Празднование Рождества в 2022 году в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре прошло традиционно широко – с Рождественскими представлениями и множеством подарков, которые являются также символом этого праздника, напоминанием о Волхвах, которые принесли Родившемуся в этот день Царю Мира и Спасителю свои дары.
В прошлом году в связи с пандемией появился обычай устраивать праздничную елку для детей в центре города Малоярославца на площади с живым «Рождественским вертепом» с осликом, телятами, козлятами и другими животными, окружавшими Новорожденного Богомладенца в Вифлеемской пещере.
Рождество – это особенное время, когда вся земная тварь, празднуя рождение Спасителя, приносит Ему свои дары. «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – дивление; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву», – поется в одной из стихир на Рождественской вечерне. А что мы можем дать Христу в этот день? В первую очередь постараться подарить праздник и послужить тем, кто носит образ Божий, образ Христов… Детям, да и взрослым тоже, чтобы они почувствовали себя в этот день детьми, и вспомнили о словах: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
По окончании ранней и поздней Божественной литургии в Свято-Никольской Черноостровской обители состоялись праздничная трапеза и Рождественское представление в большой трапезной монастыря.
В трапезной монастыря дети и взрослые встретили Рождественских волхвов, ведущих нагруженного подарками «верблюда», спешащих поклониться новорожденному Царю Славы. Послушали мечтающих о вечной жизни «снеговиков», рассуждение которых раскрывали тайну прихода в мир смерти и тления. Пробежал спешащий куда-то «почтальон Печкин» с письмом от Деда Мороза для «снеговиков». В танце прокружились под космическую музыку «звезды». Пронеслись в вихре вальса «снежные метели». Под музыку «Русского танца» из «Лебединого озера» П.И. Чайковского проплыли «царевны-лебеди». Танец «Кабы не было зимы» показал традиционные русские зимние забавы – игру в снежки и катание на «Тройках». Танец «Снежные узоры» рассказал о красоте зимы и севера. «Деревенские посиделки» – о традиционных народных гуляниях. Танец «Рукодельницы» – о традиционных народных промыслах – прядении, вязании и вышивании.
В финале представления появились празднующие Рождество «белые медведи», танцующие вместе с девушками в традиционных финских костюмах финскую польку. Вместе с «Дедом Морозом» и «Снегорочкой» появился и «северный олень», везущий санки с подарками. Подарки достались всем – и детям, и взрослым, и сестрам, и прихожанам, и гостям… и даже сказочным снеговикам, получившим от Деда Мороза путевку на далекий север, где всегда снега.
После поздней Литургии прихожан монастыря и гостей Малоярославца поздравили глава городской администрации М.А. Крылов и космонавт-испытатель, герой России Ю.И. Маленченко.
Самое интересное представление получилось на площади перед Центром Российского кино рядом с духовно-просветительским центром «София». Здесь на открытой сцене тоже появились «снеговики», «белые медведи», волхвы и другие персонажи из представления, которое было показано в трапезной монастыря. Были тут ведущие и актеры центра культуры «Огонек», которые помогли монастырю организовать праздник на площади: «Дед Мороз» со «Снегурочкой», и «Медведь» с «Котом Леопольдом» и даже «Печка». Были и традиционные «Скоморохи»-зазывалы, которые организовывали игры и хороводы у елки.
Посетить представления и получить подарки смогли в общей сложности более 500 человек – детей и взрослых, жителей и гостей Малоярославца.
Для пришедших на праздник юных зрителей была возможность пообщаться и сфотографироваться с «Рождественскими животными».
Огромная подсвеченная новогодняя городская елка и световые гирлянды создавали на площади под уже темнеющим небом особую праздничную атмосферу и тоже напоминали о Рождественском небе над Вифлеемской пещерой, к Тайне которой призывало прикоснуться праздничное представление.