10 марта 2019 года, в день воспоминания изгнания Адама из Рая, известный в народе также как Прощеное воскресенье, в Аносином Борисоглебском ставропигиальном женском монастыре молитвенно почтили память преподобномученицы Дарии (Зайцевой), являвшейся послушницей Аносиной пустыни.
Празднование святой установлено 14 марта, в день ее мученической кончины на Бутовском полигоне, однако в связи с тем, что эта дата приходится в нынешнем году на первую, особо строгую, седмицу Великого поста, когда совершение Божественной литургии не положено, торжественное богослужение было перенесено на воскресный день.
Накануне было отслужено отслужено всенощное бдение, а в сам день праздника – две Божественных литургии.
Память новомученицы с особым благоговением чтится в ее родной обители, одна из сестер монастыря носит в монашеском постриге ее имя.
Краткая справка
Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в с. Богослове Тульской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. С детства возлюбив Господа, она в ранней юности решила удалиться от мира с его соблазнами и лукавством и служить своему Небесному Жениху. Девятнадцати лет ушла она в Борисоглебский женский Аносин монастырь в 30 верстах от Москвы, в 15 верстах от Звенигорода на р. Истре, где подвизалась до самого закрытия обители советской властью в 1928 году. Неизвестно с достоверностью, что побудило Дарью выбрать для жительства именно этот монастырь (хотя следует отметить, что несколькими годами ранее сюда на подвижническое жительство перебралась ее односельчанка), но к тому времени Аносина пустынь была процветающей образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась, прежде всего, своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Многие известные духовники направляли своих духовных чад в Аносино, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли женской Оптиной пустынью: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине-старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.
Дария трудилась на общих послушаниях, особенно часто приходилось ей носить для монастырских нужд воду с реки Истры, протекающей под высоким монастырским холмом по живописной лощине, или из источников, которых множество в окружающем лесу. Обученная в обители грамоте и живописанию, она несла также иконописное послушание, а со временем была назначена заведовать рухольной (монастырским вещевым складом). Многие годы терпеливо и безропотно трудясь на монастырских послушаниях, послушница Дария вела жизнь смиренную, ничем внешне не выделяясь из среды единонравных сестер. Она не домогалась высших должностей и званий, памятуя о том, что не место и не одежда красят человека. Послушница Дария, почти сорок лет работая Господу, служа Ему верой и правдой, не унывала и не роптала на то, что старшие, испытывая терпение и кротость этой искренней рабы Божией, медлили постригать ее в иноческий чин. Она твердо помнила сказания древних патериков о том, как, случалось, добросовестные послушники по смерти являлись облаченными в великую схиму, в то время как нерадивые схимники оказывались лишенными ее. Поэтому всё внимание усердная послушница старалась уделять внутреннему устроению, чтобы явиться не перед пристрастным и близоруким взором человеческим, но лишь пред очами Отца Небесного истинным внутренним монахом, неоскверненно нося свои пустыннические ризы «в неистлении кроткого и молчаливого духа».
После закрытия монастыря послушница Дария поселилась в с. Холмы Истринского района, где прислуживала в Знаменской церкви. По воспоминаниям местных жителей, вместе с Дарией прибыли еще две монахини, но вскоре они куда-то ушли, а Дария прижилась при храме. Жила она в церковной сторожке. В 1934 году ее избрали церковной старостой. Одна из местных жительниц вспоминает, что в те годы ее, восьмилетнюю девочку, мама водила к матушке Дарии, чтобы та помолилась и помазала святым маслом больные ножки девочки, ребенок от этого получал облегчение в своей болезни.
2 марта 1938 года послушница Дария была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения, а через некоторое время переведена в Таганскую тюрьму в Москве.
8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу Дарию (Зайцеву) к расстрелу. Послушница Дария была расстреляна 1/14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в общей могиле.
Прославлена Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.