17 февраля 2015 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно почтили 205-летие со дня кончины монахини-затворницы Досифеи.
В этот день в Иоанно-Предтеченской обители по окончании Божественной литургии была совершена панихида по монахине Досифее, затем сестры обители посетили Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, где поклонились мощам монахини-старицы.
Почитание подвижницы продолжает распространяться. Сестры и прихожане Иоанно-Предтеченского монастыря ожидают прославления во святых старицы Досифеи, перенесения честных мощей ее в родной монастырь.
Краткая справка
Четверть века, с 1785 по 1810 годы, прожила затворница Досифея в тесной келлии. Из них 12 лет полного затвора; по сути, это было заточение. После смерти императрицы Екатерины II, последовавшей 6/19 ноября 1796 года, условия ее содержания по высочайшему указу были изменены. Но монахиня Досифея, приобретшая к тому времени духовный опыт, не изменила привычный образ жизни, избрав добровольный затвор. Однако прослышав о ее подвижническом житии, толпы народа собирались у ее келлии. Матушка выслушивала просьбы и давала советы через окошко. И только в исключительных случаях, как это описано в житии преподобного Моисея Оптинского, прозорливая старица открывала свой затвор.
Последние 2–3 года затворница, по-видимому, изнемогала от болезни, почти никого не принимала, готовясь предстать пред Господом. О болезнях старицы следует сказать особо. В детстве она получила тяжелую травму позвоночника, постепенно вырос горб, образовался перекос в правую сторону, и матушка страдала от сильных болей.
За 25 лет в Ивановской обители сменилось три игумении. Первые годы заточения новопостриженную монахиню Досифею поддерживала, утешала и наставляла опытная игумения Елисавета (Дмитриева). С 1800 по 1806 годы монастырем управляла игумения Мария, ее сменила игумения Елпидифора.
Духовником сестер первоначально был назначен иеромонах Богоявленского монастыря Серапион (+ 1793), а после его смерти сестры избрали иеромонаха Чудова монастыря Макария. Вполне вероятно, что именно эти отцы принимали исповедь затворницы и направляли ее в духовной жизни. Из рассказов современников известно, что митрополит Платон (Левшин) нередко сам лично посещал затворницу.
Старице, наделенной многими духовными дарами, прозорливостью, рассуждением, было многое открыто, душа ее всецело устремлена была к Богу. Известен был ей и день ее кончины, случившейся 4/17 февраля 1810 года.
Через два года, в 1812, монастырь был разорен французами. Келлия затворницы пришла в забвение. А в 60-х годах, когда началось строительство нового монастыря, все монастырские старые постройки были разобраны. Никаких следов ее пребывания в обители не сохранилось. Известно по плану XVIII века только то место, где рядом со святыми вратами с надвратным Казанским храмом находилась келлия подвижницы.
Несмотря на годы забвений, память о ней сохранилась до наших дней. Пришло время, появились ее почитатели. Постепенно открылась и ее роль в становлении старчества в знаменитой Оптиной пустыни. Сама же она продолжает оставаться таинственной затворницей, примером смирения и терпения.