Мастера Свято-Елисаветинского женского монастыря Минска Республики Беларусь привезли в Челябинск композицию «Христос во гробе» для жертвенника нижнего храма собора Рождества Христова и заключительную часть мозаичного панно «Литургия святых отцов» для алтаря.
Мозаичный фон иконописцы делают из крупных модулей, одежду – из более мелких, лики – из крошечных. Чтобы собрать лик для мозаик челябинского собора уходило порой до месяца. Каждый камушек должен быть неправильной формы, иметь естественный скол. Важны и швы между камнями. При этом смальта подбирается разных размеров, чтобы создавалась «вибрация», картина мерцала и выглядела бархатистой.
«Центральную часть композиции Вселенских учителей мозаики “Литургия святых отцов” мы привезли в Челябинск в декабре прошлого года, – говорит руководитель мастерской в Минске, художник-стенописец Дмитрий Кунцевич. – Смонтировали готовые участки на стене, швы зашили смальтой и золотом на месте. Точно так же сделали с фигурами святителей: сначала выложили их в специальный раствор в мастерской, а на днях доставили в собор. Размер мозаики составил около 15 кв.м. Сегодня в Челябинск приехали художники-мозаисты, которые в течение десяти дней будут монтировать фрагменты и зашьют швы».
Мозаику и материал для ее завершения доставили из Минска в Челябинск грузовой машиной. Погодные условия: мороз, жара, солнце, осадки – не страшны для мозаики. Главное, хорошо упаковать – вес немаленький. Лик Спасителя и мелкие детали привезли с собой на самолете.
«Вторая мозаика “Христос во Гробе” выполняется целиком, у нее сложная форма ниши, и сам образ непростой, даже для хорошего мастера, – подчеркивает Дмитрий Кунцевич. – Поясное изображение Христа со скрещенными руками на груди требует от художника высокой квалификации, профессиональных знаний. Работу привезли в Челябинск и начали устанавливать в нишу нижнего придела собора».
Над челябинскими мозаиками трудились около 30-ти мастеров.