Братство Святогорской лавры пополнилось 7 иноками

1 января 2015 года, в день памяти мученика Вонифатия, святогорский полк иночествующих пополнился еще 7 братьями во Христе. В этот день архиепископ Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, совершил в Успенском соборе иноческий постриг, сообщает сайт святой обители.

Обратившись к новопостриженным с проникновенным словом, владыка наместник призвал их к стяжанию монашеских добродетелей, молитве за весь мир и пожелал им помощи Божией на этом поприще служения Богу:
    

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

…В сегодняшний день мы совершили постриг семи братий. Когда весь мир в сегодняшнюю ночь в большинстве своем редко кто вспоминает Бога и накануне памяти мученика Вонифатия пребывает в нарушении поста рождественского, а то и в безудержном пьянстве и в бездумном веселии, с утра в сегодняшний день братия принимают иноческий постриг, чтобы взять на себя Крест молитвы за весь мир. Вы не думайте, братия, что вы чем-то лучше тех людей. Всегда в уме своем держите память самоосуждения и самоукорения. Ведь недаром чин иноческого пострига начинается с молитвы «Царю Небесный», в которой есть такие слова «…прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Мы просим Бога Духа Святаго Утешителя, очистивши нас от всякия скверны, сотворить в нас обитель Его, чтобы Он действовал в нас и через нас. В первой молитве мы, братия, слышим слова, в которых у Бога испрашиваем особой милости, особых добродетелей монашеских, когда мы читаем слова «смирение же, и кротость, и любовь даруй им». Заметьте, смирение, кротость и любовь испрашивается первое самое в молитве постригаемым инокам. И во вручении старцу говорятся слова: «смиренны же будьте, терпеливы, кротки и молчаливы». Эти слова молитвы и слова вручения вторят Евангельским словам, когда Господь говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем… Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Смирение и кротость — это то, чему вы должны поучаться. И оно уже это учение, воспринятое вами, когда вы были послушниками, когда вы, отвергая свою волю, воле духовника и его советам подчиняли свою жизнь и руководствовались ими. Ведь самая первая ступень перед иноческим постригом это послушничество, где именно тоже опытно человек и практически проходит обучение этим добродетелям, о которых мы только что сказали: смирение и кротость.
Часто новоначальные монахи, приходя в монастырь, ищут каких-то сугубых подвигов или ищут прежде времени себе каких-либо дарований. Они стараются по максимализму хвататься за несоразмерно духовному их состоянию, как новоначальных, какие-то духовные подвиги, забывая абсолютно об этих словах: «Смирение же, кротость и любовь даруй ему», забывая слова Божии: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». И так мятутся во внешних подвигах, забывая о внутреннем подвиге, о внутренних добродетелях духовных, высочайших, Богоподражательных — смирении и кротости. Помните всегда, что ни один подвиг ни поста, ни молитвы, ни бдения не будет никакой пользы вам приносить, если он не будет растворен такими добродетелями как смирение и кротость, терпение и любовь.
Если мы не будет растворять внешние подвиги этим внутренним состоянием, то мы ничего полезного для души своей не обретем кроме самомнения, осуждения других, величания, ропота. А если же эти добродетели приобретем — смирение, кротость, послушание, то, поверьте, у вас рай будет в душе, и все люди вокруг буду казаться ангелами. Так преподобный Серафим Саровский называл себя: «Я убогий Серафим».
В пещерах меловой скалы, в храме святого Иоанна Предтечи, один помещик, наблюдая, как преподобный Иоанн Затворник благословлял людей, подошел к нему и сказал: «Какой ты затворник. Цыган ты, а не затворник». В ответ на это преподобный сказал скромные такие словеса: «Простите меня, но я праздно сижу в затворе, а братия меня кормит и поит. Должен же и я хоть чуть-чуть трудиться, чтобы отрабатывать ту пищу, которую мне братия доставляет и святая обитель». Мы вспоминаем святителя Тихона Задонского, к которому однажды пришел помещик, зараженный безбожными атеистическими взглядами и начал спорить с кротким святителем Тихоном о бытии Божием. Святитель Тихон кротко, но твердо возражал ему, приводя примеры святых отцов из Священного Писания. Помещик пришел от этого в такое раздражение, что подошел к святителю Тихону и, не сдержавшись, дал ему пощечину. Святитель Тихон земно поклонился ему. Упавши на колени, он сказал: «Прости меня, брат, что я искусил тебя на раздражительность, что я соблазнил тебя на такой поступок». Помещик как громом стоял пораженный смирением святителя Тихона и сам упал со слезами на колени перед ним, и на всю жизнь остался его духовным чадом…

Помните всегда, что с человеком кротким и смиренным везде легко жить: будь то в монастыре, будь то в обществе, будь то на работе, будь то в семье. С человеком кротким и смиренным жить легко, и, когда такой человек умирает, то его долго помнят и говорят: «Ангел был, а не человек».

Человек же гордый, по сколько бы он четок в день не тянул, какие бы внешние подвиги он не нес, часто нарушая уставы монастырские, оправдывая свои подвиги и свое мнимое подвижничество, он никогда мира в душе своей не найдет. И само это мнимое его подвижничество обернется потом не добродетелями, а пороками и страстями, гордостью и самомнением, а с гордым человеком везде тяжело. И все проблемы от гордости. Недаром святые отцы говорят, что гордость — мать всех пороков. Поэтому старайтесь слушаться своих духовников, старайтесь жить по уставам святой обители…

Не думайте, что ваше иночество будет беззаботно, легко. Будут борения, переживания, будут молитвы такие, что до слез с криком к Богу о помощи, будут и какие-то грехопадения. Всё это будет. Свойственно не падать только ангелам.

Человек может впадать во всякое искушение, во всякое духовное бедствие. Но важно, какой вы выход будете находить из этого. Помните всегда, что духовник — это первый ваш помощник в деле духовного преуспеяния и духовного выздоровления. Спешите сразу к нему. И откровение и покаяние пускай ваше будет с самоосуждением и с самоукорением. Тогда огромная польза будет и от откровения, и от исповеди. Не кого-то вините, не обстоятельства приводите себе в оправдание. Всегда старайтесь обвинить самих себя. Батюшка покойный схиархимандрит Серафим (Мирчук) говорил: «Тогда только мир в душе вашей будет, когда свою вину найдете, когда себя укорите и обвините». И очень важно осознать эту истину. Святитель Тихон Задонский говорит: «Спасается не тот, кто упал и, упавши, сидит и плачет. Спасается тот, кто, упав, встает и, плача, идет вперед». Старайтесь, братия, именно так поступать в вашей духовной жизни.

Вы разного возраста: есть совсем молодые из вас, есть постарше. Но Господь затеплил эту искорку в вашей душе. Помните, что Бог вас избрал. Много званых, а избранных мало. Нас Господь зовет в церковь. Но и среди нас, стоящих в церкви, званых много, но не все избранные. И на иночество вас Господь позвал в обитель сию святую, на честное сие обещание, а будете ли вы избраны Богом зависит и от вашего стремления быть с Богом, хранить Его заповеди, стараться иметь их идеалом в своей жизни.

Сегодняшний день особый. И я всегда постриги братии переживаю как какой-то особый значимый момент, который для меня очень много значит. Потому что, постригая вас, я при всей своей греховности, недостоинстве, недостаточестве утешаюсь тем, что помог кому-то духовно родиться заново. Ведь и иночество почему так называется? Значит иной, другой человек рождается в благодати Божией, в силе Божией. Рождается для того, чтобы наследовать Небесное Царство, вечное бытие, нескончаемую жизнь. Именно на это рождается человек сегодня. И иночество, и перемена имени говорит о том, что другой человек стал, облекся не только в одежды монашеские, но вместе с одеждами воспринял на себя силу Божию. Эта сила Божия будет помогать вам спасаться, братия.

Вот стоит множество народа, молится за вас. И не только молится. Народ сюда несет пожертвования, несет любовь к святой обители и к нам грешным, здесь проживающим. Не потому, что мы святы и идеальны. Но потому, что люди, стремясь в святую обитель, надеются, что когда-то из нашей среды выйдут такие, как Серафим Саровский, Иоанн Затворник, Иов Почаевский. Поэтому дай, Боже, вам ревности по Бозе. Дай, Боже, вам основы для возрастания духовного — смирения и кротости. Чем больше хотят здание построить, говорят святые отцы, тем глубже фундаменты копают. Поэтому, если вы что-то совершенное для своей души хотите построить, углубляйтесь во смирении. И, чем крепче корень у дерева, уходящий в землю, тем больше, здоровее и крепче само дерево. Так и вы старайтесь углубляться в смирении, кротости и послушании, углубляться в изучении своей души. Старайтесь чаще заглядывать в глубину своей души и совести.

Пускай Господь помогает вам в сегодняшний день и во все дни жизни вашей. Я уже говорил молодой братии и сейчас повторю. Когда-то наше поколение молодыми юношами пришли сюда в Святогорскую обитель: разоренную, с деревьями, растущими на крышах зданий. Братия старшая, придя сюда в обитель, потрудились на возрождение этой великой святыни — Святогорской нашей Лавры. Наше поколение уйдет. Вы придете на наше место. К вам будут стремиться как к духовникам за добрым советом, а больше желая видеть пример духовной жизни в вас. Поэтому помните всю ответственность, которую вы сегодня восприняли и перед алтарем Божиим, и перед всеми людьми, которые являются свидетелями вашего иноческого пострига и обещания. На вас лежит ответственность за спасение своей собственной души и за спасение душ людей, которые будут к вам обращаться. Поэтому старайтесь не терять время зря. Старайтесь жить в святой обители с ответственностью перед Богом и перед народом Божиим, а в том пускай да поможет вам Господь, Царица Небесная, ангелы хранители ваши, ваши покровители мирские, в честь которых вы носили имена, и ваши покровители теперешние, в честь которых вы имена восприняли. Они сегодня радуются на небесах и перед Престолом Вседержителя с особой честью предстоят, молясь за вас, которых вручили их небесному заступлению.

Помоги, Господи, вам спасться и хранить заповеди Божии и быть светильником для людей, сюда приезжающих. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех». И само название «Святые Горы» пускай, братия, будет названием, которое созвучно тому идеалу, который вы восприняли в своей жизни — это святость. Помощи вам Божией и пускай Господь хранит вас за то честное обещание, за то стремление, которое вы к Нему возымели и в сегодняшний день стали на путь монашеской жизни. Амин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Константино-Еленинский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Макарьева пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь