10 сентября 2015 года, в день памяти преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, и обретения мощей преподобного Иова Почаевского, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга посетил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил Божественную литургию в обители.
За богослужением молились настоятельница обители игумения Людмила (Волошина) с сестрами, прихожане и гости обители.
По окончании Литургии Его Высокопреосвященство поздравил всех с праздником и обратился к присутсвующим со словом проповеди:
«Обычно под словом "богослужение" мы подразумеваем церковную службу, которая совершается в храме. Но богослужение – это не только церковная служба.
В описании Страшного Суда Господь говорит: то, что мы сделали одному из малых сих, доброе или злое, мы Ему сделали. И когда вопрошали некие: "Господи, когда мы Тебя видели нагим, алчущим, жаждущим, когда мы видели Тебя в темнице, когда мы Тебя видели в больнице?" – Господь ответил: "То, что вы не сделали одному из малых сих, вы Мне не сделали ".
У каждого из нас на этой земле есть место для богослужения – сделать доброе ближним своим.
Мы не только временно находимся на земле, но мы находимся на испытании. Раньше человеческому разуму было трудно вместить, как Господь может знать душу каждого человека и видеть каждого. Но если взглянуть на Вселенную, которая управляется Божиим Промыслом, если Господь и ее знает, то что может быть проще для Него?
Вспомним замечательные слова, которые сказал Ангел, когда пришел к Аврааму и Сарре: "Есть ли что трудное для Господа?" В этих словах содержится и упрек, и вопрос к человеку. Есть ли что трудное для Господа? Нет. А для нас есть труд – потрудиться и свою жизнь превратить в богослужение – жизнь в хождении пред Богом.
Хождение пред Богом – это такая жизнь, когда мы, думая, говоря, делая что-то, всегда даем себе отчет, что Господь слышит, и видит, и знает. Невозможно пройти жизнь чистым и не согрешить. "Несть человека, иже жив будет и не согрешит". Един Господь без греха.
Когда мы исповедуем пред Господом свои грехи, когда мы не оправдываем себя обстоятельствами или какими-то внешними воздействиями, это и есть хождение пред Богом. Господь милует и прощает того, кто пред Ним ходит, того, кто не скрывается от Бога, а перед Ним исповедует все свои немощи и в то же время стремится сделать доброе ближним своим. Вся жизнь такого человека есть не что иное, как богослужение, и в этом смысл и цель нашей жизни. Нет другой цели и другого смысла, кроме хождения пред Богом, кроме богослужения. А надежда у нас одна: велика милость Господня, и Он тех, кто исповедуется Ему, кто ходит пред Ним, не оставит сирыми и убогими.
Иногда бывает так, что человек, приходя в Церковь, начинает исповедоваться и страшиться своих грехов, думает, что никогда не спасется. Это прелесть, ибо нет грехов непрощенных, есть только грехи нераскаянные. Когда мы ходим пред Богом и, придя в храм, набираемся мужества и говорим священнику то, в чем согрешили пред Богом, в этом наше возрастание в Духе Святом. И это наш путь – путь в вечность, туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, туда, где жизнь бесконечная. Но путь этот лежит через земную жизнь, и пройти ее нужно с благодарностью Богу, не впадая в прелесть по поводу своей праведности и не впадая в уныние по поводу своих грехов. Велик Господь и милостив, и милость Его безмерна ко всем, кто преклоняет пред Ним свою выю».
В заключение проповеди Его Высокопреосвященство поблагодарил всех за святые молитвы и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.