Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Тихвинская
Адрес:
Ленинградская область, Тихвин, Тихвинская улица, 1
Телефон:
+7 (81367)51-084
E-mail:
info@tihvinskii-monastyr.ru
Дата основания:
1560
дата восстановления:
1995

История

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день». Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии
В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Настоятель

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский


Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская»
1669 г.
восстановлен в 1944 г.
По царской грамоте 1669 г. Тихвинский монастырь обезопасил себя деревянной оградой с 6 деревянными башнями и двумя каменными, воротными. Проезд в ней сделали Г-образным, как в крепостях Ладога и Орешек. На лицевой (западной) стороне башни Родион Сергеев, глава тихвинских изографов, написал образ Тихвинской Богоматери. Икона на западной стене башни притягивала к себе богомольцев, и для поклонения ей была устроена наружная лестница (крыльцо) в 24 каменных ступени с деревянным навесом. Доступная днем и ночью, икона получила название иконы "на крылечке". К башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

31 января 1856 г. в молитве перед ней получил исцеление тихвинский мещанин Александр Боровский. Случай этот стал широко известен, и для удобства усердствующих богомольцев монастырь поспешил расширить надвратную церковь, пристроив к ней с запада обширную часовню для служения молебнов перед настенной иконой, с крытой лестницей.
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы
1515 г.
Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение. Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы - госпиталь, после войны - цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти "предметы искусства". В их числе оказался и чудотворный образ.

Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе - в киоте у юго-западного столпа.
Храм в честь 12 апостолов
Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 30
Исповедь
7 : 00
Часы,Божественная Литургия
Храм в честь Вознесения Господня
1591 — 1593 гг.
восстановлен в 2004 г.
Кирпичный храм над внутренними западными воротами монастыря выстроен в 1591-1593 на средства царя Федора Иоанновича. Храм закрыт в 1920-х, венчания сломаны, занят под жильё. Здание частично разрушено в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В послевоенные годы здание не реставрировалось
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
1581 г.
Самая старая из монастырских построек - тёплая трапезная Покровская церковь, изначально была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведение её относится к 1581 году. Храм строился вместо деревянной церкви, построенной Ф.Д. Сырковым. Двухэтажное здание состоит из бесстолпного четверика церкви, завершённого горкой кокошников с главкой, и примыкающей к ней одностолпной трапезной. Второй её этаж занимает одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта "зала" интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в Московском Кремле. Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. К алтарю храма с востока примыкает пятипролётная звонница. При храме было устроено два придела - в честь Староруской иконы Божией Матери (1817 г.) и во имя великомученицы Варвары (1871 г.). Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведёт сразу на второй этаж, подчёркивая тем самым его функциональную роль. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа. Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придаёт им некоторую суровость. Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создаёт красивую игру света и тени на строгом фасаде, расчленённом лишь тёмными нишами окон.

В 1920 году храм был передан обновленцам, а вскоре и вовсе закрыт. В 1941 году в ходе боёв храм значительно пострадал. В 1960-х - нач. 1970-х годов по проекту архитектора-реставратора В.В. Экка Покровской церкви возвращён её первоначальный облик. В 1999 году в храме возобновлены богослужения.
Часовня в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»
1699 г.

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 50
Вечернее богослужение
По будням
время
богослужение
примечание
6 : 00
Молебен с акафистом. Полунощница. Утреня
8 : 30
Божественная литургия
По выходным и праздникам
время
богослужение
примечание
9 : 40
Часы. Божественная литургия
По выходным
время
богослужение
примечание
9 : 00
Исповедь
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 50
9 час. Всенощное бдение.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 30
Исповедь
7 : 00
Часы,Божественная Литургия


Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку