Епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре Переславля-Залесского

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Никитском мужском монастыре Переславля-Залесского.

По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогой отец Димитрий, дорогие братья и сестры!

Отца Димитрия и братию монастыря поздравляю с очередным престольным праздником вашей древней обители – днем памяти преподобного Иоанна Лествичника.

Конечно, у каждого свои взаимоотношения со святыми, у каждого уже есть свои накопленные годами воспоминания, особенно у тех, кто какое-то ощутимое время провел в Церкви. Для меня Неделя 4-я Великого поста тоже особенная. И особенный святой – преподобный Иоанн Лествичник, потому что именно в этот день я был рукоположен во пресвитера и это очень памятный для меня день.

Преподобный Иоанн Лествичник известен благодаря своей книге, которая намного превзошла его время и стала поистине бессмертной, выдержав бесчисленное количество изданий и переводов. Нет христианина, который бы ее не открывал, не читал и не пытался понять. Иоанн Лествичник и книга “Лествица“ говорят о лестнице восхождения к небу. Вроде мы всё это знаем, всё это понятно – лестница, ступени. Невозможно перепрыгнуть через эти ступени, невозможно оказаться сразу вверху.

Сегодня читалось Евангелие от Матфея, в котором содержится полная редакция Заповедей блаженств. Мы склоны забывать, что Заповеди блаженств тоже имеют в себе структуру лествицы. Это важно помнить! Потому что зачастую при возникновении конфликтных ситуаций может возникнуть иллюзия, что нас гонят по той причине, что мы христиане, как сказано в последней заповеди: “Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня“ (Мф. 5,11). Но если возникли такие мысли, то стоит себе задать вопрос: а есть ли во мне нищета духовная, есть ли во мне кротость? Потому что если нет кротости или миролюбия, нет милосердия, то и гонения, которые на меня воздвигают, не за имя Христово, а из-за того, что я просто не очень хороший человек, неправильно себя веду. А понять, есть ли у меня кротость, очень просто: как я реагирую на нелестные слова в мой адрес? Что со мной происходит? Я после этого “кушать не могу“, “спать не могу“ или я их просто не замечаю?

Мне хочется спросить опытных отцов, отца Димитрия или отца Александра: много ли вы видели людей, которые могли совершенно не реагировать на обидные слова в свой адрес? Немного, да? Дай Бог, чтобы мы больше думали о стяжании тех добродетелей, тех христианских свойств, которые находятся в начале Заповедей блаженств. Не думали о высоком, а думали, в первую очередь, о нищете духовной, о кротости. Ведь если этого нет, всё остальное написано не про нас. И все те неприятности, которые мы переживаем, просто связаны с недостатками нашего характера, с неумением общаться и ни с чем больше. К Христу они отношения не имеют.

Преподобный Иоанн Лествичник провел в подвиге 49 лет строгого монашеского подвига отвержения себя. И после этого он смог что-то понять про духовную жизнь, понять и рассказать другим людям.

Душа человека со времен жизни Иоанна Лествичника не изменилась. Нашим душам также нужно время, чтобы постичь Евангелие, постичь самих себя и стать христианами. И те люди, которые по десять, двадцать, тридцать лет ходят в храм по воскресеньям и потом говорят: “Знаете, это всё не работает, я не меняюсь“ или вообще “только хуже становлюсь“, “я только здоровье подорвал“ или что-то еще, забывают о том, что нет в церковном календаре преподобных, которые бы стяжали свои венцы без многолетнего подвига. У каждого из них несколько десятилетий подвига. Именно подвига, а не так, как у нас, людей, которые приходят иногда в церковь, выходят из нее и забывают всё, о чем они тут думали, что они здесь слышали.

Мы живем очень расслабленно, и христианство и Господь Иисус Христос для нас не являются центром. А для Иоанна Лествичника и для других святых Христос был центром жизни. Они не делили свою жизнь на “в храме“ или “вне храма“. Они всегда были на пределе подвига, всегда полностью отдавали себя Христу. И только через десятилетия такой жизни они смогли стать людьми духовными, а не плотскими и через это сумели передать свой опыт другим.

Я думаю, что нам это надо помнить всегда. Сегодняшний век говорит: “Быстрее“. Мы увеличиваем скорость автомобилей, перемещений, телефонов – чего угодно. Мы привыкли, чтобы всё было быстро. А душа человека не меняется. Она медленно возрастает и восходит к Богу, очень медленно. Естественно, что когда мы внешние скорости пытаемся перенести на скорость развития собственных душ, то видим, что это не получается. Надо обращать внимание не на то, как изменяется и движется внешний мир, а на то, как и с какой скоростью восходили ко Христу наши учители и отцы первых веков христианства. Тогда не будет у нас никакого смущения, не будет завышенных ожиданий от самих себя, от своего присутствия в Церкви.

Дай Бог, чтобы мы это помнили. И тогда всегда сможем задать себе вопрос: сколько лет я живу в подвиге или живу ли я в подвиге вообще? Скорее всего, ответы будут неутешительные, и следующий вопрос тогда: а чего я вообще от себя ожидаю? слава Богу, что есть то малое, которого я уже достиг. Дай нам Бог это малое сохранить и постепенно восходить к совершенному.

Помощи всем Божией! Благодарю всех вас за совместную молитву. Аминь».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ