В Сретенском монастыре Москвы состоялся региональный круглый стол «Пополнение братства обители. От чего зависит?»

3 июля 2024 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялся региональный круглый стол «Пополнение братства обители. От чего это зависит?», в котором приняли участие наместники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей и обителей Московской митрополии.

В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы; Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа); наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Солнечногорский Алексий; наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря епископ Луховицкий Евфимий.

Открывая работу круглого стола, митрополит Каширский Феогност передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел во вступительном слове, обращенном к руководителям монашеских общин, отметил важность темы форума и напомнил, что главным условием пополнения монастырей является любовь. Христианское отношение братии друг к другу и ко всем приходящим в обитель привлекают людей. «Если христианская любовь живет и действует в монастыре, то обитель пополняется. О таком монастыре народ быстро узнаёт. Благочестивая жизнь – лучшая проповедь христианства и монашества», – отметил наместник Московской митрополии. Также среди значимых условий благополучной духовной жизни монастыря владыка отметил личный пример и молитву игумена или игумении, бодрое настроение членов монашеской общины и духовное (старческое) окормление братии или сестричества.

Слово для первого доклада было предоставлено епископу Солнечногорскому Алексию, наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Владыка Алексий озаглавил свое выступление цитатой из Пасхального канона «Иного жития вечного начало…», сделав главный акцент на духовной жизни в монастыре именно как начале жизни вечной. В обитель должны приходить те, кто взыскуют вечной жизни в Боге уже здесь, на земле, и ищут духовного преуспеяния. Известно, что в реальности этот идеал далеко не всегда достижим. Порой, как сказал владыка, Господь приходит к человеку и во грехе, и в падении, буквально вырывая его из греховной бездны. Порой духовная искорка загорается, оттого что человеку просто хорошо и благодатно в храме, при посещении святых мест. В любом случае, к зародившейся у приходящего в обитель потребности быть с Богом игумену, игумении нужно отнестись очень бережно, не только поддерживая это горение, но и уберегая от опасности обольщения. Встреча новоначального с монашеством, помимо вдохновляющей внешней стороны, сразу должна давать чувство внутреннего, духовного наполнения. И здесь нельзя пренебрегать «мелочами», объясняя необходимость послушания, принятия воли Божией, неосуждения, отсечения злых мыслей, творения добрых дел и т. п. Особое внимание игумену и старшей братии нужно обращать на испытательный, послушнический, период, поддерживая новоначальных, беседуя, разъясняя недоумения, а самое главное ‒ относясь к ним с любовью. «Если в обители царствует любовь, все остальное приложится, если любви нет – то не помогут никакие правила, ‒ заметил владыка Алексий. ‒ А чтобы стяжать любовь, нужно приложить большой труд». В завершение доклада Его Преосвященство напомнил об одном преимуществе монастырской жизни: в монастыре с правильным духовным устроением буквально всё «возвращает нас к правде о самих себе, а затем ‒ к истинным понятиям о Боге, мире, людях», помогая тем самым, по милости Господа, стать причастниками «иного вечного жития».

Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, рассуждая в своем выступлении о причинах уменьшения количества желающих поступать в монастыри, назвал внешние и внутренние обстоятельства, под воздействием которых находится современный человек. Среди внешних причин – неблагоприятная демографическая ситуация в регионах, где проживают русские православные люди. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил о необходимости принятия мер на государственном уровне для решения демографической проблемы, – напомнил владыка. Затем епископ Иосиф описал влияние массовой культуры, которая на протяжении последних тридцати лет способствовала формированию в нашей стране общества потребления. Воспитание в молодых людях эгоистического начала, желания комфортного существования, навязывание через виртуальную реальность праздного образа жизни – всё это в корне противоречит христианскому мировоззрению. И, возможно, поэтому сегодня по оценкам ВЦИОМ в России, 66 % населения считают себя православными, а не 80 %, как это было еще 14 лет назад. По мнению наместника Оптиной пустыни, те, кто насаждал ценности общества потребления, по сути являются врагами Церкви.

Говоря о внутренних причинах сокращения послушников, епископ Иосиф уделил особое внимание значению духовничества в монастыре, рассказал о том, насколько важно заниматься окормлением приходящих в монастыри мирян. Владыка также высказал мнение относительно большого количества людей, наполнявших наши обители в 90-е годы ХХ столетия, назвав ту ситуацию, скорее, нетипичной для церковной жизни. В конце ХХ – начале ХХI века многие люди крестились, понимая, что период гонений на Церковь завершился. В монастыри, изголодавшись по церковной жизни, люди шли, не осознавая в должной мере, что такое монашество. Сегодняшнее положение дел, с точки зрения епископа Иосифа, можно назвать нормальным. Судя по статистике, которую представил на Собрании игуменов и игумений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, в ставропигиальных монастырях остро не стоит вопрос необходимости пополнения монашеских общин. Подводя итог сказанному и основываясь на изречении святителя Игнатия (Брянчанинова), владыка высказал такое суждение: «Все члены Церкви, а особенно монашествующие должны своим примером доказывать истинность христианства и непреложность традиционных ценностей... Чтобы изменился мир, надо, чтобы изменилось монашество».

Игумен Сергий (Куксов), наместник Вознесенской Давидовой пустыни в своем сообщении рассмотрел причины, которые побуждают человека стремиться в монастырь, и возможности помощи тем, кто хотел бы остаться в обители. За 12 лет игуменства, поделился отец Сергий, более 600 человек побывали в монастыре в качестве трудников, однако побудительные мотивы у всех были разными. Тем, кто искренне желал жития иноческого, хотелось донести красоту монашества во всей ее полноте, и сделать это, по словам игумена, представлялось возможным, погрузив человека в жизнь монашеской общины. Однако монастырь, находящийся в черте города, был ориентирован тогда на внешнюю деятельность, а недостаток игуменского опыта помешал увидеть необходимость заниматься в первую очередь созиданием духовной жизни монашеской общины. Не умаляя значения миссионерских и просветительских трудов, наместник Давидовой пустыни отметил, что тех, кто стремится к монашеству, все же привлекает в монастыри возможность трудиться духовно. Когда это понимание пришло и внешнее служение перестало занимать главное место в жизни обители, трудники и ученики воскресной школы при монастыре начали изъявлять желание становиться монахами, поступать в семинарию, что является, как полагает отец Сергий, знаком того, что Господь не оставляет Давидову пустынь. Опираясь на опыт руководителя монашеской общины, отец Сергий предостерег игуменов и игумений от того, чтобы давать насельникам чрезмерные физические нагрузки в качестве послушаний. Переутомляясь физически, современный человек часто теряет способность вести духовную жизнь, впадает в уныние и может совсем потерять желание жить в монастыре. Внимание со стороны игумена, любовь и поддержку братии, связь членов монашеской общины друг с другом через молитвенное правило и участие в таинствах игумен Сергий назвал главными условиями благополучной духовной жизни монастыря.

Во второй части своего выступления отец Сергий поделился впечатлениями от поездки в египетские монастыри, которая состоялась 1-6 июня 2024 года в рамках паломничества к христианским святыням Египта.

Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря Сергиево-Посадской епархии представила доклад «“Сей род ищущих Господа…ˮ Духовная составляющая как один из факторов пополнения братства обители», продолжив мысли о том, что для твердого вступления человека на монашеский путь, помимо Божественного призвания, собственного его стремления к богоискательству и богопознанию, способности к подвигу самоотречения, ‒ в обители его должны встретить наполненная духовная жизнь и условия для внутреннего делания. Матушка Тамара напомнила о нескольких периодах расцвета монашества, когда братства и сестричества активно пополнялись: IV век в Византийской империи, начало русского монашества в Киеве, эпоха преподобного Сергия Радонежского, время Оптинских старцев. И всегда в такие периоды самое большое значение имел личный пример подвижничества. В ряду подвижников духа, привлекших многих на монашеский путь, настоятельница подмосковного монастыря назвала и преподобноисповедницу схиигумению Фамарь (Марджанову), основательницу Серафимо-Знаменского скита. Матушка Тамара упомянула о том, что образ схиигумении Фамари и на нее саму в юности произвел сильное впечатление, заронив первые мысли о монашестве, в которых она затем укрепилась, общаясь со схиархимандритом Серафимом (Мирчуком) и его келейницей матушкой Марией, являвшими пример высокой духовной жизни. Игумения Тамара также сказала о благотворном влиянии духовного и трудового воспитания, которое получали люди в прошлом (советская эпоха, отбросив духовную составляющую, хотя бы старалась оставить нравственную и трудовую). Нынче же молодому человеку, привыкшему к непрерывному развлечению внимания в потоке разнородной информации, не знающему самоконтроля и, что всего важнее, зачастую растущему без любви в семье, без тепла во взаимоотношениях, ‒ невероятно трудно усвоить добродетели терпения, послушания, заботы о ближнем…

«Мир неудержимо меняется, и он никогда уже не будет таким, как прежде, ‒ подытожила эти размышления игумения Тамара. ‒ Пополнение братства обители зависит как от духовного состояния самой обители, так и состояния того общества, в котором живет человек, приходящий в монастырь». Исполнять Господню заповедь любви, являть собой в этом пример, несмотря на все противостоящие обстоятельства, ‒ в наше время, может быть, самое главное, что могут дать миру монастыри, чем они могут привлечь и чему научить новое поколение монахов.

Еще одну сущностную сторону монашества раскрыла в своем докладе игумения Алексия (Петрова), настоятельница Серпуховского Введенского Владычнего женского монастыря Подольской епархии. Озаглавив выступление «Монашество: искание нектара Божественной красоты», матушка Алексия, вслед за стихотворением монаха Симеона Афонского, сравнивающего монашеские добродетели с трудом пчелы по добыванию меда, привела обширную цитату святителя Игнатия (Брянчанинова), где монашество прямо называется любовью к Божественной красоте. Мысли автора «Приношения современному монашеству» XIX века вторит наш современник, валаамский скитоначальник схиигумен Серафим (Покровский-Барадель), француз, избравший путь православного монаха: «Наша беда сегодня в том, что чаще всего мы не видим и не замечаем красоты монашеского призвания…»

От того, что увидят паломники в монастыре, зависит, захотят они там остаться или нет, сказала игумения Алексия. По мнению матушки, показать неземную красоту монашества можно через стройное уставное богослужение, благодатную атмосферу в обители, через правильное отношение к монашеству братьев и сестер.

Нельзя не заметить, что больше всего притягивает людей в обители «ощущение дома», упорядоченности, ухоженности. Но первые впечатления паломника от монастыря – это еще не вся монашеская жизнь, подчеркнула настоятельница. Впереди много трудов и искушений. Именно поэтому искус новоначальных не должен быть кратким.

Важным моментом в пополнении братства является молитва игумена и всех насельников. С первых лет возрождения во Владычнем монастыре после полунощницы читается молитва о том, чтобы Господь послал «верных сестер», ‒ поделилась опытом матушка Алексия, заметив в завершение выступления, что, с одной стороны, нужно жить так, чтобы за насельниками хотели пойти в монастырь, но не надо и унывать, если новоначальных оказывается мало: «Ведь от нас произволение, труды, а результат от Бога».

Именно необходимость такого молитвенного обращения к Богу о пополнении братства, а также внимание к ведению личной благочестивой жизни особо отметил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, в своем заключительном слове подводя итог состоявшемуся круглому столу. Его Высокопреосвященство выразил от лица всех участников благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на такие встречи с обсуждением насущных проблем монашества. Владыка также поблагодарил митрополита Каширского Феогноста и возглавляемый им Синодальный отдел за организацию мероприятия, наместника Сретенского монастыря игумена Иоанна (Лудищева) за гостеприимство и всех присутствующих за заинтересованное участие.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь