Хор Богородице-Рождественского монастыря пел за архиерейским богослужением в Архангельском соборе Московского Кремля

19 марта 2020 года, в четверг 3-й седмицы Великого поста и день празднования иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хор Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря пел за архиерейским богослужением в Архангельском соборе Московского Кремля.

В иконостасе Архангельского собора имеется чтимый образ «Благодатное Небо».

Уставные богослужения, сочетающиеся с празднованием чтимой иконе, совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Егорьевский Матфей.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа протопресвитер Владимир Диваков и московское духовенство.

За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка Матфей обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Ваши Высокопреподобия, досточтимый отец Владимир, досточтимые отцы, братия и сестры!

Позвольте поздравить вас с сегодняшним торжеством – днем прославления чтимого образа иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо". "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк. 1:28), – такими словами приветствовал Архангел Гавриил Пречистую Деву, Которая готовилась стать Вместилищем Сына Божия и послужить делу нашего спасения. "Се бо отныне ублажат Мя вси роди" (Лк. 1:28), – именно так христианская душа желает ответить на это приветствие, ибо в этих словах заключается то чувство и состояние, которое переполняет христиан уже более двух тысяч лет. Матерь Божия пророчески отвечала этими словами Ее родственнице праведной Елисавете, когда, встретившись, они приветствовали друг друга.

Мы видим, как пророчество Царицы Небесной исполняется на протяжении всей истории христианства. Матерь Божия обрела благодать выше Архангелов и ангелов и прославляется как "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим". Какое же мы имеем счастье – хранить эту святыню, любить Пресвятую Богородицу и прославлять Ее всем сердцем!

В чем же должна состоять наша любовь к Божией Матери и Ее чтимому образу, который мы ныне прославляем? Наверное, самая большая радость для Нее была бы, если бы мы старались подражать Ее добродетелям и святости, благодаря чему она и стала Вместилищем Сына Божия и Бог благословил Ее стать Матерью Того, Кто спасет весь мир от греха, проклятия и смерти.

Чтобы понять, какими добродетелями процвела жизнь Пречистой Божией Матери, всем нам необходимо не только почитать Ее праздники, но и поучаться в Ее житии, исследовать и знать его. Мы вспоминаем Ее преславное Рождение, когда праведные Иоаким и Анна, находясь в великой скорби, всё же не оставляли молитвы. Господь, видя их усердие и глубокие родительские молитвы, благословил родиться от них Пречистой Деве. Молитва стала основой того терпения, которое мы видим в их житии. Мы должны подражать в этом и Пресвятой Богородице, Которая также всю жизнь упражнялась в молитве, являющейся царицей добродетелей.

Что же так прославило Матерь Божию? Где Она могла впитать те добродетели и ту святость жизни, как не в храме? Именно в храме она находилась практически до Благовещения, до явления Ей Архангела Гавриила. Как говорит в своих толкованиях блаженный Иероним, Матерь Божия, находившаяся в храме, до третьего часа пребывала в молитве, в особом уединении. И нам необходимо понять, что благодать Божия касается человека не в суете мирской, не в наших повседневных праздных разговорах – она рождается в тишине храма. И мы можем и должны подражать Матери Божией в том, чтобы чаще и усерднее посещать Божий храм. Молитва должна стать основой нашей жизни.

Начиная с третьего часа Матерь Божия, по словам блаженного Иеронима, упражнялась в рукоделии и чтении Священного Писания. Часто ли мы с вами читаем Священное Писание? Матерь Божия носила глаголы Ветхого Завета на устах своих и в сердце: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Ис. 7:14). Читая эти слова, Она думала, кто же станет этой Блаженной Девой, Которая воспримет благодать Рождения Сына Божия.

Пост, в котором пребывала Матерь Божия, также должен являться для нас примером, ибо мы знаем, что, пребывая в посте, чтении Священного Писания и рукоделии до самого вечера, Она ожидала, пока ангел не принесет Ей пищи, и вкушала пищу только из его рук. Конечно, это является доказательством Ее добродетельной жизни и того, что Она пребывала в посте. И нам также необходимо идти этим благодатным путем, так как именно сейчас мы проходим поприще Великого поста.

Пост, молитва, чтение Священного Писания, посещение храма Божия пусть будут основанием нашего христианского жития и доказательством любви к Матери Божией и ныне прославляемому образу "Благодатное Небо". Собравшись в этом замечательном храме для молитвы, дадим Матери Божией обещание, что постараемся следовать путем взращивания в себе добродетелей и совершения праведных дел, и будем просить у Нее Покрова и защиты, чтобы нам наследовать жизнь вечную. Аминь».

Краткая справка

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Бла­го­дат­ное Небо», на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, изо­бра­же­на в пол­ный рост и в окру­же­нии яр­ко-крас­ной ман­дор­лы с ис­хо­дя­щи­ми от нее си­я­ю­щи­ми луча­ми. Этот об­раз име­ет так­же на­име­но­ва­ние «Что Тя на­речем?», про­ис­хо­дя­щее из текста Бо­го­ро­дич­на 1-го ча­са, на­чер­тан­но­го по краю си­я­ния, ис­хо­дя­ще­го от Бо­жи­ей Матери: «Что Тя на­ре­чем, о Бла­го­дат­ная? Небо, яко вос­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды; рай, яко про­зяб­ла еси Цвет нетле­ния; Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на; Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам на­шим».

Ико­но­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под но­га­ми Ко­то­рой первона­чаль­но был изо­бра­жен лун­ный серп, ил­лю­стри­ру­ет сло­ва От­кро­ве­ния Иоан­на Бого­сло­ва: «И яви­лось на небе ве­ли­кое зна­ме­ние: же­на, об­ле­чен­ная в солн­це; под но­га­ми ее лу­на, и на гла­ве ее ве­нец из две­на­дца­ти звезд... И ро­ди­ла она мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, ко­то­ро­му над­ле­жит па­сти все на­ро­ды жез­лом же­лез­ным; и вос­хи­ще­но бы­ло ди­тя ее к Бо­гу и пре­сто­лу Его» (Откр. 12:1, 5).

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что этот об­раз на­хо­дил­ся ра­нее в Смо­лен­ске и в XIV ве­ке был пе­ре­ве­зен в Моск­ву до­че­рью ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта Со­фи­ей, ко­гда она ста­ла су­пру­гой Мос­ков­ско­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча (1389–1425), вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми древни­ми ико­на­ми, при­слан­ны­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля (как сле­ду­ет из за­пи­си в Тро­иц­кой ле­то­пи­си за 1398 г.). Об этом ста­ло из­вест­но в 1853 го­ду, ко­гда во вре­мя по­нов­ле­ния иконо­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов) рас­по­ря­дил­ся со­брать ис­то­ри­че­ские све­де­ния о чу­до­твор­ном об­ра­зе. В несо­хра­нив­шей­ся опи­си XVII в. Архангель­ско­го со­бо­ра ука­зы­ва­лось, что об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с на­хо­див­шей­ся в со­бо­ре древ­ней ико­ны, сде­лан­ным ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты по ука­зу ца­ря Фе­о­до­ра Алексееви­ча.

Об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Бла­го­дат­ное Небо», пре­бы­ва­ю­щий в на­сто­я­щее время в мест­ном ря­ду ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, был ис­пол­нен цар­ски­ми иконопис­ца­ми при со­зда­нии но­во­го ико­но­ста­са в 1678–1680 го­дах и по­ме­щен в серебряный че­кан­ный оклад с над­пи­са­ни­ем тек­ста Бо­го­ро­дич­на. Укра­ден­ный в 1812 го­ду ста­рый оклад был за­ме­нен но­вым в 1815 го­ду. В 1916 г. чу­до­твор­ная ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной ри­зой и на­клад­ны­ми се­реб­ря­ны­ми Хе­ру­ви­ма­ми на по­лях, ко­то­рые до на­ше­го вре­ме­ни не со­хра­ни­лись.

Про­то­тип ико­но­гра­фи­че­ско­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­явив­ший­ся в Германии в XV ве­ке и по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в за­пад­ном ис­кус­стве, в XVII ве­ке через Укра­и­ну, Бе­ло­рус­сию и Лит­ву по­пал в Рос­сию.

В на­ча­ле XX ве­ка по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го был сде­лан спи­сок с ико­ны «Бла­го­дат­ное Небо» для риз­ни­цы хра­ма Ва­у­лов­ско­го Успенско­го ски­та Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да в Яро­слав­ской гу­бер­нии. В на­сто­я­щее вре­мя он пре­бы­ва­ет в Вос­кре­сен­ском со­бо­ре г. Ту­та­е­ва Яро­слав­ской об­ла­сти.

Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за по­ме­щен в хра­ме Рас­пя­тия Хри­сто­ва Боль­шо­го Кремлев­ско­го двор­ца.

Во 2-й по­ло­вине XIX – на­ча­ле XX ве­ков празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­лось два ра­за в год: 6 мар­та (19 марта по н. ст.) и в Неде­лю Всех свя­тых. По пят­ни­цам по­сле Ли­тур­гии перед об­ра­зом со­вер­шал­ся мо­ле­бен с ака­фи­стом и во­до­освя­ще­ни­ем.

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара