Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
По преданию, в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы язычники, живущие в окрестностях. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду начала XIV в.
Современные исследователи относят основание монастыря к нач. XIV в. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский, Антипа Валаамский. Большую любовь к обители имел свт. Игнатий (Брянчанинов) С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии. В нач. 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию.
Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие ≪от восточных стран≫, греческие священноиноки. В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанном ими монастыре. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах.
С XIV века Валаамский монастырь стал одной из крупнейших православных обителей Русского государства. С конца XVI до начала XVIII века обитель неоднократно подвергалась опустошению и разорению со стороны шведов. Только в начале XVIII века, когда по ништадтскому мирному договору западная Карелия была возвращена России, Петр I приказал вновь отстроить обитель. В 1819 году паломничество на Валаам совершил император Александр I.
С 1811 по 1917 гг. архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После Октябрьской революции и вплоть до 1940 года Валаам территориально принадлежал Финляндии, но монашеская жизнь продолжалась. С начала военных действий (Зимняя война с Финляндией 1939-40 гг.) обитель не раз подвергалась бомбардировкам.
В начале 1940 года братия эвакуировалась в Финляндию. С 1940 г. здесь находилась школа юнг, с 1949 – совхоз, с 1952 по 1984 гг. – дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. После празднования Тысячелетия Крещения Руси на заседании Священного Синода 28 декабря 1988 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) доложил о возможной поэтапной передаче Русской Православной Церкви объектов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Священный Синод одобрил предпринятые владыкой Алексием шаги по возобновлению монашеской жизни на Валааме и поручил ему, по возвращении монастыря, организовать возобновление в нем монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ с последующим духовным окормлением обители (журнал №101 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 1988 г.).
Вечером 13 декабря 1989 г. первые шесть насельников прибыли на остров Валаам. Так началось возрождение Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального.
18 января 1993 года наместником обители был назначен архимандрит Панкратий (Жердев) (с 2005 г. епископ Троицкий). С 1992 по 2011 г. (поэтапно) в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря были переданы здания и сооружения, расположенные на территории Валаамского архипелага.
Монастырь имеет подворья в городах: Санкт-Петербург, Москва, Приозерск (Ленинградская область), Сортавала (Республика Карелия), Сочи (Краснодарский край) и др.
В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский монастырь является одним из крупнейших монастырей на Северо-западе Российской Федерации.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.
И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.
Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».
Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни - 76 метров, высота собора - 47 метров.
Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 - расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.
На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.
Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.
И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы "выпасть" из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек... К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.
В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. "Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, - отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). - Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».
В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.
За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.
- Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.
Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».
Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм - ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, - улыбается Вера Ильинична, - чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».
Реставрация
В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.
И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго "не живет" – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.
В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.
С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.
После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».
Восстановление
«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, - рассказывает прораб Буде Аманжолов. - С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 76 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».
«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, - рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».
«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».
Что невозможно человеку - возможно Богу - эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.
На долгие годы
И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…
Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.
От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!
"С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе", — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая "дышит", но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.
Завершение трудов
Завершение трудов
Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции - по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.
Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.
Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и "Северный Афон" вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».
«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», - отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван "Северным Афоном". И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия "пречудному острову". Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, "намоленность". Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)
Богослужения проходят только в летний период.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы, Божественная Литургия
|
По просьбам братии и паломников на могилах периодически служатся панихиды.
|
9 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме на Игуменском кладбище Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. После богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Радуюсь возможности после долгих лет вновь совершить богослужение в этом храме, благолепном, намоленном, передающем красоту нашей традиции заботы о тех, кто почил, — храме, который словно несет в себе летопись этой святой обители.
Вспоминаю свое первое здесь богослужение, когда на том самом месте, на котором я сейчас стою, приснопамятный владыка митрополит Никодим совершил — на дощечке, как я уже говорил об этом, — первую после разорения святой обители Литургию. Вспоминаю, как тогда, в ненастный, дождливый, холодный день, в конце Литургии вдруг воссияло солнце, и яркий солнечный луч пронзил этот полуразрушенный храм. И те, кто присутствовал, а присутствовали на этой службе всего три человека: сам совершавший Евхаристию митрополит и два его иподиакона — отшедший уже ко Господу архимандрит Климент (Толстихин) и я многогрешный, увидели в этом Божественном знаке знамение надежды. Так оно и произошло — великая назидательная для всех нас история.
Бог поругаем не бывает никогда (см. Гал. 6, 7). Это не значит, что Он водит человека за руку, что Он управляет человеком, как марионеткой, — Он дает ему, в силу свободы, возможность поступать так, как человек считает нужным поступать. Но есть предел, через который не может переступить ни Сам Бог, сотворивший человека свободным, ни тем более тварь. Есть незыблемая основа бытия — она в Cамом Боге. Бог есть Любовь и есть Добро. Иногда неверующие софисты, желая поставить верующего человека в неловкое положение, спрашивают: а может ли всемогущий Бог совершить зло, ведь Он всемогущий? Ответ однозначный: не может, потому что такова природа Божества. И когда люди, опираясь на свою свободу, совершают зло, Господь не одерживает, если только человек не сопровождает это зло покаянием. Но никогда не дано людям переступить некую черту.
Там, где злой человеческой волей были явлены мерзость и запустение, сегодня расцвела Северная Фиваида как великое научение всем нам — и умеющим понимать знаки истории, и не способным их понимать. Это как открытая для всех книга, как Божественное Откровение, как Евангелие Божественное. Здесь является Господь — силой своей мудрости, силой своего промышления. Как святые отцы называли книгой Божественного откровения все мироздание, так можно такой же книгой назвать человеческую историю, через которую мы учимся понимать, чтó есть Бог в человеческой истории.
Слово «благополучие» — очень сложное слово, и то, что для одного благополучие, для другого горе. Но жизнь наша устрояется благополучно в согласии с нашим внутренним человеком — тогда, когда мы живем по воле Божией, когда мы, видя эту Божественную книгу Откровения, слышим Божественный голос, обращаемый к нам и через красоту внешнего мира, и через особую мудрость, запечатленную в истории, и непосредственно со страниц Евангелия; когда мы, слушая этот голос, стараемся исполнять заповеданное нам.
Я думаю, очень важно, чтобы это место — Валаам — посещало как можно больше паломников, людей воцерковленных, верующих и не очень верующих. Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самих тяжких обстоятельств всегда есть выход. Господь выводит нас тени смертной (см. Пс. 22, 4), когда мы сами того желаем.
Пусть благословение Божие пребывает над обителью, над Вами, владыка игумен, над всеми братьями, паломниками, над всеми, кто посещает это святое место.
В память о совершении богослужения в этом очень важном для меня лично храме, с которым, как я уже сказал, связано было одно из самых сильных воспоминаний моей юности, я хотел бы преподнести этот образ Божией Матери с памятной дощечкой. Прошу каждого из вас вспоминать в заупокойной молитве перед этим образом приснопамятного владыку митрополита Никодима, который никого не убоялся, не постыдился, и здесь, в разгар самого отрицательного отношения государства к Церкви, совершил первую после закрытия монастыря Божественную литургию на Валааме, а также вспоминать меня, вашего недостойного священноигумена, дабы Господь помогал мне в служении и в том числе в проявлении постоянной заботы об этой Северной Фиваиде, о духовном очаге благодатной молитвенной жизни нашего народа. Храни вас всех Господь.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница, чтение Евангелия и Апостолов
|
|
7 : 00 |
Часы, Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Часы, братская Божественная Литургия
|
|
В годы советской власти церковь была приспособлена под магазин - иконостас служил перегородкой, иконы верхнего ряда были замазаны синей краской: «Если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то, как ранятся наши сердца! – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и поэтому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, она проистекает от постоянной потребности созерцать Божественную красоту».
В Валаамском монастыре очень рады, что в 2015 году удалось провести полное восстановление церкви Успения Пресвятой Богородицы; отреставрировать часть сохранившихся икон из прежнего иконостаса, восстановить утраченные деревянные резные элементы и по ним выполнить лепное украшение. Специалисты отмечают тщательность и уникальность работ, храм приобрел свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике исторического замысла, но, конечно, уже на качественно ином уровне. Все сюжеты росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Богородицы», «Установление чина о Панагии» и др.
Подворья
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
5 : 00 |
Полунощница
|
|
5 : 45 |
Утреня
|
Совершение таинства Исповеди; на кафизмах братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам.
|
7 : 30 |
Часы, Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечерня
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
Малое повечерие, три канона с Акафистом
|
Совершение таинства Исповеди
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
13 : 25 |
Молебен у раки прп. Антипы Валаамского
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
13 : 25 |
Молебен у раки прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
13 : 25 |
Молебен у иконы Божией Матери «Всецарица»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
19 : 00 |
Всенощное бдение
|
Совершение таинства Исповеди
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
13 : 25 |
Молебен у иконы Божией Матери «Валаамская»
|
|
18 : 45 |
Общая исповедь
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы, Божественная Литургия
|
|