Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Свято-Успенская Флорищева пустынь была основана схимонахом Мефодием в XVII веке на Флорищевой горе у реки Лух. Место было выбрано неслучайно: по преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни. В давние времена здесь на левом высоком берегу реки Лух жил бортник и лесоруб по имени Флор.Видимо, Флор был яркий запоминающийся человек, т.к. песчаные холмы в окрестностях с тех пор стали называть Флорищевыми.
К середине XVII века, на Флорищевой горе, возникла небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием. Немало трудов, телесных и духовных, положила немногочисленная братия (схимонах Мефодий, монахи Варлаам и Макарий) ради спасения душ своих и за народ русский. Иноки срубили себе кельи, а в 1651 году начали службу в первом деревянном храме в честь Успения Божией Матери. Этот год можно считать годом основания обители. На новом месте монахи прожили недолго (3 года) и умерли во время эпидемии чумы.
Их труды сохранил и умножил сподвижник старца Мефодия прел. Иларион, великий аскет и молитвенник, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. 27 лет он управлял монашеской обителью. Благодаря ему пустынь стала известной, сюда стекались толпы богомольцев со всей Руси. При преп. Иларионе было проведено строительство всего архитектурного ансамбля Флорищевой пустыни, который сохраняется по сегодняшний день. Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Феодора Алексеевича Романова (1661-1682). В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. После богомолья царь издал указ, даровавший монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь во Флорищевой пустыни. Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством. Троицкая церковь была построена целиком на его личные средства.
Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.
Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Феодор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма, который 30 сентября был освящен митрополитом Смоленским Симоном. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.
В 1684 году был отстроен теплый трапезный храм Святой Троицы, в 1692 году - надвратная церковь во имя преп. Ефрема Сирина (впоследствии, после пожара 1770 г. освящена во имя апп. Петра и Павла). Последняя каменная церковь святых Зосимы и Савватия - Соловецких чудотворцев - была освящена в 1703 году (в 1770 г. устроен и освящен предел во имя преп. Ефрема Сирина).
Преемники свт. Илариона приумножили славу обители, которая пережила и нападения разбойников, и пожары, и трудности синодального периода. В монастырь приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского.
К святыням обители принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, Успения, Цареградская (времён свт. Илариона), Одигитрия, Троеручицы (дар патриарха Никона), копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Господа Вседержителя, Кипрская и другие, были написаны царским иконописцем Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Феодора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом.
В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг с именем Боголеп. Он пожертвовал монастырю часть своего состояния, ценные иконы и утварь. Так называемый Голицынский корпус (каменное двухэтажное жилое здание), который был построен в 1712 году для князя Голицына, и до сих пор сохранился на территории монастыря.
В начале XIX века было налажено колокольное производство. Расширялась монастырская библиотека, которая к началу XX века насчитывала более полутора тысяч книг, в том числе и рукописных.
До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. Приход советской власти нанес монастырю сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна. 1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви - клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до нач. 90- х годов ХХ века.
В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизнь и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролищи. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В этом же году Священный синод Русской Православной Церкви благословил вновь открыть Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.
Иеромонах Варнава (сейчас епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начал возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие. Большим утешением для братии было обретение в 2009 году нетленных останков архимандрита Антония Боркова (1822-1899), который в течение многолетнего настоятельства прославил Флорищеву пустынь далеко за ее пределами. Братия увидела в этом знак духовного преемства, «мостика» от старой братии к новой.
Сейчас в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются трудники, людям оказывается молитвенная помощь (братские синодики, поминовение за Божественной Литургией). Художники, архитекторы и строители делают все возможное, чтобы воссоздать облик Флорищевой пустыни. Монастырь осуществляет свою миссию среди тех, кому нужна духовная помощь. Братия духовно поддерживает воинов, выезжая в воинские части; в монастыре действует детская воскресная школа. Работает монастырская библиотека, регулярно проводятся экскурсии для желающих узнать о богатой событиями истории монастыря.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Божественная Литургия
|
Начало исповеди в 8.00
|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
Богослужение совершаются в следующие праздники:Пасха, Светлая седмица, Рождество Христово, Крещение, Успение Пресвятой Богородицы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Божественная Литургия
|
Начало исповеди в 8.00
|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная Литургия
|
|
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 30 |
Божественная Литургия
|
Начало исповеди в 8.00
|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
Служение
При Свято-Успенском мужском монастыре – Флорищева пустынь с 2005 года действует Воскресная учебно-воспитательная группа «Истоки» , которая является учреждением дополнительного образования детей и реализует образовательные программы по следующим направлениям: религиозно-нравственное, культурологическое, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное.
фотогалерея
Монастырь окормляет воинскую часть.Осуществляет совершение богослужений и треб в подразделениях воинских частей поселков Мулино и Центральный.
Осуществляет духовное окормление наркозависимых, проводит семинары соответствующей тематики на территории монастыря.
Клирики обители посещают места лишения свободы, обитель регулярно отправляет туда продукты питания, религиозно-нравственную и духовную литературу и т. д.