Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.
В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
В конце XVII в. военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект. С 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу царя Петра I приписали к Троице -Сергиевой Лавре
Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения определяется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном приказе, известно следующее: «В Каширском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние пороги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Утреня, панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Часы. Божественная литургия. Крестный ход
|
|
До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче... тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.
Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми досками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две серебряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление собора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.
Троицкий собор сильно пострадал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.
В 1932 году от монастыря началось строительство железнодорожного моста. Возводившие его заключенные до окончания строительства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которыми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конвоем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вывели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, даже порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, расположенных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под галереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени соборный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывозились много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.
11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского историко-культурного центра с гостиничным комплексом (ИКЦ ГК). Разработали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономические предложения использования обители в качестве ИКЦ ГК предусматривали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдельное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видеосалон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.
После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 45 |
Молебен Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
|
|
Согласно писцовым книгам, к XVII веку в Белопесоцком монастыре существовала теплая каменная Сергиевская церковь с трапезной. Историки предполагают, что она могла являться одним из древнейших храмов Руси освященных во имя преподобного Сергия. Когда и кем именно она была возведена, неизвестно. Однако, учитывая особенное благоволение Ивана Грозного к Белопесоцкой обители, заметно укрепившей свое материальное положение именно в эпоху его правления, и принимая во внимание строительство первого каменного (неотапливаемого) монастырского храма в 1569 году, можно предположить, что строительство теплого трапезного храма состоялось тогда же и соответствовало единой архитектурной программе. В описи 1753 года каменная Сергиевская церковь упоминается как крытая тесом. К началу XIX века этот храм совершенно обветшал. В 1802 году, по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), старая церковь была разобрана, а на ее месте, с сохранением древних белокаменных подвалов, в 1804 году построена новая, о чем свидетельствует дошедший до наших дней мемориальным знак — каменная доска с выбитым памятным текстом. Новый храм, спроектированный стиле классицизма, с купольной ротондой, как и старый, являлся теплым. В 1833 году к нему добавили два новых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. При строителе иеромонахе Гедеоне (впоследствии ставшем архимандритом Иосифо-Волоколамской обители) по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) церковь преподобного Сергия Радонежского отреставрировали и заново освятили (в 1852 году). В пору освящения храма строителем монастыря уже являлся иеромонах Максим.
Сергиевский храм, как и Троицкий собор, сильно пострадал во время наводнения 1908 года. Вода залила его, поднявшись выше престола на 70 сантиметров! Но наводнение — явление чрезвычайное, в повседневной монастырской жизни радостные события, связанные с церковью во имя преподобного Сергия, случались куда как чаще. Например, день преставления преподобного Сергия Радонежского был для Белопесоцкого монастыря престольным и отмечался с особой торжественностью. Тогда Сергиевская церковь преображалась. Вспоминает очевидец: «В слободе 8 октября отмечается престольный праздник Сергиев день. После богослужения в монастыре священник со служителями храма и иконой Божией Матери обходили каждый дом слободы с молебном и водосвятием, а дети в это время с радостью сообщали о торжественной встрече этого шествия».
В годы советской власти Сергиевский храм использовался для разных нужд, не связанных с богослужебной практикой. Апофеозом его хозяйственного применения должно было стать воплощение в жизнь решения 1989 года о создании на базе Белопесоцкого монастыря историко-культурного центра с гостиничным комплексом. В церкви преподобного Сергия Радонежского задумывалась гостиная с экспресс-баром (буфет-бар, телевизор, настольные игры, газеты и журналы). Но выполнить это постановление не успели. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и благодаря многим трудам благочинного храмов Ступинского района протоиерея Михаила Редькина 18 июля 1992 года, в престольный праздник — день обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, — в Сергиевском храме Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря состоялось первое богослужение. Тогда же была пожертвована первая икона — большой образ преподобного Сергия. С этого времени храм начал действовать как приходской. По воскресным и праздничным дням в нем служил иерей Рафаил Яганов. Богослужения проходили там и зимой, но церковь не отапливалась. С помощью ревностных прихожан храм содержится в чистоте и порядке. В настоящее время церковь восстановлена
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 45 |
Молебен Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Утреня, панихида
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Часы. Божественная литургия. Крестный ход
|
|