28 ноября, в день памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Троице-Сергиевой лавры, клирики Стефано-Махрищского монастыря.
За Литургией знаменным распевом пел хор Троице-Сергиевой лавры (регент – архим. Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры).
По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ангелы, которые вывели Лота и его семью из Содома, сказали ему: «Не оглядывайтесь». И когда жена Лота, вопреки указаниям ангелов, оглянулась, то она превратилась в соляной столб. Эта Библейская история – сильный образ для понимания нами того, что нельзя оглядываться.
Есть два пути. Один путь – это путь, когда мы оглядываемся на человека, когда мы ищем сочувствия и одобрения у людей, когда мы ходим пред людьми. И Апостол, и Евангельское чтение сегодня говорили именно об этом: то, что у Бога высоко, то у людей низко, а что у людей высоко, то у Бога низко. И когда мы ходим пред людьми, то мы пред людьми и стараемся, и выполняем их указания, выполняем их требования, мы оглядываемся на людей. Но есть другой путь – путь хождения пред Богом. Это путь, который нам дан в Священном Писании. В Ветхом Завете нам об этом рассказывается в Книге Царств, в повествовании об Илии Пророке.
Илия Пророк никогда не оглядывался, он ходил пред Богом. Он был равнодушен к тому, как оценивают его люди, он не искал славы человеческой, он жил и ходил пред Богом. В этом была его красота, в этом было его величие, и, как сказано в Священном Писании, он ходил пред Богом как Енох и взят был на небо, потому что он совершил подвиг, который был высоким пред Богом и, наверное, низким пред людьми.
Каждый из нас, каким бы маленьким или большим ни был он в этой жизни, – это в горизонтали, а в вертикали мы все пред Богом, все одинаковы пред Ним. И мы отличаемся только тем, перед кем мы ходим. Ходим перед человеком, ищем славы человеческой, ищем одобрения человеческого – это один путь. И мы получаем эту славу человеческую. Или, наоборот, мы ходим пред Богом и равнодушны к тому, что о нас думают люди, равнодушны к тому, как они нас оценивают, нам это не интересно и не нужно, мы не оглядываемся на них – это путь Илии Пророка. И у каждого из нас только два пути: путь хождения пред людьми и путь хождения пред Богом. Путь, когда мы оглядываемся на людей и ищем одобрения и сочувствия, нам важна их оценка нас самих и, наоборот, полное безразличие к тому, что они о нас думают, и всецелое сосредоточение на том, как Господь меня примет и насколько я пред Богом прав.
И подлинное покаяние возможно только тогда, когда мы ходим пред Богом. Когда каждый наш шаг, каждое наше слово, каждая наша мысль в нашем сознании отражается, и мы понимаем, что Господь видит, слышит и знает нашу мысль, наше слово и наше дело. И монашество – это не что иное, как путь хождения пред Богом, когда мы всецело сосредоточены только на Боге, как угодить Богу, а не людям. И, выбрав одно или другое, мы получаем то, что мы выбрали. И когда мы раздражаемся и негодуем, что с нами происходит что-то не то, это очень похоже на то, о чем сказал Соломон: «Глупость человека извращает его путь, а сердце его негодует на Господа»(Прит.19, 3).
Господь дал нам право выбора, и мы выбираем. Господь сказал: «Не называю вас рабами, но друзьями» (Ср.:Ин.15, 15). А друзья – это не невольники, а те, кто добровольно выбрали путь Божий. И да поможет нам Господь в этом. Поможет идти по этому пути и не отчаиваться, когда у нас не будет получаться. Но никогда не оглядываться на человека, дабы не обратиться в соляной столб, который служит нам напоминанием о том, что нужно не оглядываясь идти вперед ко Господу и свою жизнь поверять пред Ним».
Источник: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь