Архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского

2 января 2015 года,  в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре Божественную литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству архиепископу Феогносту сослужили духовенство Троице-Сергиевой лавры и клирики Стефано-Махрищского монастыря. 

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго  Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение и слова Христа Спасителя говорят о том, что, подобно тому, как невозможно, неудобно пройти верблюду сквозь игольное  ушко, так невозможно богатому войти в Царство Божие. Но вместе с тем мы видим примеры из жизни, когда богатые люди наследовали явно Царство Божие.

Олимпиада диаконисса, ближайшая помощница святителя Иоанна Златоустого, была богатейшей женщиной, но наследовала Царство Божие – она святая. Мария Серпуховская, мать Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, героя Куликовской битвы, была очень богатой: до трети Кремля принадлежало ей, – а вместе с тем она святая. И множество других примеров. Архимандрит Симон Смоленский был богат, но пришел к преподобному Сергию и все свое богатство принес ему. Много и других примеров мы знаем: благочестивые цари, князья, купцы, дворяне и нынешние современные богатые люди были богаты, но вместе с тем про них нельзя сказать, что им неудобно войти в Царство Божие. Так о чем же говорится в Евангельской притче?

Здесь два плана. Первый – материальный.  Помните слова в Священном Писании: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). То есть когда человек не прилагает своего сердца к тому, что он имеет или не имеет, он не зависит от своего земного богатства. Но если подумать, богатый – это не тот, у кого много, богатый – тот, кому хватает того, что у него есть. И бедный – это не тот, у кого мало: беден тот, кому не хватает и хочется большего. И очень важно здесь то, как человек расходует свои средства. Когда он живет ради денег, богатства – это несчастный человек. Когда он свои богатства использует во славу Божию – это счастливый человек. И столько у нас примеров людей, которые живут для того, чтобы зарабатывать деньги, но вместе с тем главное в их жизни – благотворительность. И не только церковная благотворительность. Есть люди, которые благотворят театру, искусству, каким-то другим сторонам общественной жизни, но это счастливые люди, и они не рабы своих денег, своего богатства – они хозяева.

Какое это имеет отношение к нам, к тем, кто оставил все? В духовном плане очень простое. Под богатством подразумевается не только материальное благо: под богатством подразумевается наше знание, наше высокоумие. Ведь мы страдаем больше всего, наверное, не от болезней, а от своих помыслов, от своих бесконечных прилогов, которые нам приражаются. И человек думает, что он богат своим знанием, он думает, что он богат тем, что он читал, слышал, и это богатство мешает ему идти за Христом. А для того, чтобы идти за Христом, нужно отречься от своего богатства, то есть от своих знаний, от своего представления о мире. Ведь не зря Господь говорит: кто не примет Царство Божие, как сие отроча, тот не войдет в него. И далее Господь неоднократно указывает на детей и говорит: «Таковых есть Царство Божие». То есть тогда, когда мы становимся простыми по отношению к своему пониманию мира, когда мы отказываемся от своего, а доверяем Богу, – это и есть отказаться от своего богатства, от своего ума, от своих знаний: я уже не верю, а доверяю Богу. Ибо высокоумие – чадо всех ересей. И стоит человеку только поверить своим помыслам, только поставить себе цель приобщиться к большему знанию, как гордыня воспрепятствует ему войти в Царство Божие, воспрепятствует ему принять слова Христа.

Каждый из нас что-то читает: очередные откровения науки, техники, что сказали ученые – и это тоже мешает нам последовать за Христом. И блаженны мы, когда чистым сердцем, отказавшись от всякого знания, идем за Ним. Когда я знаю, то я уже не верю, а когда я верю, то я уже не знаю. И очень важно прилагать свое знание к материальному миру, к трудам, которые нужны нам для поддержания нашего физического благосостояния, но не прилагать наши знания к вопросам веры. В вере мы должны быть просты и доверчивы, как дети. Верить и не сомневаться. И блажен человек, который материальные блага расходует  во славу Божию, блажен человек, который свои интеллектуальные познания не переносит на мир духовный, а занимается этими познаниями в мире материальном, а во всем, что касается веры, он бывает простым и открытым.

Рассказывали историю, которая произошла со знаменитым физиологом Иваном Павловым. Будучи в Ленинграде, он переходил улицу и увидел храм, и, глядя на храм, перекрестился, а на посту стоял дородный краснощекий деревенский такой детина-милиционер. Он посмотрел на Павлова и сказал: «Во деревня!» То есть милиционер больше знал, чем физиолог. У него были «великие знания», но несчастен был этот милиционер. И сколько таких «милиционеров» сегодня в форме, без формы. Гордыня, надменность, псевдообразование делают человека гордым. А гордость – это главное препятствие для веры. Гордость – это то, из-за чего мы никогда не сможем пройти через те самые игольные уши. Нам нужно отказаться именно от этой гордыни и восприять Царство Божие, Евангелие, слова Христа просто и по-детски. А в земном плане трудиться и умножать свои богатства, но расходовать их благословенно и не быть их рабами, а быть хозяевами. Благословен Бог наш, умудряющий нас на всякое время жизни нашей. Аминь».

Источник: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь


Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Константино-Еленинский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь