19 марта 2020 года, в четверг 3-й седмицы Великого поста и день празднования иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хор Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря пел за архиерейским богослужением в Архангельском соборе Московского Кремля.
В иконостасе Архангельского собора имеется чтимый образ «Благодатное Небо».
Уставные богослужения, сочетающиеся с празднованием чтимой иконе, совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Егорьевский Матфей.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа протопресвитер Владимир Диваков и московское духовенство.
За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка Матфей обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Ваши Высокопреподобия, досточтимый отец Владимир, досточтимые отцы, братия и сестры!
Позвольте поздравить вас с сегодняшним торжеством – днем прославления чтимого образа иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо". "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк. 1:28), – такими словами приветствовал Архангел Гавриил Пречистую Деву, Которая готовилась стать Вместилищем Сына Божия и послужить делу нашего спасения. "Се бо отныне ублажат Мя вси роди" (Лк. 1:28), – именно так христианская душа желает ответить на это приветствие, ибо в этих словах заключается то чувство и состояние, которое переполняет христиан уже более двух тысяч лет. Матерь Божия пророчески отвечала этими словами Ее родственнице праведной Елисавете, когда, встретившись, они приветствовали друг друга.
Мы видим, как пророчество Царицы Небесной исполняется на протяжении всей истории христианства. Матерь Божия обрела благодать выше Архангелов и ангелов и прославляется как "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим". Какое же мы имеем счастье – хранить эту святыню, любить Пресвятую Богородицу и прославлять Ее всем сердцем!
В чем же должна состоять наша любовь к Божией Матери и Ее чтимому образу, который мы ныне прославляем? Наверное, самая большая радость для Нее была бы, если бы мы старались подражать Ее добродетелям и святости, благодаря чему она и стала Вместилищем Сына Божия и Бог благословил Ее стать Матерью Того, Кто спасет весь мир от греха, проклятия и смерти.
Чтобы понять, какими добродетелями процвела жизнь Пречистой Божией Матери, всем нам необходимо не только почитать Ее праздники, но и поучаться в Ее житии, исследовать и знать его. Мы вспоминаем Ее преславное Рождение, когда праведные Иоаким и Анна, находясь в великой скорби, всё же не оставляли молитвы. Господь, видя их усердие и глубокие родительские молитвы, благословил родиться от них Пречистой Деве. Молитва стала основой того терпения, которое мы видим в их житии. Мы должны подражать в этом и Пресвятой Богородице, Которая также всю жизнь упражнялась в молитве, являющейся царицей добродетелей.
Что же так прославило Матерь Божию? Где Она могла впитать те добродетели и ту святость жизни, как не в храме? Именно в храме она находилась практически до Благовещения, до явления Ей Архангела Гавриила. Как говорит в своих толкованиях блаженный Иероним, Матерь Божия, находившаяся в храме, до третьего часа пребывала в молитве, в особом уединении. И нам необходимо понять, что благодать Божия касается человека не в суете мирской, не в наших повседневных праздных разговорах – она рождается в тишине храма. И мы можем и должны подражать Матери Божией в том, чтобы чаще и усерднее посещать Божий храм. Молитва должна стать основой нашей жизни.
Начиная с третьего часа Матерь Божия, по словам блаженного Иеронима, упражнялась в рукоделии и чтении Священного Писания. Часто ли мы с вами читаем Священное Писание? Матерь Божия носила глаголы Ветхого Завета на устах своих и в сердце: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Ис. 7:14). Читая эти слова, Она думала, кто же станет этой Блаженной Девой, Которая воспримет благодать Рождения Сына Божия.
Пост, в котором пребывала Матерь Божия, также должен являться для нас примером, ибо мы знаем, что, пребывая в посте, чтении Священного Писания и рукоделии до самого вечера, Она ожидала, пока ангел не принесет Ей пищи, и вкушала пищу только из его рук. Конечно, это является доказательством Ее добродетельной жизни и того, что Она пребывала в посте. И нам также необходимо идти этим благодатным путем, так как именно сейчас мы проходим поприще Великого поста.
Пост, молитва, чтение Священного Писания, посещение храма Божия пусть будут основанием нашего христианского жития и доказательством любви к Матери Божией и ныне прославляемому образу "Благодатное Небо". Собравшись в этом замечательном храме для молитвы, дадим Матери Божией обещание, что постараемся следовать путем взращивания в себе добродетелей и совершения праведных дел, и будем просить у Нее Покрова и защиты, чтобы нам наследовать жизнь вечную. Аминь».
Краткая справка
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Архангельского собора Московского Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:1, 5).
Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными Херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.
Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX – начале XX веков празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта (19 марта по н. ст.) и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.