В Марфо-Мариинской обители милосердия спасают от разрушения фрески

Специалисты спасают фрески в нижней церкви ставропигиального женского монастыря – Марфо-Мариинская обитель милосердия. Изображения на стенах крипты долгое время осыпались из-за повышенной влажности. Как решили эту проблему, рассказывает корреспондент телеканала «Культура» Юлия Струкова.

Щусев, Нестеров и Корин – создатели Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Для каждого из них он стал своеобразным вызовом. Алексей Щусев стремился осуществить идею великой княгини Елизаветы Федоровны, обратиться к истокам монашеского служения. Псковско-новгородскую архитектуру он взял за основу. При этом Михаил Нестеров – автор фресок – решил сохранить свой, «нестеровский» стиль. Его ученику, юному Павлу Корину, впервые предстояло расписать часть нижнего храма.

«Крипта состоит из двух частей. С правой стороны – нижний храм-усыпальница. Предполагался для захоронения первых сестер обители», – рассказала сотрудник по научно-административной работе Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны Анастасия Буковская.

Многие не подозревают, что в Покровском храме есть такое пространство. После возвращения обители патриархии в правой части захоронили тела нескольких сестер. Левая часть напоминает раннехристианские крипты, как в Риме, вдоль Аппиевой дороги. Монументальная живопись кисти Павла Корина – это сюжет «Путь праведников ко Господу». «Павел Корин использовал инновационные технологии: штукатурка-церезит и силикатные краски», – пояснила Анастасия Буковская.

Инновационные технологии здесь использовали и Щусев, и Нестеров, и Корин. К примеру, впервые применили бетон. Или соединяли несоединимое. «Кирпич, бетон, металл. Вот у нас над головой сводики Монье сделаны из бетона по металлическим балкам», – добавил архитектор-реставратор Николай Чернышёв.

Нестеров, создавая фрески, жаловался: стены не сохнут. Впервые написал на металлических листах. У Корина проблем с влагой тогда не возникало. Осыпаться его изображения стали позже. «В советские годы в достаточно сложных условиях, конечно, существовала эта живопись. Она и замачивалась, и температурно-влажностный режим не соответствовал требованиям к ее сохранению, и неоднократные реставрации, в том числе с применением мало испытанных технологий, привели к тому, что она пришла в аварийное состояние», – сообщил Николай Чернышёв.

Мокрые стены и плесень увидела здесь наша съемочная группа восемь лет назад. Именно тогда специалисты начали исследовать, как изменить климат в крипте, чтобы сохранить живопись. «С целью высушить конструкцию, которая находится за живописью, за этой стеной устроены отсушивающие приямки. За этой стеной теперь находится не грунт, а воздух. Благодаря этому стена находится в удовлетворительном состоянии и не мокнет», – сказал Чернышёв.

Плесень снята, осыпающиеся места укреплены, живопись законсервирована, аварийных участков нет. Сейчас сюда практически никого не пускают, чтобы не нарушать температурно-влажностный режим. В стены вставлены логеры – приборы, фиксирующие влажность по всей глубине стены. Данные мониторинга нужны для установки постоянной автоматической климат-системы.

«Эти фрески уникальны. Они имеют огромную историко-культурную ценность не только для Москвы, Марфо-Мариинской обители, но и для всей страны в целом. Я рада тому, что они находятся сейчас в противоаварийном консервационном состоянии, что такие работы были проведены», – заявила председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК Алла Громинова.

Климатологи, реставраторы, архитекторы, конструкторы – консилиум из нескольких десятков специалистов продолжает наблюдать за сложным и необычным пациентом. «Путь праведников ко Господу» Павла Корина считают последней храмовой росписью, выполненной в дореволюционной Москве.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Казанская Амвросиевская женская пустынь