В Черноостровском монастыре прошла конференция «Вера и творчество в монашеской жизни. К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского»

9 сентября 2021 года в духовно-просветительском центре «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославце Калужской области прошла международная монашеская конференция «Вера и творчество в монашеской жизни. К 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского» в рамках XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

Председателем конференции по направлению XIV «Древние монашеские традиции и современность» XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии выступил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, заместителем председателя – игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря; ответственным секретарем выступила игумения Параскева (Ляхова), настоятельница Женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери в г. Калуге.

Модератором пленарного заседания выступила игумения Параскева (Ляхова). В работе международной конференции принял участие почетный гость со Святой горы Афон – настоятель кельи святого Харалампия Нового скита схимонах Иларион.

Пленарное заседание открыло приветственное слово епископа Тарусского Иосифа, викария Калужской епархии, заместителя Председателя Организационного комитета чтений. В этом выступлении прозвучали слова о Первообразе творчества – творении мира Богом-Словом, Премудростью Божией, Духом Святым. О вере истинной как даре Духа Святого и истинном творчестве как соучастии в Божественном творении, достигаемом через очищение, просвещение и обожение.

Второе выступление конференции – доклад почетного гостя схимонаха Илариона, настоятеля кельи святого Харалампия Нового скита «Вера и творчества в жизни Афонского монаха». Звучали слова о практическом воплощении Святоотеческого идеала монашества в вере и творчестве в делании святогорских монахов-подвижников, наших современников и предшественников, наследников духовной семьи преподобного старца Иосифа Исихаста и пещерника. Величайшее творение человека, соединяющее его с Богом, это не здания, не пророчества и не чудеса. Это молитва, через которую монах соединяется с Богом и получает от Него то, ради чего был создан – образ и подобие Божие. Сегодня мир живет в великом смятении, великом искушении. Враг старается разделить людей, но он не справится с этим, так как причина создания нас Богом – любовь. Именно любовь и молитва должны противостоять в нашей духовной жизни всем искушениям и разделениям. Делание любви, исполнение заповедей Евангелия составляют ежедневное творчество монаха.

Третье выступление конференции – доклад архимандрита Георгия (Евдачева), наместника Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря Калужской епархии «Иисусова молитва как монашеское творчество в Евангелии и сочинениях святителя Григория Паламы». В докладе рассматривался вопрос о стяжании Божественной энергии, стяжании благодати через молитву как воплощение Имени Божия и священные символы – Крест Христов и иконописные изображения. В докладе описывалась роль веры, пост, исполнения евангельских заповедей в приобщении к благодати и в обретении молитвы.

Четвертое выступление конференции – презентация книги «Ночами снится, что мы просто сестры» игуменией Анастасией (Мордмиллович), настоятельница Казанского девичьего монастыря, Калуга. Сама книга об истории монастыря являет собой пример монашеского творчества, и ее содержание затрагивает тему конференции – «Веру и творчество в монашеской жизни» – через вопросы о доверии к наставнику, о послушании и его плодах, самоотвержении, о покаянии, очищении и созидании души в монастыре, расцвете творческих способностей в монастыре.Игумения Анастасия в своем выступлении рассказала об истории создания книги – коллективном творчестве по ее написанию игумениям и и настоятельницами женских обителей в разных концах нашей необъятной страны, бывшими сестрами Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, а также о значении святогорского монашеского образца для возрождения монашеской жизни в Черноостровской обители. В выступлении упоминались преподобный Иосиф Исихаст, преподобный Софроний Эссекский, Старец Иосиф Ватопедский, Старец Ефрем Ватопедский, а также игумен монастыря Махера схиархимандрит Арсений, сыгравший особую роль в истории монастыря.

После выступления игумении Анастасии слово взял схимонах Иларион и дополнил ее слова своими воспоминаниями о схиархимандрите Арсении.

Следующее выступление конференции – видеодоклад монахини Рафаилы (Чайковской), руководителя мозаичной мастерской Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Монастырское творчество – мозаики – в украшении храмов и зданий Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Был представлен 20-минутный документальный фильм об истории и технике мозаики, иллюстрирующим воплощение византийских традиций мозаики в мозаиках обители.

Далее по программе был показан 12-минутный документальный фильм о схиархимандрите Арсении, настоятеле монастыря Панагии Махера, погибшем 17 лет назад вместе с Александрийским патриархом Петром при крушении самолета по пути на Афон и сыгравшем значимую роль в духовном становлении Свято-Никольского монастыря. После показа фильма игумения Михаила(Осипова), настоятельница Свято-Успенского Лихвинского женского монастыря Калужской митрополии зачитала воспоминания митрополита Лимассольского Афанасия о схиархимандрите Арсении.

Пленарное заседание конференции завершило заключительное слово архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана, руководителя направления XIV «Древние монашеские традиции и современность». В заключительном слове в качестве резюме были представлены святоотеческие наставление апостола Павла о любви к ближнему, «несении тягот друг друга» (ср. Гал. 6:1–2 )

После перерыва конференцию продолжило заседание круглого стола, посвященное 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, на котором было представлено четыре доклада.Модератором выступила Н.Е.Ячник, эксперт Общественной палаты Калужской области, Заслуженный работник культуры РФ.

В первом из докладов круглого стола – выступление Н.Е. Ячник «Оценка христианской философии Ф.М. Достоевского в русской и зарубежной историографии» был представлен обзор наиболее значимых и крупных зарубежных монографий о Достоевском, в том числе написанных представителями русского зарубежья. Второе из выступлений – доклад историка Е.В. Суворовой «Сакрализация Швейцарии в произведениях Достоевского» рассказывал о швейцарском периоде творческого пути Достоевского, его оценках природы этой страны, ее самой и ее жителей через призму духовных понятий «рая» и «ада». Доклад игумении Михаилы (Осиповой)«Преподобный Амвросий как прототип Старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»» представлял анализ образов романа в свете святоотеческого учения о старчестве, послушании и спасении. Доклад игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря «Вера и творчество в жизни и произведениях Ф.М.Достоевского» предлагал святоотеческие ориентиры в понимании веры и творчества великого русского писателя.

Творческий и жизненный путь Достоевского – путь через страдания к очищению и принятию всем сердцем Евангелия и Православной Церкви, давшей его мятущейся душе примирение с Богом и собой, истинную радость и веру. Проведение круглого стола, уровень представленных на нем докладов подтолкнул модератора Н.Е. Ячник выдвинуть предложение по запуску ряда проектов, направленных на сохранение культурного и духовного наследия. Данные проекты должны способствовать объединению вокруг духовно-просветительского центра «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре православного культурного сообщества. Среди возможных направлений работы – источниковедческие исследования по персоналиям настоятелей Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, расстрелянной вскоре после революции братии, создание новой экспозиции, посвященной истории монастыря к 210-летию Малоярославецкого сражения и многое другое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь