18 января 2020 года, в навечерие Крещения Господня, или Крещенский сочельник, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Богоявленском Авраамиевом женском монастыре Ростова Великого.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Ростовского округа протоиерей Роман Крупнов, наместник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ростова Великого игумен Августин (Неводничек) и клирики Ростовского благочиния.
По окончании богослужения было совершено великое освящение воды. Эта вода называется агиасмой, или Крещенской водой. Водоосвящение в Церкви под влиянием Иерусалимского устава происходит два раза: в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления.
В завершение владыка Вадим произнес проповедь для молящихся:
«Этот праздник удивительный. Он является продолжением праздника явления в мир Христа Спасителя – Рождества Христова. И когда-то в ранней Церкви эти праздники были совмещены и праздновались в одно время. Крещение Господне произошло тогда, когда Христос Спаситель пришел на Иордан и был крещен от Иоанна Предтечи, Его Пророка и двоюродного брата, который на полгода был старше Христа Спасителя… И всё существо его служения заключалось в том, что он был провозвестником пришествия в мир Христа Спасителя и крестил людей в покаяние. И множество людей со всех округ стекалось на Иордан и крестилось от Иоанна. Ибо это было крещение покаяния, омовение от грехов. Предтеча призывал народ покаяться в своих грехах, чтобы они были достойны пришествия в мир Христа Спасителя.
Праздник Богоявления называется так потому, что в этот момент разверзлись небеса и голос был с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Мф. 3:17). И в то же время над Христом Спасителем в виде голубя почил Дух Святой. Всё естество Святой Троицы явилось именно тогда, в момент Крещения. Благоволение Божие было на Христе Спасителе, и оно предвосхищало и сопровождало всё Его служение, оно неотступно с Ним пребывало как Отеческая любовь к возлюбленному Сыну, никогда не оставляя Его.
Мы с вами, живя в мире, иногда порой сами отталкиваем от себя Бога. Но Господь нас не оставляет. Он всё равно нам покровительствует. Он любит нас, принимая нас такими, какие мы есть, с желанием исправить нас, помочь нам, с желанием того, чтобы мы стали на путь покаяния, чтобы мы вступили на тот путь, о котором Христос Спаситель говорит: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин. 14:6).
Вот почему сегодня, вступив в празднование Богоявления, каждый из нас должен задуматься, с каким чувством встречает он явление Божие, насколько путь его является прямым и исправленным для того, чтобы внутрь себя принять Духа Святого. Задумавшись об этом, еще не поздно сказать: "Господи, прости!", еще не поздно обратиться к Нему, поразмыслив над жизнью своей, постараться избавиться от того, что отягчает нашу совесть».
Краткая справка
Авраамиев Богоявленский монасты́рь – древнейший по времени основания православный мужской монастырь в Ростове Ярославской области. В прошлом, как и многие русские средневековые монастыри, имел облик монастыря-крепости, но крепостные стены были утрачены. Предание об основании монастыря содержится в житии прп. Авраамия Ростовского. Согласно преданию, на этом месте некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись древние жители этих мест. Он был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл, – им и был сокрушен идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь.
В исторической науке вопрос о времени и обстоятельствах основания монастыря считается спорным.
Жезл Авраамия долгое время хранился в монастыре. Перед походом на Казань царь Иоанн Грозный совершил паломничество в монастырь и взял отсюда жезл Авраамия. После взятия Казани царь в 1553–1555 годах построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня – один из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого Иоанном IV по взятии Казани (1552); также один из первых многопрестольных храмов середины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей.
В Смутное время монастырь был разграблен поляками. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская (1650) и надвратная Никольская (конец XVII века) церкви.
В 1914 году на территорию обители были временно переведен Евфросиниев Полоцкий женский монастырь.
В 1923 году в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Весной 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 1929 года.
В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе разместили зерносклад, в Никольской церкви – воинскую часть, жилье, в Введенской – детский сад, затем санаторий и наконец вытрезвитель. К концу XX века все постройки требовали срочного ремонта, особенно Богоявленский собор, находившийся в аварийном состоянии.
В 1990-х годах обитель возрождена: в 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андрониковского монастыря, преобразованное в 1994 году в Патриаршее подворье.
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
Настоятельница монастыря – игумения Миропия (Юрченкова).
Богоявленский собор находится в аварийном состоянии. Хотя идут реставрационные работы, но их качество вызывает большие претензии у градозащитников и органов охраны памятников. Элементы и конструкции, возводимые взамен утраченных, не соответствуют историческому облику. В 2015 году при проведении работ произошло обрушение сводов паперти.
В июле 2012 года из Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря были торжественно перенесены мощи прп. Авраамия Ростовского в основанный им монастырь, где ныне пребывают в Никольской надвратной церкви. При монастыре существовали керамические мастерские. Сестры ведут хозяйство. Для паломников устроены чайная и небольшая трапеза, где можно приобрести монастырскую продукцию.