13 декабря 2017 года в Свято-Тихвинском Богородицком женском монастыре Бузулукской епархии почтили память игумении Херувимы (Волгушевой), которая управляла монастырем с 1899 по 1929 гг.
В этот день епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий отслужил панихиду по пострадавшим сестрам в сослужении клириков монастыря.
За богослужением молились настоятельница возрождающегося монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова) с сестрами, прибывшие из Москвы, Оренбурга и Петербурга родственники игумении Херувимы. Они рассказали, как заинтересовались своим родом; стали искать в архивах и узнали, что у них в роду были даже монахини.
По завершении богослужения состоялась поминальная трапеза, за которой епископ Алексий и краевед Сергей Колычев обсудили вопрос о том, что для составления более детального жизнеописания игумении Херувимы необходимо, в первую очередь, получить доступ к обвинительным делам 1918, 1929 и 1937 годов, внимательно изучить родословную настоятельницы, изучить документы времени ее управления монастырем.
Решение этой актуальной научно-биографической задачи позволит собрать комплекс документов, которые будут представлены на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации.
Краткая справка
В 1929 году монастырь был закрыт и многие сестры арестованы и сосланы в разные лагеря Казахстана. По возвращении из ссылки матушка Херувима жила в Бузулуке в частном доме.
В 1937 году ей было уже 76 лет. И, несмотря на такой почтенный возраст, настоятельница монастыря, по мнению богоборческой власти, самим фактом своего существования представляла опасность для действующего строя. Взгляды многих бузулучан и сельских жителей были обращены на настоятельницу, которая жила подле стен закрытого монастыря в небольшом доме и своим образом жизни свидетельствовала о Христе. Игумения Херувима по своему официальному положению занимала серьезное место в дореволюционной иерархии Бузулука; авторитет и влияние старой настоятельницы не умалили ни гонения, ни отстранение от управления монастырем.
В 1937 году тройкой НКВД она снова была арестована и вместе с благочинной монастыря приговорена к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года в Зауральной роще г. Оренбурга. Официальная реабилитация в 1989 году подтвердила фактическую невинность игумении.