Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело проникла в наши сердца

Игумения Людмила (Волошина)

На вопросы редакции сайта «Монастырский вестник» отвечает настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге игумения Людмила (Волошина).

Два года назад Вы приняли монастырь, которым 22 года руководила Ваша сестра, приснопамятная схиигумения Серафима. Вы говорили, что всегда были близки по духу с  матушкой Серафимой, у вас был один путь к монашеству, и обитель праведного Иоанна Кронштадтского  вы восстанавливали, будучи все время рядом. Помогло ли Вам то, что Вам лучше, чем кому-то иному видны были все особенности, все трудности игуменского служения? Какие задачи Вы поставили перед собой, оказавшись преемницей Матушки?

Конечно, в управлении монастырем мне очень помогает то, что я была рядом с матушкой Серафимой долгие годы. Последнее время, когда Матушка тяжело болела, она поручала мне многие серьезные дела, и мне приходилось все больше входить в управление обителью. Она часто говорила мне о тяжести игуменского креста. Сейчас я понимаю, что Матушка готовила меня к игуменскому служению.

Мне кажется, одна из главных наших задач – это проявлять любовь к тем людям, которые приходят в обитель. Наш монастырь особенный: он находится в центре города. Поэтому на сестер ложится большая нагрузка по общению с людьми. Часто это люди израненные, ожесточенные, запутавшиеся, далекие от Церкви. При общении с ними нужно огромное терпение. Проявляя внимание, подсказывая, объясняя, мы и выполняем свою главную задачу перед Богом и людьми. Ведь сам отец Иоанн Кронштадтский говорил, что «Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело проникла в наши сердца: этого и ждет Он от всех».

Это трудно, это ежедневный подвиг, но если человек старается ради Бога и ближнего, Господь непременно поможет ему.

Сколько сестер сейчас подвизается в монастыре? Какова практика приема в обитель, насколько долог обычно период искуса?

В монастыре сейчас 85 насельниц и несколько трудниц, т.е. тех, кто пока только присматривается к монашеской жизни и к нашей обители. Обычно мы не сразу принимаем новеньких, но период испытания для всех разный. Это зависит от устроения человека, от его духовной подготовки, от того, насколько хорошо он понимает, куда пришел. Жизнь в монастыре достаточно тяжела. Если человек пришел без серьезных намерений, то он не задерживается, а если у него глубокое стремление к монашеству и его решение взвешено, то он терпеливо и с радостью несет все трудности.

Каковы основные послушания насельниц? Сколько  времени они могут уделять келейному молитвенному правилу?

В нашей обители Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером. Это и определяет основные послушания: церковь, клирос, свечной ящик. Есть и другие послушания: кухонное,  просфорное, швейное, садовое и другие. На нашем монастырском подворье в дер. Вартемяги  в основном сельско-хозяйственные труды: сестры трудятся на коровнике, в саду, на огороде. Все выращивают своими руками.

Согласно Уставу нашей обители ежедневно утром и вечером в церкви совершается общее монашеское молитвенное правило. Утром оно  начинается в 6 часов и включает 3 канона, акафист Иисусу Сладчайшему или Божией Матери, трехсотницу, по одной главе из Евангелия и Апостола, утренние молитвы, полунощницу и дневной акафист. Вечером читается повечерие, вечерние молитвы с помянником и совершается «Богородичное правило».

Многие сестры келейно читают Евангелие, псалтирь, акафисты, творения святых отцов. С этого года все насельницы поочередно келейно читают акафист святому покровителю нашей обители – праведному Иоанну Кронштадтскому.

Сколько времени сестра уделит келейной молитве, зависит и от послушания, и от ее усердия, и от того, как долго она живет в монастыре. Конечно, новоночальной послушнице трудно исполнять большое правило, а монахини стараются больше молиться.

Какие методы, какой подход в духовном руководстве Вам близок (практика откровения помыслов, общие, индивидуальные беседы, или что-то иное)? Актуальна ли для Вас  проблема послушания в монастыре и как Вы ее решаете?

Все сестры разные, и духовное устроение у всех разное. Одной сестре нужно постоянно напоминать о послушании и молитве, а другую нужно предостерегать от чрезмерного усердия. Поэтому и подход к каждой свой. Если сестрам необходимо, то они подходят побеседовать, говорят о своих проблемах, трудностях, недоумениях и мы вместе пытаемся их решить. Но в основном в монастыре воспитывает сама обстановка. Главное, чтобы у человека было послушание. Если нет послушания, то не будет и духовного преуспеяния, сколько бы он ни молился. Речь идет о настоящем послушании, которое творится с любовью и самоотвержением. Можно заставить человека подчиняться, исполнять что-то, но если он  все время сомневается, так ли это надо делать, если он все время рассуждает: «А почему не иначе? А лучше бы вот так»,  если у него ропот и противление, то это не послушание, даже если внешне он не выражает своего недовольства или несогласия. Пока человек сам этого не поймет, будет только внешняя дисциплина, а духовного плода не будет. Раньше люди были проще, воспринимали всё с верой, имели доверие к Богу и старшим, выполняли порученное им дело без рассуждения, поэтому жизнь была более радостной. Современный человек склонен много рассуждать, пытаться постичь всё своим умом, на всё у него свое мнение, но плод этого – томление духа и немирность.

Придерживаетесь ли Вы мнения, что, придя в монастырь, человек может и должен использовать свой профессиональный опыт, приобретенный в  миру, и легче ли осуществить  это в обители, находящейся в центре большого города?

Конечно. Почему бы сестре, если она хорошая швея, не шить монашескую одежду для сестер? Или если она получила специальность регента, почему бы ей не быть регентом монастырского хора? Профессиональные знания и навыки, приобретенные в миру, очень помогают в жизни обители. Но с другой стороны, каждая приходящая в монастырь сестра проходит разные послушания и учится всему: и готовить, и шить, и работать в саду, и читать на клиросе, и петь. Монастырь – это школа, где человек учится не только молитве, но и приобретает разные практические навыки.

Как  в обители  решается вопрос духовного образования сестер, насколько они сами ощущают потребность в этом?

Потребность в духовном образовании у приходящих в монастырь очень велика. В нашей обители собрана большая духовная библиотека, которой пользуются сестры, но этого недостаточно. Нужны упорядоченные знания. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 2013 года у нас проводятся катехизаторские курсы для насельниц. Ведет их один из клириков монастыря, закончивший Санкт-Петербургскую Духовную академию. Занятия проходят 1 раз в неделю. За это время изучались Литургика и Богослужебный Устав, Четвероевангелие, история Вселенской Православной Церкви. Сейчас изучается история Русской Церкви. Сестрам очень нравятся эти занятия, и все темы они воспринимают с большим интересом. Они могут задать волнующий их вопрос – не только по теме урока, но и по Евангелию, и  по святым отцам – и получить обстоятельный ответ.

В чем выражается сегодня миссионерская деятельность  монастыря? В какой мере используются при этом современные информационные технологии?

В монастыре действует воскресная школа для детей, проводятся катехизаторские занятия для взрослых, огласительные беседы для тех, кто хочет принять Святое Крещение. Люди, которые приходят в монастырь, могут побеседовать со священником. Наши священнослужители стараются внимательно относиться к каждому, выслушать, помочь разобраться в проблемах, и прежде всего, направить человека на правильный духовный путь – путь воцерковления. Сестрам, которые несут послушание в церкви и за свечным ящиком,  тоже приходится отвечать на вопросы приходящих, потому что в нашей стране, к сожалению, очень много людей, которые совсем не знакомы с Православием и с церковной жизнью.

Но, пожалуй, главная роль в миссионерской деятельности нашей обители, если можно так выразиться, принадлежит дорогому Батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому.  Как при своей жизни отец Иоанн тысячи людей приводил к Церкви, так и теперь, предстоя Престолу Божию, он продолжает приводить к Богу неверующих. Люди читают книги о святом Иоанне Кронштадтском, воодушевляются верой, приезжают в его обитель на Карповке, молятся ему и получают помощь. Одновременно они обретают веру, начинают ходить в храм, исповедоваться, причащаться и вместе с исцелением тела, получают исцеление духа. Бывает и так, что люди случайно заходят в храм-усыпальницу, ничего не зная о святом, и сестры, которые дежурят в храме, стараются рассказать им о дорогом Батюшке, объясняют, как молиться ему, а дальнейшее совершает благодать по молитвам отца Иоанна.

Возникают ли проблемы с использованием сестрами новых технологий, средств связи в личных целях?

В монастыре пользоваться средствами мобильной связи можно только по благословению. Наш монастырь городской, поэтому многим сестрам приходится по послушанию пользоваться компьютером и сотовым телефоном. Но недопустимо, чтобы сестры бесконтрольно общались по телефону с родными, которых они оставили ради любви к Богу. Самая лучшая связь с родственниками – это молитва о них. Если сестра, переживая за своих родных, часто звонит им, то получается, что внешне она в монастыре, а внутренне пребывает в миру. В монастыре не запрещают общения с родственниками, но в общении с миром должно быть ограничение.

Известно, что в  Иоанновском монастыре существует сильный, дружный приход. Расскажите, пожалуйста, как складываются ваши взаимоотношения, пополнялось ли сестричество из числа прихожанок?

В нашем монастыре большой приход, потому что люди очень почитают св. прав. Иоанна Кронштадтского. Каждый из прихожан может рассказать о том, как помог ему дорогой Батюшка. Очень многие, обращаясь за помощью к св. Иоанну Кронштадтскому, становятся постоянными прихожанами и помощниками обители. Получив помощь от дорогого Батюшки, люди предлагают помощь монастырю. Прихожанки помогают в уборке храмов, на кухне – в дни престольных праздников, в саду. А мужчины обеспечивают порядок в храме во время Богослужения, а также порядок во время крестных ходов, участвуют в уборке храма. Мы эту помощь очень ценим и благодарны нашему приходу.

Фотограф: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники международной конференции на Кипре «Монашество и современный мир»
Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера
Участники международной конференции на Кипре «Монашество и современный мир»
Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера