Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги (Новгородская летопись), сохранившаяся и ныне действующая, соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.
Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды.
Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.
Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.
Храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, на кладбище Староладожского Успенского монастыря
восстановлен в 2000 г.
Храм на кладбище Успенского монастыря, к западу от монастырских построек. Кубическая однокупольная постройка в стиле позднего классицизма с полукруглым алтарем и притвором, сооруженная в 1833. Закрыта в 1939, к 1980-м заброшена. В 2000 отреставрирована.
В храме преподобного Алексия, человека Божия на кладбище служатся родительские субботы, происходят отпевания, панихиды. Отслужена первая, после восьмидесятилетнего перерыва, литургия.
Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм — он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина — около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.
Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.
Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.
В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.
В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.
28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.
В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь
Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.
Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.
В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.
В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.
28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.
В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь
До конца XVIII века все строения в Успенском монастыре, за исключением Успенского храма, были деревянные. И колокольня Успенской церкви тоже была деревянная. В 1762 году игумения Евпраксия захотела построить новую, каменную колокольню. Начала она постройку, не имея достаточных средств на строительство. Когда деньги у матушки закончились, а колокольня еще не была достроена, Евпраксия обратилась с горячей молитвой к Богу, прося Его помощи. Она затворилась в келье и всю ночь молилась. Вот как об этом написано в жизнеописании матушки: «Утомленная бдением и слезными молениями, Евпраксия к утру погрузилась в тонкий сон и увидела пред собою окруженную сиянием, прекрасную девицу, в венце на голове и с жезлом в руках, которым она с тихостью погрозила ей и сказала: «Ты забыла, что мне поручено управление твоей обители, о которой я пекусь более тебя, и что ты служишь мне одною палочкой. О чем ты столько заботилась? Отложи печаль и будь спокойна.» — Евпраксия в явившейся узнала святую великомученицу Варвару, икона которой находилась в верхнем приделе во имя святой.» На утро игумению Евпраксию встретили донесением о прибытии в монастырь знакомой помещицы, госпожи Желтухиной. Посетительница подала Евпраксии пакет с деньгами, именно ту сумму, которой не доставало для окончания постройки, и рассказала о принятом ею во сне повелении от св. великомученицы Варвары, — вручить игумении Успенского монастыря сумму денег, издавна отложенную ею на благочестивое употребление. Таким образом, с помощью святой Варвары, колокольня была достроена. В 2009 году в честь этого события, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира была написана икона «Явление вмч. Варвары схиигумении Евпраксии», а в 2010 году освящена привратная часовня в честь явления вмч Варвары.
Теперь Евпраксии оставалось доставить в монастырь колокола из Петербурга. По дороге из столицы, повозку с колоколами застигла сильная снежная метель, и кони не могли двинутся дальше. Ямщики отправились в соседнее селение за помощью, а матушка Евпраксия осталась в повозке с колоколом. Вернувшиеся ямщики уже не думали застать матушку живой. Когда же они подошли к повозке, то каково же было их удивление, когда они увидели, что матушка не только жива, но и снег вокруг повозки заметно растаял. Вот, что рассказала матушка по прибытии в монастырь: «Среди лютой ночи, она почувствовала вокруг себя какое-то веяние теплого воздуха: открылась, — и увидела чудный свет, окружавший ее повозку. Укрепленная теплотою, выглянула она, и узрела трех благолепных старцев, приникнувших к ней с видом братского участия. Евпраксия признала в них святых и Богоносных отцов наших: Александра Свирского, Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». Согреваемая Небесным теплом, она осталась жива и благополучно доставила в монастырь колокола, и сама же участвовала в их подъеме. В завершение же собственноручно водрузила крест на куполе колокольни.
…К сожалению колокольня была разобрана в середине XX века, и лежат перед Успенским храмом «странные камни», как напоминание о том, что здесь в прежние времена, стояла трёхъярусная колокольня, построенная Евпраксией столь чудесным образом.
Теперь Евпраксии оставалось доставить в монастырь колокола из Петербурга. По дороге из столицы, повозку с колоколами застигла сильная снежная метель, и кони не могли двинутся дальше. Ямщики отправились в соседнее селение за помощью, а матушка Евпраксия осталась в повозке с колоколом. Вернувшиеся ямщики уже не думали застать матушку живой. Когда же они подошли к повозке, то каково же было их удивление, когда они увидели, что матушка не только жива, но и снег вокруг повозки заметно растаял. Вот, что рассказала матушка по прибытии в монастырь: «Среди лютой ночи, она почувствовала вокруг себя какое-то веяние теплого воздуха: открылась, — и увидела чудный свет, окружавший ее повозку. Укрепленная теплотою, выглянула она, и узрела трех благолепных старцев, приникнувших к ней с видом братского участия. Евпраксия признала в них святых и Богоносных отцов наших: Александра Свирского, Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». Согреваемая Небесным теплом, она осталась жива и благополучно доставила в монастырь колокола, и сама же участвовала в их подъеме. В завершение же собственноручно водрузила крест на куполе колокольни.
…К сожалению колокольня была разобрана в середине XX века, и лежат перед Успенским храмом «странные камни», как напоминание о том, что здесь в прежние времена, стояла трёхъярусная колокольня, построенная Евпраксией столь чудесным образом.
Богослужение в монастыре
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
10 : 00 |
Божественная литургия
|
|
Контактная информация
Как добраться?
Автодорога М18, расстояние: 123 км от г. Санкт-Петербурга. Не доезжая до моста через р. Волхов нужно повернуть направо. Проехать от шоссе еще 13 км.Из Санкт-Петербурга электропоездом с Ладожского или Московского вокзалов до ст. Волховстрой (2,5 часа), далее автобусом № 23 до с. Старая Ладога (20 минут).
Автобусом от автовокзала на Обводном канале направлением на Тихвин, Лодейное поле до остановки "Юшково", далее автобус № 23 на Волхов.