Свято-Николаевский женский монастырь, г. Арзамас Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Время основания Свято-Николаевского женского монастыря точно не установлено. Предположительно обитель возникла около 1580 года. Известно, что в 1588 году в дар новому монастырю была принесена резная скульптура Николы Можайского. В дальнейшем, обители покровительствовал царь Василий Иванович Шуйский, который в свое недолгое правление успел подарить монастырю мельницу. Большую помощь монастырю оказывал также царь Михаил Федорович.
Первые строения обители просуществовали до большого пожара первой трети XVII века, когда, кроме монастыря, сгорела и арзамасская крепость. Теплый Богоявленский храм вскоре был восстановлен на благотворительные средства и был единственным в обители около 30 лет. Лишь в 1683 году была отстроена и освящена первая каменная Никольская церковь.
Новый большой пожар случился в 1726 году. Однако трудами сестер и жителей города обитель вновь поднялась. На месте деревянной теплой церкви в 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления. На первом этаже храма размещалась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
С 1764 года являлся общежительным женским монастырем III класса.
До закрытия монастыря в ХХ столетии на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.
В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Свято-Николаевскиого монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района. Несмотря на лояльное отношение к большевикам, в 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт.
Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения.
В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Не уменьшается поток паломников в любое время года. Живым ручейком они стекаются в нижний храм, где сестры проводят им экскурсию, рассказывают о истории чудотворных икон. На коленях верующие поют акафист перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих», и каждый со слезами на глазах просит Царицу Небесную о помощи. Также благоговейно молятся перед другой чудотворной иконой «Достойно есть». Прикладываются в молитвенном прошении к иконам «Скорбящих всех радость», Святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Все дышит стариной и молитвенным духом. В 1994 году храм вернули монастырю. И под омофором Божией Матери все ожило. И уже, как страшный сон, канули в лету годы неумолимого богоборчества. И православный, с любых концов нашей необъятной страны» стремится сюда, к святому месту, помолиться и утешиться.
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет. По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.
Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла. С тех пор многие болящие и страждущие, прибегавшие к Пресветлой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получили исцеление перед Ее святым образом. В 1898 году на месте часовни была построена церковь. Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Параклис, часы, Литургия
|
|