Епископ Панкратий возглавил инспекционную поездку Комиссии Отдела по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии

С 28 по 30 июня 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий возглавил инспекционную поездку Комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии.

Члены Комиссии Отдела посетили три монастыря и ознакомились с образовательным уровнем монашествующих, внутренней духовной жизнью и социальной деятельностью обителей епархии. 

Началась поездка с посещения Сяндемского Успенского женского монастыря. У Святых врат обители Комиссию встречали настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами.

Далее в Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре Комиссия встретилась с наместником обители архимандритом Иларионом (Кильгановым).

В данной обители совершается полный суточный круг богослужений, каждый день служится Литургия. Монастырь понемногу восстанавливается после долгих лет запустения при советской власти. В настоящее время действуют три храма, хотя восстановительные работы в них продолжаются: еще необходимо написать иконостасы для летнего Преображенского и зимнего Всехсвятского храмов.

«В каждом монастыре возрождается монашеская жизнь, – рассказывает руководитель инспекционной поездки, член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Сейчас многие обители напоминают Валаам двадцать пять лет назад, времени начала возрождения обители, когда все наши бытовые нестроения и неурядицы преизобильно покрывала благодать Божия.

Меня как игумена Валаамского монастыря радует, что в каждой из этих святых обителей прослеживаются связи с островом Валаам, нашей “северной и честной Лаврой“, так как все они были основаны иноками Валаама. 

Мы помним, что на рубеже XV–XVI вв. Валаам именовался “честною и великою Лаврою“, являясь духовной колыбелью для многих монастырей России. Монахи приносили строгий иноческий устав, аскетизм, трудолюбие братии, их жертвенность, непрестанную молитву. И именно в таких поездках особенно чувствуешь важность существования таких духовых центров.

Эти обители и пустыньки воздвигаются не на пустом месте, а идет именно историческое возрождение пустынь и монастырей, обителей, насчитывающих не одну сотню лет».

Третьей обителью, которую посетили члены Комиссии, стала Андрусова пустынь. 

«При советской власти от храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий, – рассказывает владыка Панкратий. – И вот что самое поразительное: часть этих фундаментов признали археологическим памятником, и теперь чиновники начинают судиться с историческим владельцем – монастырем, при этом предъявляют астрономические счета на какие-то немыслимые суммы, фактически не давая возможность возводить монастырь на историческом месте».

Члены Комиссии отметили, что в инспектируемых монастырях стремятся жить в соответствии с верными духовными ориентирами. Насельники обителей живут по правильным монашеским принципам, стараясь в меру сил соблюдать евангельские заповеди и монастырские уставы; имея главную цель – Царствие Божие – и стремясь к идеалам, ищут спасения на монашеском пути.

Подобные поездки важны для правильного понимания того, чем живет монастырь: как проходят богослужения, какие отношения складываются между игуменом и насельниками, какие скорби и радости переживает обитель, какие возникают сложности, есть ли чему поучиться у этого братства или сестричества. Опыт других монастырей (как положительный, так и отрицательный) бывает очень полезен: «Одно дело бумаги и отчеты и совсем другое – личное впечатление от обители, когда можно понять и прочувствовать ее атмосферу, дух», – считают члены Комиссии. По их мнению, такие поездки полезны не только для работы Синодального отдела по монастырям и монашеству, но и помогают насельникам отдаленных монастырей почувствовать отеческое внимание и заботу священноначалия.

Краткая справка

Основателем Сяндемского Успенского женского монастыря является святой преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.). В юных годах он пришел на остров Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Впоследствии, уже будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился прп. Афанасий в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер, Сяндема и Рощинского, основал Сяндемскую пустынь.

В обители были возведены два храма: деревянный – во имя Успения Божией Матери, с папертью и колокольней, и каменный – во имя Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. В 1909 году обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь. В годы советской власти обитель была поругана и разрушена. После почти 90-летнего перерыва 31 января 2010 года в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы была совершена первая Божественная литургия. В настоящее время стараниями сестер монастырь начинает оживать и приобретать свое былое благолепие. 

История Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря начинается с 1500 года, когда в эти места для отшельнических подвигов пришел ученик преподобного Александра Свирского преподобный Геннадий Важеозерский и поселился в маленькой пещере почти у самой воды. Преставился преподобный около 1516 года. Он был погребен в своей пещерной келии. В 1520 году здесь подвизался еще один ученик преподобного Александра – преподобный Никифор Важеозерский, который построил деревянный храм в честь Преображения Господня и основал монастырь. 

В 90-х годах XIX века в устроении монашеской жизни монастырю помогал св. прав. Иоанн Кронштадтский, несколько раз за это время посетивший обитель, им был освящен вновь построенный на месте сгоревшего деревянный Преображенский храм.

После революции монашеская жизнь в монастыре прервалась. В 1923 году обитель была закрыта, а в ее стенах расположились колония для несовершеннолетних и психбольница. Храмы были осквернены: в Преображенском храме устроили спортзал, во Всехсвятском – сначала столовую, потом клуб.

Монашеская жизнь возобновилась в данном монастыре лишь с 1991 года.


Основание Андрусовой пустыни связано с именем преподобного Адриана Андрусовского, владельца богатого имения. В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления, а позднее стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, дворянин Андрей Завалишин принял постриг в Валаамской обители с именем Адриан.

Спустя несколько лет монах поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озер, к нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви – в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Царь Василий III пожаловал милостыню Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать ее каждые два года. Также государь освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы.

Согласно преданию напротив Адриановой пустыни укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере; атаман потребовал от иноков, чтобы они покинули обитель. Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман смеялся над монахами, но преподобный так долго и смиренно умолял его, что разбойник смягчился и сказал: «Живите».

Через некоторое время атаман столкнулся с другой разбойничьей шайкой, был побежден и скованным брошен в лодку. Однако неожиданно он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», – и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу – и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников за псалмопением. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставшись в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и атаман другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприана Стороженского.

При Екатерине II обитель потеряла самостоятельность, а затем была упразднена. Примечательно, что возобновлен монастырь был в 1817 году именно благодаря Валаамскому игумену Иннокентию, который еще в конце 1780-х годов был дважды чудесным образом спасен в Ладожском озере по молитвам преподобного Адриана. Игумен дал обет постараться восстановить основанную им обитель. Спустя 30 лет, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к исполнению обещания: пустынь была возрождена и приписана к Валаамскому монастырю. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Сурский Иоанновский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь