В Александро-Невской лавре прошел круглый стол «Древние монашеские традиции в условиях современности»

21 января 2019 года, в преддверии XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, в Духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры «Святодуховский» состоялся круглый стол «Древние монашеские традиции в условиях современности». Мероприятие возглавил благочинный монастырей и монастырских подворий Санкт-Петербургской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

В круглом столе приняли участие настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), насельники Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни иеромонах Филарет (Коноплев) и Авель (Филипенко), братия лавры, насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Поводом для обсуждения особенностей и характерных трудностей, связанных с молодым поколением монашествующих, стала тематика Рождественских чтений этого года, посвященная молодежи, принципам ее свободы и сферам ответственности.

Епископ Назарий определил повестку круглого стола, в которую вошли темы, посвященные основным характеристикам «молодого монашества», проблемам ответственности в воспитании молодых послушников, важности приобретения благих навыков в первые годы жизни в обители, пользе и негативным последствиям от современных технологий в монашеской жизни, внутренним и внешним трудностям, с которыми встречается новоначальный послушник.

О различиях между городскими монастырями и отдаленными обителями, их внутренней жизни и уставах зашла речь в начале обсуждений. По словам владыки Назария, в условиях современных реалий положения внутреннего устава городского монастыря труднореализуемы. Епископ Назарий предложил сделать сравнительный анализ уставов главных монастырей, отметив положения, которые устарели с течением времени и стали историческим свидетельством устроения древних монастырей.

«Естественно, основы монашества должны быть незыблемы, это догматика монашеского устроения, наш стержень и опора. Но, к сожалению, исходя из реального положения дел на сегодняшний день, две трети приходящих в современные монастыри неспособны реализовать в своем служении все те внутриуставные положения, которые переходят из поколения в поколение от древних монастырей. 

Если отвечать на вопрос, от чего отрекается современный молодой послушник, придя в монастырь, могу сказать, что, на мой взгляд, ни от чего, – продолжил епископ Назарий. – Всё, что у него было в миру, он и приносит в монастырь. И тогда братия сталкивается с очередными трудностями мирского влияния, а иногда и подпадает под него. Именно источник будущего монашества является одной из основных проблем, связанных с современными монастырями. С одной стороны, наблюдается нехватка желающих посвятить свою жизнь Богу в монастыре, а с другой стороны, из-за угрозы, приходящей к нам из мира, стирающей грани, я беспокоюсь за тех, кто уже выбрал для себя монашеский путь», – сказал владыка наместник.

Среди проблем современного монашества епископ Назарий выделил искушения современными технологиями. Обсуждая правильность использования достижений современных технологий в монашеской жизни, наместник отметил, что любое изобретение можно научиться использовать во благо: «Среди возможностей, которые нам дают современные технологии, таится огромное множество соблазнов, но можно использовать эти технологии с пользой и разумением, имея правильную цель и духовный опыт».

Молодые послушники не лишаются ни свободы, ни ответственности за свои поступки. По словам наместника, «Господь дает широкую свободу человеку. Но человек, особенно тот, кто пришел в монастырь служить Богу, должен выбрать только то направление свободы воли, которое приведет его к спасению. А свобода без Бога – это беспредел. И если отречения от такой свободы не наступает с приходом в монастырь, то на путь спасения души встать не получится даже в стенах обители».

С докладом об особенностях внутриуставной жизни современного женского монастыря, а также о трудностях, с которыми сталкивается молодое женское монашество, выступила игумения Илариона. Среди первоначальных трудностей молодых послушниц матушка Илариона выделила психологические аспекты, связанные с отказом от мира, освоение навыка послушаний.

«Если говорить о молодом поколении послушниц, то, к сожалению, нужно констатировать, что оно страдает бессилием как физическим, так и духовным. Чтобы молодого человека настроить на работу духа и тела, нужно приложить массу усилий и времени, несмотря на его способности и желание. Размышляя о том, почему в монастырь не стремятся прийти молодые люди, а также о проблеме "вымирания" монастырей, я сравнила нынешний период с периодом рассвета женского монашества в России. Исходя из этих сравнений, можно определить, что на Руси в XIX веке существовали крестьянское сословие и интеллигенция, из которого пополнялись ряды послушниц в женских монастырях, и средний возраст молодых послушниц был 20 лет. Сейчас, к сожалению, нет социального сословия, к которому можно было бы обратиться с призывом к монашеству. Сословий социальных не осталось, зато люди теперь делятся по страстям. Социальная деятельность Церкви сейчас ориентирована на неблагополучные категории населения, которые, в свою очередь, и дают приток послушников. Трудности подобных социальных слоев населения формируют проблемы современных монастырей. Приходы храмов не дают ни монашествующих, ни духовенства. В воскресных школах почти не ведутся беседы о монастырях. Идеалы монашества уходят из церковного сознания. Все эти факторы уменьшают возможность притока благочестивых людей в монастыри», – считает матушка Илариона.

На круглом столе также зашла речь о налаживании взаимоотношений и преемственности между монастырями и приходами, о важности повышения уровня знаний духовных основ мирянами и привлечении в качестве учителей и наставников насельников и насельниц монастырей. Епископ Назарий предложил ввести среднюю ступень духовного образования, которая была бы продолжением обучения в воскресной школе и предшествовала бы поступлению в духовные семинарии и академии. Кроме того, наместник поделился опытом создания образовательных курсов с начальным изучением дисциплин, входящих в программу первых классов семинарии на базе Александро-Невской лавры.

Материалы по теме

Публикации

Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь