудотворный Лукиановский образ Рождества Богородицы, чтил память основателя пустыни преподобного Лукиана, пользовался советами и наставлениями преподобного Корнилия. И, как следствие своего благоволения, щедро одарял Лукианову пустынь землями и угодьями. В ризнице монастыря до революции сохранялись подлинные его грамоты 1677, 1678, 1680 и 1681 гг. на владение жалованными землями, ставшими основной статьей благосостояния обители. В монастыре хранили память о каждом личном посещениях царя. Это было 19 сентября 1677 года, когда он из Москвы ходил в Александрову слободу и после этого посетил Лукианову пустынь, 21 сентября 1678 года, при тех же обстоятельствах, 15 сентября 1679 года на пути в Переславль Залесский, пробыв в пустыни два дня.
Этот замечательный храм, существующий в обители с небольшими поновлениями до сих пор, является ярким примером мастерства русских зодчих того времени. Две главы его были покрыты деревянной чешуёй, крест белым железом, а крыша тёсом. Внутри храма всё было просто, чуждо вычурности, всё располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата – были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырехъярусном иконостасе главного придела справа от царских врат помещались храмовая икона Богоявления Господня, а слева от них – Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель.
В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под золоченым серебряным окладом.
На колокольне было пятнадцать колоколов: один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и ещё шесть малых.
Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов.
В особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей – вклады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды – вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились четыре грамоты царя Феодора Алексеевича и другие монастырские документы.
Храмовые иконостасы были двухъярусные. К большому сожалению, они не сохранились. Можно предположить, что некоторые иконы писались известными живописцами, скорее всего это были иконы местного ряда. В синодике Лукиановой пустыни записаны имена живописцев: государев Симон Ушаков, патриарший Феодор Елизаров, живописцев Оружейной палаты Карп Иванов, государев Феодор Евстифеев. Можно почти с уверенностью сказать, что храмовая икона, которая находилась в иконостасе придела Феодора Стратилата. написана кем-то из этих живописцев.
В 1892 г. перед колокольней выстроили шатровое крыльцо.
В 1911 г. храм расписали.
В советский период были утрачены главы, растесаны окна второго этажа и трапезной, частично утрачен декор фасадов, четверик был покрыт кровлей на четыре ската под шифер, верх полностью утрачен, приделан дополнительный вход к алтарной части. Широкий арочный проем, соединявший основной объем с приделом, был частично заложен. Перед передачей монастыря Церкви в храме располагалась столовая.
После открытия обители Богоявленская церковь начала реставрироваться самой первой. С помощью Божией были восстановлены все исторические архитектурные формы.
Храм находится в центральной части монастырского ансамбля. Это тип трехчастного бесстолпного храма в 2 света. Высокий бесстолпный четверик объединяет основной объем самого храма и северный придел. Двуглавый объем храма достаточно редок для архитектуры 17 столетия, как и вытянутая по продольной оси двустолпная трапезная часть. Храм и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, завершающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной – с юга и меньшей, придельной – с севера. Над восточной частью общего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении и завершающийся двумя главками на круглых глухих барабанчиках. С запада высится шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и с двумя ярусами слухов в шатре. Перед колокольней стоит крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах.
Теплая, зимняя трапезная и теплые храмовые помещения располагались в первом этаже, а летние – во втором. Трапезные залы в обоих этажах перекрыты системой коробовых сводов на распалубках, опирающихся на два квадратных в сечении столба. Помещения храма Богоявления в обоих этажах более крупные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. И храм, и его апсида, и придел перекрыты коробовыми сводами, тогда как апсида придела – граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.
13 мая 1713 года строитель Авраамий подал царю Петру Алексеевичу челобитную «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не устроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочие братиею к литургии ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирилло Карпов сын Сытин в той больнице построить вновь каменную церковь во имя великомученицы Екатерины» и просил на то дозволения. Митрополит Стефан блюститель патриаршества дал благословенную грамоту на строительство больничной церкви.
Храм строился на средства помещика села Дубровы подполковника Кирилла Карповича Сытина. В 1714 году здание церкви построено. Сразу за храмом располагалось братское кладбище, он вплотную примыкал к зданию монастырской больницы для удобства посещения богослужений содержащимися там больными и немощными монахами. Храм был освящен 10 ноября 1714 года, по желанию храмоздателя, в честь святой великомученицы Екатерины.
Первое описание Екатерининской церкви относится к 1718 году: «При больнице церковь каменная во имя святыя великомученицы Екатерины. На церкве глава деревянная, обита чешуею деревянную, крест железной с сиянием в одну сторону золочен. В церкви и в олтаре шесть оконниц стеколчетых».
В описи монастыря за 1756 год отмечено, что церковь «пустая». Видимо, к 1756 году богослужения в храме не проводились.
К 1772 году церковь великомученицы Екатерины «обновляется помещиком Карпом Кирилловичем Сытиным». Видимо, сыном Кирилла Карповича Сытина, на средства которого сооружен храм.
В 1834 году здание вновь перестроено «на средства Александровских 2-й гильдии купцов Ивана, Григория и Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых».
В 1891 году в Екатерининской церкви сделаны новые потолок, накат и пол. Храм и ризница при нем облицованы снаружи и внутри кирпичом на цементном растворе, вновь оштукатурены и окрашены масляной краской. «Два креста вызолочены, кровля вся выкрашена медянкою, приделан вновь вход в оную с южной стороны». Интерьер храма расписан. Храм вновь освящен 29 июля 1891 года.
Первый иконостас Екатерининской церкви был сооружен в 1714 году в «один пояс с резными столбами да сенью над царскими дверми, да клеймо особое».
В 1806 году иконостас был позолочен и обновлён вновь написанными образами.
По указу духовной консистории от 16 февраля 1833 года разрешалось в Екатерининской церкви «приведший в ветхость и облинявший иконостас устроить вновь, написать в оной вновь иконы за ветхостью прежних». Эта работа проводилась на средства Ивана и Григория Дмитриевых Зубовых.
В 1891 году в Екатерининской церкви «исправлен заново иконостас с новой резьбой, выкрашен и вызолочен. Иконы заново все исправлены». Этот новый трехъярусный иконостас описан в описи Лукиановой пустыни за 1895 год: «Иконостас столярной работы о трех ярусах. Царские врата прорезные, на них иконы: Благовещения Превсятыя Богородицы, … По правую сторону царских врат иконы Господа Вседержителя, … На южной двери архангела Гавриила, Великомученицы Екатерины, … По леву сторону царских врат иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, седящем на престоле … На северной двери Архистратига Михаила, Всех Святых …, Святителя Николая. Во втором ярусе иконы: над царскими дверьми Тайныя Вечеря. По правую сторону иконы: Живоначальныя Троицы, Богоявления Господня, Вознесения Господня. По левую сторону иконы Рождества Пресвятая Богородицы, Рождества Христова, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В третьем ярусе иконы. В средине Положение во гроб Спасителя. По правую сторону Моление о чаше, Лобзание Иудино, Сретение Господне, Преображение Господне. По левую сторону Снятие со креста, Вход в Иерусалим, Воздвижение Честнаго креста Господня, Успение Пресвятыя Богородицы». В этой описи за престолом указан «семисвечник металлический вызолоченный на таковых же цепях с семью стаканчиками… Посреди церкви паникадило медное отбеленое, местами вызолоченное с 24-мя свечниками на железных цепях спускаемое по балагану».
После закрытия обители в 1925 году в Екатерининском храме был оборудован клуб. В послевоенное время в монастыре расположился инвалидный дом, где содержались престарелые и «тихопомешанные» («буйнопомешанные» отправлялись во Владимир). Церковь великомученицы Екатерины с больничной палатой была приспособлена под нужды этого заведения. В алтарной части Екатерининской церкви размещалась пекарня, а в другой части — баня, которые топились дровами.
В бане был вмазан в печь огромный котел, где грелась вода, а рядом стоял огромный, в рост человека, чан для холодной воды. Воду сюда поставлял водовоз. День работы бани был таков: один день — мужской, другой — женский. Остальные дни отдавались под прачечную, где вручную стиралось казенное инвалидское белье.
Дом инвалидов был выведен в конце 1984 года, и с тех пор обитель формально была на балансе Владимирского областного управления культуры. Но фактически монастырь был брошен на произвол судьбы, территория обители никем не охранялась и за эти 7 лет до передачи обители Церкви пустынь понесла значительные разрушения. Здания ветшали и разбирались на стройматериалы. В это время была утрачена и больничная палата при Екатерининской церкви, а сам храм пришел в аварийное состояние.
Реставрация храма святой великомученицы Екатерины — одна из первоочередных задач для обители. Пока сил и средств на это не хватает, своими силами поддерживаются только остатки здания от окончательного разрушения.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Полунощница. Утреня. Часы 1, 3, 6. Изобразительны.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Час 9. Вечерня. Малое повечерие. Молебен прп. Лукиану . Чин прощения
|
С акафистом Божией Матери, либо акафист прп. Лукиану
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
9 час. Всенощное бдение.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Полунощница. Параклисис . Часы 3 и 6. Божественная Литургия.
|
Параклисис совершается только по воскресным дням
|