Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
«Один из известнейших среднерусских монастырей», - как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.
Основан Болховский Оптин монастырь ранее XV века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому - раскаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, так же как и Козельская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в XV веке.
К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма:
- Живоначальной Троицы, с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря.
- Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека.
- Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских.
Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями - бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620од, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы.
В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение,"…име всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый". Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся.
Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея - цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю.
В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» - «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандрит»".
И многие знаменитые русские фамилии : Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие – в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались.
Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии.
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий ( Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.
В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (Троицкий, 1887 – 1934 гг.), как и его родной брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.
Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор - федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX века.
17 июля 2002 г. благословением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. Ныне после многих страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, возрождается древний Троицкой собор, крестные ходы и праздники.
17 марта 2004 г. в день памяти св. князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников. 20 марта в Троицком соборе Оптина монастыря, построенном на помин души Романовых – Милославских, вновь была отслужена первая Божественная литургия.
6 апреля 2004 г., на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого собора установлен 4 – метровый ажурный просечной крест с царской короной.
9 июля 2009 года с торжественным крестным ходом вернулась в Свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|