27 февраля 2020 года в Желтой аудитории Просветительского центра Сретенского ставропигиального мужского монастыря прошла последняя встреча из курса «Как научиться говорить и писать о своей вере». Православный публицист и катехизатор Сергей Комаров разобрал технологии написания интересного рассказа, а также рассмотрел возможные варианты проповеди по житию святых.
Чтобы написать рассказ, необходим конфликт. Существует классическое понимание конфликта: его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. В этой схеме есть всегда герой и антигерой.
Но есть второй вариант, который является более сложным. Это может быть конфликт личности автора с реальным миром, поэтому его можно назвать внутренним. Для наглядного примера Сергей Комаров привел фильм известного советского режиссера Александра Довженко «Земля», в котором представлен внутренний конфликт между временем – царской Россией и советской.
Сергей Комаров предложил классическую структуру рассказа:
· экспозиция – предыстория, где описывается картина действий еще до сюжетной линии, например: «Жили были...»;
· завязка – отправная точка развития сюжетной линии;
· развитие – часть сюжета между завязкой и кульминацией, где автор должен показать всё свое мастерство, чтобы заинтересовать читателя;
· кульминация – высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой;
· развязка – завершение сюжета.
Сергей заметил, что эта структура необязательна для написания рассказов, особенно в настоящее время:
«Мы сейчас живем в такое время, где все нормы и схемы не соблюдаются, и эта классическая структура рассказа может быть нарушена. Например, может не быть экспозиции и развязки, а сразу история может начаться с развития, или может начаться всё с развязки».
Он отметил, что в рассказе очень важен финал – заключительная сцена драматического произведения, в которой сюжетное действие приходит к логической развязке.
Бывает три вида финала: закрытый, когда четко ясно, чем всё закончилось; открытый: читатель может только догадываться, что произойдет дальше; смешанный: писатель «закручивает» всё так, что читатель не может определиться с выводом.
Далее Сергей Комаров предложил рассмотреть вторую тему беседу: «Как подготовить проповедь опираясь на жития святых?»
«Жития святых всегда были материалом для проповеди. Житие каждого святого – это история реальной жизни. Современным людям нужны доказательства.
Если посмотреть на текст Нового Завета, то можно увидеть, что Христос и апостолы часто ссылаются на жизни ветхозаветных праведников», – отметил лектор.
Сергей разобрал основные сборники житий святых таких авторов, как святители Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов) и Макарий Московский, и указал на их недостатки:
«Там можно увидеть некоторые недостоверности жизни святых. Вся эта проблема, в основном, заключается в наличии неких шаблонов, по которым писались все жития в то время».
Для более полного изучения житий, например святых древности, он порекомендовал читать жития святых, написанные на Святой Горе Афон, – «Афонский патерик».
В завершение встречи Сергей Комаров предложил слушателям самим, опираясь на житие преподобного Сергия Радонежского, написать проповедь, рассказ, эссе или статью для современного человека. Он предложил следующие темы:
1. Куда зовет нас преподобный Сергий: «Куда он зовет нас? В лес? К чему он нас призывает?»
2. Смирение – источник христианского мужества.
3. Собеседники преподобного Сергия.
4. Преподобный Сергий и его отношение к власти.
По традиции после лекционной части участники встречи пили чай и общались с лектором.