Насельницы Вознесенского Оршина женского монастыря в очередной раз посетили места захоронений сестер, покинувших обитель после ее закрытия безбожными властями в 1919 году.
Судьбы монахинь в изгнании сложились по-разному, и лишь некоторое время назад удалось найти могилы двух из более чем ста сестер. Одна из них, благочинная монастыря монахиня Алевтина (Лебедева), нашла себе пристанище в деревне Погорелец Лихославльского района, была похоронена в 30-е годы на кладбище близ деревни Вырец. Ее келейница послушница Александра прожила почти 90 лет, она покоится на погосте села Никольское Рамешковского района.
Эти сведения стали известны благодаря краеведу Т.Н. Кременецкой, почетному гражданину Рамешковского района, автору многочисленных книг об истории сел и деревень Никольского округа Тверской области. Ее жизнь – настоящий подвиг, в основу которого положен беззаветный труд по сохранению исторического наследия нашей страны. А с помощью уроженки здешних мест и давней помощницы тверских монастырей М.И. Ильиной были обновлены могильные кресты и оградки.
Сестры помолились, спели литию о упокоении приснопамятных матушек и украсили их могилы живыми цветам.
***
Монахиня Алевтина (Анна Михайлова) была благочинной Оршина монастыря с сентября 1910 года. Изначально послушница Новоторжского Воскресенского монастыре, в 1903 году была переведена в Вознесенский Оршин монастырь и стала одной из первый сестер, пришедших в обитель вместе с матушкой Евдоксией, когда Оршин монастырь преобразовали в женский. В 1904 году Анну Михайлову облекли в рясофор, а 26 октября 1905 года постригли в монашество. До назначения на послушание благочинной мать Алевтина проходила послушание просфорницы и была старшей церковницей.
Что было с ней после закрытия обители, рассказывает в своей статье о деревне Погорелец краевед Таисия Николаевна Кременецкая:
«От угрозы ареста и заключения в лагерь благочинная матушка Алевтина была спасена бывшей крестьянкой деревни Ильино Александрой, послушницей Оршина монастыря. Она увела лесами, через болото озера Святого, в Погорелец свою начальницу, благочинную. Поселила ее в Погорельце, у родни. Прислуживала ей в маленьком доме, за домом родни, на задах. Было благочинной матушке Алевтине в 1918 году 54 года. Стало быть, в 30-е годы было ей около 70 лет. К матушке Алевтине за советом и духовной помощью ходили многие погорельцевские женщины. Была она очень грамотной: книг, икон в доме много имела. В церковь Знамения в селе Вырец ходила эта монахиня. Похоронили ее на кладбище в селе Вырец. В изголовье ее могилы – толстая ель, единственная на этом кладбище».
Через какое-то время после того, как в 30-х годах монахиня Алевтина отошла ко Господу, дом, в котором жила послушница Александра, сгорел. Александра пошла просить милостыню. Через некоторое время ее приютила у себя одна многодетная женщина, послушница стала помогать с детьми. Рассказывают, что она строго постилась, прожила примерно девяносто лет и похоронена в селе Никольском.