12 апреля 2021 года, в понедельник 5-й седмицы Великого поста, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре началась выпечка артосов. До Пасхи нужно успеть изготовить не менее ста пятидесяти артосов – не только для самого монастыря, но и для подворий, и для скитов обители.
Выпечка артоса началась с молебна на начало благого дела. Молебен в монастырской просфорне совершил клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Олег Зырянов, на нем молились монастырские сестры-просфорницы, которые будут печь артосы, и сестры-пекари, которым предстоит изготовить пасхальные куличи.
Выпечка артосов – сложный и длительный процесс. Тесто для артоса практически не отличается от просфорного, в его состав входят те же ингредиенты: вода, мука, соль и дрожжи.
Сестры трудятся в две смены. Выпеченные артосы остывают и утром их относят в холодильник для хранения до праздника Пасхи.
За одну выпечку сестры изготовляют восемь артосов. В день совершается две выпечки.
Краткая справка
Артосом называется особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ целостности Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.
Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики и последователи собирались на общую молитву и, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.
Продолжая апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
В Дивеевской обители эта традиция сохраняется: всю Светлую седмицу артос лежит у открытых Царских врат, а после каждой Божественной литургии священство, сестры и прихожане совершают с артосом крестный ход по святой Канавке. Затем при пении тропаря его приносят в трапезную. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни. После трапезы совершается возношение артоса, а потом при пении 9-й песни пасхального канона он снова переносится в храм. В субботу Светлой седмицы совершается чин раздробления артоса, после чего его раздают всем прихожанам.