25 февраля 2019 года картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» была временно передана из Свято-Троицкого собора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга в Государственный Эрмитаж. Живописное полотно станет одним из главных экспонатов выставки «Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России», которая пройдет в музее с 1 марта по 26 мая.
Картина из убранства Свято-Троицкого собора впервые покинула храм для экспонирования. По договору между музеем и лаврой предусмотрена ее страховка на время перемещения и пребывания на выставке. Специалисты аккуратно сняли со стены трехметровое полотно, вынули его из рамы, упаковали и под охраной доставили в музей.
«Образ Христа и события Его земной жизни на протяжении многих веков вдохновляли мастеров на создание шедевров религиозной живописи. Александро-Невская лавра бережно хранит художественные полотна, подаренные императрицей Екатериной Второй. Братия с пониманием относится к временному перемещению картины. Мы рады, что ее увидят десятки тысяч посетителей музея», – сказал журналистам насельник монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Помощник наместника лавры по реставрации Алексей Одинцов напомнил историю создания картины и ее появления в Свято-Троицком соборе. Полотно, написанное в 50-е годы XVII века, было приобретено в 1764 году императрицей Екатериной II в составе собрания берлинского купца Иоганна-Эрнста Гоцковского. Это была первая крупная коллекция, положившая начало эрмитажному собранию. В 1794 году картина в числе других произведений живописи на сюжеты Священного Писания была подарена императрицей новопостроенному Свято-Троицкому собору лавры.
В каталоге берлинской коллекции картина значилась как работа Питера Пауля Рубенса «Снятие с Креста». В XXI веке было определено, что на полотне изображен эпизод оплакивания Христа и оно принадлежит кисти Якоба Йорданса.
«Йорданс создал эту картину как пример монументального алтарного образа, поэтому она займет на выставке центральное место. Наследие художника хорошо изучено специалистами; выставки в Европе проходят регулярно, но эта картина стала открытием для искусствоведов», – прокомментировал старший научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов.
До 26 мая картина будет находиться в Эрмитаже, а в августе отправится в столичный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это первая масштабная выставка произведений одного из лучших живописцев XVII века, представителя фламандского барокко. В нее войдут произведения из музеев Москвы, Екатеринбурга, Перми и Нижнего Новгорода.