В Свято-Успенской Святогорской лавре (Донецкая область, Украина) возродили древний обычай творения хлебов, который предполагает выпекание хлеба в дровяной печи. Возвращение к старинной традиции обусловлено суровыми реалиями военного времени из-за перебоев с электричеством.
Святогорская лавра, будучи восприемницей древнего монастыря во Святых Горах на Северском Донце, следует традициям, выработанным веками в церковном чиноположении, службам и правилам общежития православных обителей, которые закрепляются в Уставе, – рассказывают на сайте лавры.
Святогорская Успенская пустынь еще при своем возобновлении в 1844 году восприняла Устав Глинской пустыни Курской губернии, который в свою очередь был занесен в Софрониевскую пустынь из монастырей Святой Горы Афон. В главе XVI второй статьи Устава Святогорской пустыни был подробно прописан чин творения хлебов, который предполагает выпекание хлебов в печи на дровах. Там в частности указано: «Егда же приспеет время месить хлебы, хлебопекарь идет в церковь и, сотворив три поклона, возвещает экклезиарху, и он определяет иеромонаха для благословения мешания хлебов».
Совершение чина творения хлебов возложено на иеромонаха Григория (Андрицьо), который несёт послушание старшего по пекарне. Он рассказал о том, как происходит творение хлебов сегодня. Находясь в хлебопекарне со своими помощниками иеродиаконом Макарием (Реницей) и иноком Никитой (Ивановым), они с 5:30 утра заняты приготовлением теста. Отец Григорий рассказал об уставной традиции перед каждым послушанием брать с молитвой благословение у чудотворного образа Пресвятой Богородицы в храме на свои труды.
О технологии приготовления теста для хлебов и используемом при этом оборудовании в хлебопекарне рассказал иеродиакон Макарий. Он показал весь цикл приготовления теста с добавлением муки, воды, соли, размешивании до нужной консистенции на тестомесильной машине. Готовое тесто было доставлено в старое монастырское здание просфорни, где по благословению наместника митрополита Арсения около 20 лет назад была устроена русская печь на дровах.
Отдельно в старом монастырском уставе прописан чин поварской службы. Это глава XVII, где подробно описано следование чина, начиная от благословения настоятеля и разведения огня до завершения приготовления снедей и подачи их братии. Свидетельницей совершения древнего обряда выпекания хлебов стала княжна Елена Горчакова, побывавшая в Святогорской обители в конце 80-х годов XIX в. и оставившая путевые заметки под названием «Святогорская Успенская общежительная пустынь». В них она пишет: «Хлебопекари и повара приступают к своим послушаниям с особой молитвой и с благословения настоятеля; для разведения огня в поварне повар каждый день возжигает свечу от неугасимой лампады, горящей в соборе перед чудотворной иконой Спасителя».
По завершении чина творения хлеба в монастырской пекарне хлебы подаются на братскую трапезную, где трапезники режут хлеб. Сегодня монах Тарасий (Рябошанский) выполняет это послушание. По завершении нарезки хлебы подаются на столы, где во время трапезы братия, вкушая хлеб, сотворённый в печи на дровах, оценивает его вкусовые качества и то, с каким усердием и прилежанием о. Григорий и его помощники исполнили своё послушание.