4 сентября 2019 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день памяти прп. Исаакия Оптинского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), заместитель министра финансов российской Федерации А.Ю. Иванов, помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина, заведующая канцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова, насельницы и прихожане обители.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
"Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48). Высота этой заповеди кажется недостижимой, а сама она – неосуществимой. И это, действительно, так. Но в стремлении к этому мы продвигаемся и становимся лучше, чем мы есть сегодня.
Для того, чтобы понять смысл заповеди, нужно вспомнить о том, как Господь говорит о том, что солнце светит и на злых, и на добрых одинаково, а дождь поливает землю и грешных, и святых (см.: Мф. 5, 45). Судя по этим словам, мы должны одинаково относиться ко всем. Но это не бывает так, потому что любовь не есть вседозволенность, а доброта не есть безнаказанность.
Если родители любят своих детей, то наказывают их; если же они не будут наказывать, то дети вырастут беспризорными и обреченными на погибель. Именно в силу любви родители наказывают своих детей, чтобы они стали лучше.
Господь при нашем несовершенстве и часто непотребстве любит нас. Но эта любовь проявляется не только тогда, когда Он нас милует и ласкает, но и тогда, когда Он нас наказывает. Важно понять, что в основе наказания Господа лежит Его любовь к нам. И, как говорит премудрый Соломон, "кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч. 3, 12).
При высоте заповеди о любви к ближним нужно всегда помнить, что любовь должна быть во здравие и спасение. И, когда человек любит, это не значит, что он хочет понравиться. Часто любящий человек делает больно другому. Проходят годы, и мы начинаем понимать, каким благом был тот урок. Хороший учитель – это не тот учитель, который нравится сегодня, а тот, которого человек вспоминает через десятилетия и понимает, что именно он был хорошим учителем. Но самый лучший Учитель – это Господь.
Когда мы говорим о благодарении и вере, то нужно понимать, что вера – это не знание, а вверенность Богу. Тогда, когда мы не понимаем, что происходит, но верим, что происходящее ведет ко благу, во здравие и спасение, вера бывает для нас своего рода спасательным кругом. Когда мы принимаем происходящее с верой, одновременно происходит и наш духовный рост. Он начинается тогда, когда мы выходим из привычной системы координат, оказываемся в непривычной для нас обстановке и всё ново и непривычно для нас. И здесь нужно поверить не в Бога, а Богу, в то, что Он делает всё это из любви к нам. И мы должны так же относиться к ближним в том случае, когда необходимо проявить любовь нравоучением, наказанием, строгими мерами, а они не понимают, что боль, которую мы им причиняем, является проявлением нашей любви к ним. Если мы не ищем от ближних любви, а ищем их блага, то со временем они поймут и будут благодарить точно так же, как мы сегодня благодарим многих наших учителей, не только учителей школьных или профессионального образования, но и учителей по жизни – людей, с которыми когда-то встречались и они были достаточно жестки, требовательны и справедливы по отношению к нам. Именно их мы с любовью и вспоминаем.
Да поможет нам Господь стремиться к совершенству, даже если мы его и не достигнем, и никогда не искать в любви взаимности и благодарности. В любви есть стремление помочь ближнему, самозабвение и понимание того, что близкий человек со временем нас поймет. А если он и далек от этого понимания, будем молиться и надеяться, что он со временем всё же поймет, что наказание было проявлением высшей любви. Аминь».