В Чувашской митрополии в рамках регионального этапа XXXIV Рождественских чтений прошла секции «Древние монашеские традиции в условиях современности»

11 декабря 2025 года по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в рамках регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» состоялась работа секции: «Древние монашеские традиции в условиях современности» на базе Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской митрополии в стенах Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары.

В сессии приняли участие игумены с братией и игумении с сестрами монастырей Чебоксарской епархии:

Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) с братией, настоятель Александро-Невского монастыря д. Кюрегаси (местечко Каршлыхи) Моргаушского района игумен Мануил (Шитов) с братией; благочинный V округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская» с. Малое Чурашево Ядринского МО (подворье Свято-Троицкого мужского монастыря) игумен Тихон (Першев) с братией; благочинный III округа, настоятель собора святого равноапостольного князя Владимира г. Новочебоксарск архимандрит Гурий (Данилов); настоятель Свято-Троицкого храма с. Абызово Вурнарского МО игумен Митрофан (Арланов); настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская» с. Анат-Киняры Чебоксарского МО, руководитель Паломнического отдела Чебоксарской епархии, иеромонах Феодосий (Аксенов); настоятельница Спасо-Преображенского женского монастыря г. Чебоксары игумения Сергия (Рузавина) с сестрами; настоятельница Тихвинского Богородицкого женского монастыря г. Цивильск игумения Нина (Волкова) с сестрами.

Руководитель монашеской сессии: игумен Тихон (Першев).

Молитвой «Царю Небесный…» началась работа монашеской сессии.

Наместник мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье) приветствовал участников конференции и произнес краткое вступительное слово.

С первым докладом на тему «Происхождение и наследие лавры мар-Харитона» выступил наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье).

В самом сердце Иерусалимской пустыни находятся руины монастыря Дейр Мар Харитон, укрытого в скалах ущелья Вади Харейтун. Как он появился? Кто был его основателем? Какова его история? Глядя сегодня на руины, никто не может себе представить, что когда-то здесь был один из самых престижных монастырских центров всего восточного христианства.

В менологе Метафраста под датой 28 сентября указано житие святого Харитона, уроженца Иконии в Малой Азии, основателя отшельнических поселений в Иерусалимской пустыне в конце III века. Жизнь святого Харитона, написанная в VI веке неизвестным автором, показывает, что, прибыв в Иерусалимскую пустыню, наш святой попадает в среду, в которой он не является первопроходцем: до него эта священная земля уже была отмечена долгой традицией жизни пустынных обитателей. Монастырское наследие Харитона создавалось в Иерусалимской пустыне на протяжении IV века, когда Святой град Иерусалим активно развивался, и становился религиозным центром всей Римской империи. В диких вади (ущельях) Харитон основал свои лавры, а после него там были построены большинство крупных монастырей Иерусалимской пустыни.

Харитон положил основание монастыря Фаран в Эйн-Прат, недалеко от Анатота, но нарастающая известность заставила его бежать в Иерихон, где он основал лавру Дука. Наконец, крайняя жажда уединения привела его в ущелье за Вифлеемом, но куда бы он не шел, за ним тянулся хвост из его учеников. И здесь он был вынужден основать Суккийскую лавру, или просто Сукка.

Из трех основанных Харитоном монастырей лавра Сукка будет иметь наибольшее влияние до XIII века, став крупным научным центром по обучению и переводу текстов.

В свете жизни Мар Харитона, агиографических и археологических литературных источников отец Василий раскрыл оригинальность лавры Сукка, чья слава оказала ключевое влияние на христианство в этом регионе. Обратил внимание присутствующих на богатство библейского наследия этого места, что послужило духовной опорой для появления святого Харитона в этом уникальном ущелье.

Отец наместник с помощью археологических и архитектурных данных о монастырях, помог слушателям лучше понять, какой образ жизни создал Мар Харитон в Иерусалимской пустыне. Благодаря знанию сведений, будучи сам свидетелем и паломником, храня в сердце тайны Иудейской пустыни, батюшка коснулся некоторых фактов, которые хранят те места, освещенные историей монастырей, раскрыл стиль святости, возможный соблюсти в этих местах, объяснил особенности этих иудейских лавр.

Так же участники конференции рассмотрели судьбу этого монастыря после преподобного Харитона, в византийский период, затем его «золотой век» в арабский период и, наконец, его постепенное исчезновение после ухода крестоносцев.

Доклад отца Василия сопровождался множеством интересных слайдов, иллюстраций и фотографий по теме пустынножителей и древней истории Иудейской пустыни.

Второй докладчик – иеромонах Антоний (Сорокин) продолжил тему отца архимандрита по палестинскому монашеству Византийского периода, что было его дипломной работой в Нижегородской Духовной семинарии. Вдохновленный рассказами отца наместника, отец Антоний и выбрал эту тему для защиты диплома. Иудейская пустыня имеет свою собственную, совершенно уникальную историю, отмеченную эсхатологическим климатом: жизнь христианских аскетов готовилась здесь на протяжении веков, на протяжении всей истории избранного народа. Это святое место патриархов и пророков, Илии и Иоанна Крестителя, которые были образцами для всех монахов от Востока до Запада. Докладчик затронул период монашества V-VI вв. Рассказал про особенности жития Евфимия Великого, преподобного Кириака.

Если отец Василий остановился на устроении келий, особенного образа жительства, устава пустынников, их рукоделии и других занятий, то отец Антоний рассказал о молитвенном делании святых отцов.

Третьим докладчиком был иеродиакон Сергий (Дмитриев). Он поделился так же своей дипломной работой, которую защитил в этом году в Казанской Духовной Семинарии. Тема его доклада была: «Митрополит – монах» о всеми любимом, ныне почившем, митрополите Варнаве (Кедрове). Тепло был принят доклад о. Сергия.

Завершающий доклад был о искусственном интеллекте в нашей жизни.

Монах Михаил (Николаев) постарался рассказать о положительных и отрицательных сторонах современной эпидемии.

Подводя итог докладу по ИИ, архимандрит Василий обратил внимание братии, как быстро мы от монашества IV века, когда для монахов главной проблемой было, где достать воды на день, перешли в современный мир, который нам предлагает не думать, а значит никогда не узнать о рассудительности.

В то же время батюшка сказал, что любой искусственный интеллект разработан человеческим интеллектом, человеческим разумом, поэтому всегда стоит поддерживать свой ум в труде. Как если желудок не получает достаточно пищи, усыхает, так и мозг усыхает, если не давать ему пищу для работы.

По всем темам имелись суждения. Архимандрит Гурий (Данилов) по докладам внес краткие дополнения.

Поблагодарили докладчиков за проделанную работу.

Пением «Достойно есть…» монашеская конференция завершила свою работу.

Отец наместник пригласил всех присутствующих присоединиться к братской трапезе.

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Чебоксары
Чувашская Республика, Чебоксары, улица Константина Иванова, 1
Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Чебоксары
Чувашская Республика, Чебоксары, улица Константина Иванова, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Женский монастырь в честь святых Жен-мироносиц в селе Клыково
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Воскресенский женский монастырь города Мурома
Женский монастырь в честь великомученицы Екатерины п. Родники
Свято-Троицкий женский монастырь с. Совхозное
Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь, г. Керчь
Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь